Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание

1. Сущность я содержание воспитательной работы.
2. Технология воспитания военнослужащих.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по военке.docx

— 26.84 Кб (Скачать документ)

     Основы  организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части

      

     ВОПРОСЫ:

     1. Сущность  я содержание воспитательной  работы.

     2. Технология  воспитания военнослужащих.

 

     1

     В руководящих  документах МО РФ и военно-педагогической литературе последних лет под  воспитанием военнослужащих понимается целенаправленная и планомерная  деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов  военного управления и должностных  лиц Вооруженных Сил РФ по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к военной организации  государства, готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах  обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства. Оно  осуществляется на основе Конституции  РФ и законов РФ, указов Президента России и постановлений Правительства  РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных  Сил Российской Федерации» (2004 г.). В  этих документах нашли отражение  многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам российского  государства, общечеловеческие ценности. Они учитывают исторический опыт, современное состояние, проблемы и  тенденции развития российского  общества.

       Основной целью воспитания военнослужащих  является формирование и развитие  у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной  личности. Ее достижение подразумевает  комплексное решение системы  воспитательных задач, каждая  из которых отражает специфические  особенности конкретной категории  военнослужащих (офицеров, прапорщиков,  военнослужащих по призыву и  т.д.).

       Содержание воспитательной работы  в подразделениях и частях (на  кораблях) Вооруженных Сил РФ  формируется на базе реализации  основных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского,  нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и  экологического. Каждое из них  предполагает достижение конкретных  воспитательных целей с помощью  соответствующих форм воспитательной  работы.

       Государственно-патриотическое воспитание - это оказание педагогического  воздействия на военнослужащих  в целях формирования и развития  личности,'' обладающей качествами  гражданина-патриота России, способного  активно участвовать в укреплении  и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному  выполнению стоящих перед ним  военно-профессиональных задач.  Это направление воспитания предусматривает  прежде всего формирование активной  жизненной позиции военнослужащего,  позволяющей ему в полной мере  использовать свои гражданские  права и обязанности в интересах  государства, общества и личности.

       Воинское воспитание - это процесс  систематического и целенаправленного  воспитательного воздействия на  духовное и физическое развитие  военнослужащих для их подготовки  к вооруженной защите Отечества.  Оно предусматривает создание  в частях и подразделениях  условий, усиливающих мотивацию  и рост профессионализма военнослужащих  в процессе перехода Вооруженных  Сил на контрактную систему  комплектования.

       Нравственное воспитание - это оказание  воздействия на сознание, чувства  и волю военнослужащих в целях  формирования у них необходимых  в военно-профессиональной деятельности  духовно-нравственных черт и качеств  личности. Его содержание нацелено  на вооружение военнослужащих  знаниями о предъявляемых со  стороны государства и общества  требованиях к их профессиональному  и нравственному облику, на формирование  и осознание личностного смысла  моральных принципов и норм, позволяющих  предотвращать негативные действия  и поступки, формировать профессиональные  нравственные чувства (например, ответственность, гордость, доблесть).

       Сущность правового воспитания -педагогическое  влияние на сознание и чувства  военнослужащих в целях формирования  у них устойчивых правовых  убеждений, привития им высокой  правовой культуры, навыков правомерного  поведения. Его проведение предусматривает  организацию правовой пропаганды, мобилизацию воинских коллективов  и войсковой общественности на  активное участие в правовоспитательном  процессе, контроль за соблюдением  законности и правопорядка, воинской  дисциплины.

       Экономическое воспитание представляет  собой воздействие на военнослужащих  в целях формирования у них  экономических знаний, навыков, умений  и личностных качеств, необходимых  для успешного выполнения должностных  обязанностей. Оно предусматривает  воспитание бережного отношения  к государственному имуществу,  понимания необходимости рационального  использования материально-технических  и учебно-методических средств,  умения предвидеть и оценивать  экономические последствия своей  профессиональной деятельности  в любых условиях учебной, служебной  и боевой деятельности.

       Эстетическое воспитание - это педагогическое  взаимодействие с военнослужащими  в целях развития их эмоционально-чувственной  сферы и духовного мира. Осуществляется  формирование эстетического отношения  к военной службе, воинскому долгу,  воинской среде, субъектам и  объектам военно-профессиональной  деятельности, привитие эстетического  отношения к военной форме  одежды, повышение эстетического  содержания воинских ритуалов, приобщение  к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

       Физическое воспитание предполагает  совершенствование физической культуры  военнослужащих, организацию активного  досуга, укрепления здоровья и  закаливание, формирование морально-волевых,  боевых и психологических качеств,  необходимых для решения военно-профессиональных (боевых, учебно-боевых и иных) задач.  С этой целью осуществляется  плановая физическая подготовка  различных категорий военнослужащих  в соответствии с задачами  видов Вооруженных Сил, проведение  спортивно-массовых мероприятий,  организация активного досуга  личного состава, пропаганда здорового  образа жизни и др.

       Экологическое воспитание предусматривает  формирование у военнослужащих  экологического мышления, необходимых  экономических, юридических, нравственных  и эстетических взглядов на  природу, роль и место человека  в обеспечении охраны окружающей  среды. Оно предполагает разъяснение  причин негативных экологических  последствий воинской деятельности  и возможностей их предотвращения, вовлечение военнослужащих в  практические мероприятия по  охране природы, а также осуществление  их экологического обучения.

       Все направления воспитания военнослужащих  взаимообусловлены, но каждое  из них имеет свою специфику.  Воспитание предполагает комплексный  подход, единство и согласованность  его составных частей. Однако  их конкретное содержание формируется  под воздействием групповых социально-психологических  особенностей различных категорий  военнослужащих.

       Как известно, военно-профессиональные  личностные качества офицеров  формируются уже в ходе их  образовательной подготовки в  военных университетах, институтах  и училищах. Последующее совершенствование  происходит уже в войсках и  на флотах. В связи с этим  в военно-педагогической литературе  выделяются некоторые особенности  воспитательной работы с офицерами.  Прежде всего она направляется  на их закрепление в кадрах  Вооруженных Сил. Не менее важен  дифференцированный подход в  воспитательной работе с ними. Особого внимания заслуживает  проблема требовательности к  офицерскому составу, которая  должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и  сочетаться с уважением их  личного достоинства. Важной особенностью  является создание и поддержание  в офицерских коллективах такого  морально-психологического климата,  когда в центре внимания будет  каждый офицер подразделения.

       Свою специфику имеет и воспитательная  работа с прапорщиками (мичманами). Обновление теоретического содержания  воспитательной работы с этой  категорией военнослужащих, приведение  ее в соответствие с реальностями  жизни в последние годы являются  наиболее актуальными направлениями  этой работы. Ведущая роль принадлежит  формированию гражданской ответственности,  которая цементирует основные  моральные качества, укрепляет волю, помогает выполнять воинский  долг. К другим особенностям относится формирование научного мировоззрения, которое является своего рода стержнем высокой гражданской зрелости прапорщиков и мичманов и представляет собой синтез научных знаний, идейных убеждений и готовности действовать согласно им на практике, в повседневной жизни. В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

       Наряду с офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах  сегодня объективно выделяется  особая категория военнослужащих - сержанты (старшины) и солдаты (матросы), проходящие военную службу по  контракту (контрактники). Анализ  воспитательной работы в подразделениях  и частях (на кораблях) показывает, что они требуют особых подходов  в воспитании. Прежде всего это  выявление и развитие профессионального  потенциала военнослужащих-контрактников,  создание условий для их личностной  самореализации в военно-профессиональной  деятельности. Не менее важным  является привитие и закрепление  у этой категории военнослужащих  профессиональных качеств личности, ответственности, умения ориентироваться  в сложной обстановке, преданности  делу защиты Отечества, верности  Военной присяге и Боевому  знамени, уверенности в своих  профессиональных возможностях  и др.

       Современная ситуация в армии  и на флоте определяет особенности  воспитательной работы с военнослужащими,  проходящими службу по призыву.  Эта категория все еще составляет  большую часть воинских подразделений,  и именно на нее возлагается  решение основных задач, стоящих  перед армией и флотом. И это  в то время, когда образовательные,  психологические и физические  показатели призывного контингента  ВС РФ в последние годы заметно  снизились. Вследствие этого основное  внимание обращается на активное  формирование у военнослужащих-«срочников»  установок и навыков эффективной  военной службы, осознанного выполнения  воинского долга, уставных требований, организованности, уважительного отношения  к командирам и начальникам.

       Нынешний этап отечественного  военного строительства характеризуется  ростом количества военнослужащих-женщин. Их индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности придают воспитательной работе с этой категорией военнослужащих соответствующие особенности. Она требует особого терпения, такта, индивидуального стиля воспитательного взаимодействия, учитывающего особенности их личностной сферы, семейного положения и др., обусловленных социально-экономическими, правовыми, социокультурными и иными факторами военно-профессиональной деятельности.

      

     2

     Любое воспитательное воздействие (взаимодействие) предусматривает использование  в его рамках конкретных организационных  форм различных педагогически целесообразных методов и средств. Формируемый  таким образом комплекс раскрывается понятием «педагогическая технология», под которой понимается процесс  реализации взаимосогласованных и  последовательно применяемых форм, методов и средств решения  педагогических задач в интересах  достижения намеченных целей воспитания.

       Системообразующим элементом воспитательной  технологии выступает форма воспитания. Именно в ее рамках реализуются  наиболее целесообразные для  конкретной педагогической обстановки  или ситуации методы и средства  воспитания. Под формами воспитания  понимается организационная сторона  воспитания, предполагающая определенный  состав и группировку воспитуемых,  структуру и содержание воспитательных  мероприятий, а также место  и продолжительность их проведения. К основным формам воспитания  военнослужащих подразделения отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные  беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов,  собрания и совещания, тематические  вечера, диспуты, викторины. Важное  значение также придается встречам  с ветеранами боевых действий  и военной службы, экскурсиям  по историческим местам и местам  боевой славы, проведению дней  воинской славы России и т.д.

       Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных  форм реализуется один или  несколько методов воспитания, представляющих  собой совокупность педагогических  средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военно-профессиональных качеств личности. Методы воспитания можно объединить в три группы: методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.); методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.); методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.). Остановимся более подробно на характеристике методов воспитательного воздействия (взаимодействия) на подчиненного.

Информация о работе Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части