Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения

Работа состоит из  1 файл

Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

финансирование учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного  медицинского страхования и оказывающих  медицинскую помощь неработающим пенсионерам  по старости, осуществляется в установленном  порядке в субъекте Российской Федерации  за счет средств бюджетов всех уровней  в объеме, не ниже предусмотренного в 2002 году.

Участие Пенсионного фонда Российской Федерации в финансировании указанных  расходов будет осуществляться на основании  соглашения о финансировании расходов на оказание адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам между  высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  и Пенсионным фондом Российской Федерации. 

При этом предполагается, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения  Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в целях создания равных возможностей получения медицинской  помощи для пенсионеров, утвердят методику расчета тарифов на медицинскую  помощь (услуги), оказываемую застрахованным гражданам в рамках базовой программы  обязательного медицинского страхования, определят порядок финансирования и взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь, учета, контроля и ценообразования по обязательному медицинскому страхованию, стандарты оказания медицинской помощи.

Пенсионный фонд Российской Федерации  совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного  медицинского страхования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  на основании получаемых агрегированных данных об объемах и стоимости  медицинской помощи, оказываемой  неработающим пенсионерам  по ОМС, начнет формирование сводного регистра для организации системы персонифицированного  учета застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования.

Взаимодействие участников процесса при отработке порядка финансирования территориальных программ обязательного  медицинского страхования по обязательному  медицинскому страхованию неработающих пенсионеров отражено на слайдах (9-16)

Целью проводимого эксперимента является  дополнительное привлечение финансовых средств для обеспечения сбалансированности доходов системы обязательного медицинского страхования и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи неработающим пенсионерам, внедрение унифицированных и персонифицированных способов оплаты медицинской помощи.

Изменение порядка финансирования процесса обязательного медицинского страхования может не дать положительных  результатов, если не предоставить самостоятельности  медицинским организациям в части  расходования средств, поступивших  за оказанные медицинские услуги населению, на заработную плату работникам, приобретение медикаментов, оборудования и др.

С 2004 года в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации  Концепцией модернизации системы обязательного  медицинского страхования софинансирование программы обязательного медицинского страхования неработающих граждан, включая пенсионеров и детей, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Одновременно с этим предусматривается  уменьшение ставки единого социального  налога в части перечисляемой в территориальные органы ОМС, и увеличение ставки единого социального налога в части зачисляемой в ФОМС.

Кроме того, в системе ОМС будет  предоставлена возможность добровольного  отказа от участия в обязательном медицинском страховании и решении  вопроса финансирования медицинской  помощи через систему добровольного  медицинского страхования. В этом случае, обеспечивается право на денежную компенсацию  через  механизм предоставления вычета из ЕСН в части, направляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Размер вычета из ЕСН должен определяться с учетом сохранения финансовой стабильности системы ОМС независимо от количества застрахованных граждан, перешедших в негосударственную систему медицинского страхования.

 


 

 


 

 

 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения  и развития страхового дела

История возникновения и  развития страхового дела тесно связана  с историей общественного развития, в частности с появлением капитализма  на рубеже XVII-XVIII вв. Зарождение промышленности, бурный рост торговли и мореплавания способствовали появлению новых  форм сохранения и упрочения капитала, в том числе и за счет страхования  имущества, грузоперевозок. Так появились  первые страховые товарищества, которые  наряду с банками и биржами  стали неотъемлемой частью новой  общественно-экономической формации.

Начиналось социальное страхование  с наиболее простых его видов - страхования жизни и от несчастных случаев, которыми занимались небольшие  частные страховые компании. По мере того, как крепла и развивалась  промышленность, появлялись крупные  предприятия, фабрики, в процесс страхования вовлекались все более широкие слои населения, а основным объектом страхования становилось здоровье и способность к труду. Стремясь обеспечить себя и свою семью в случае утраты трудоспособности по болезни или инвалидности, рабочие создавали общества взаимопомощи, "братства", и другие ассоциации, в которые сами производили страховые отчисления. В таком виде социальная защита рабочих в странах Европы существовала в течение XVIII-XIX вв. Например, в Германии такая структура сохранилась до сих пор в виде страховых фондов по профессии (Die Innungskrankenkassen). Небольшие фонды в каждом городе сливались в более крупные и устойчивые.

Во Франции было более 5000 обществ взаимопомощи на случай потери работы, болезни или выхода на пенсию. Некоторые из них содержали центры здоровья, нанимали врачей, но чаще возмещали расходы пациента после визита независимого врача. Подобным образом создавались страховые товарищества в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, России, Скандинавских странах и многих других.

Однако такие добровольные структуры постоянно испытывали дефицит финансовых средств, а число  застрахованных было ограниченным, не говоря уже об иждивенцах, стариках, детях и других категориях нуждающихся.

К началу нынешнего столетия во многих европейских странах были приняты законы о страховании  работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых  взносов помимо самих работников стали участвовать предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие  от 25 до 40% страховых взносов. В более  поздний период в страховые фонды  стали поступать субсидии и дотации  государства.

Чем больше государство вносило  средств (дотаций) в систему обязательного  страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемое страхование  здоровья стало одной из главных  предпосылок формирования государственного (бюджетного) здравоохранения в таких  странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других ("бевериджская" модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая "бисмаркская" модель, при которой существенную роль играло финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды.

Показательной является реформа  национального страхования в  Великобритании.

"Акт о национальном  страховании" был принят в  Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально,  подобно аналогичным законам  других стран, не предусматривал  внесения страховых взносов полностью  за счет государства, что является  наиболее социально справедливой  формой страхования. Акт 1911 года установил для одной группы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имели рабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день, которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались из взносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства. Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчая его лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета. Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательно принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Страховые взносы в Великобритании (а также в странах континентальной  Европы) собирались через почтовые ведомства путем покупки специальных  марок, затем эти средства поступали  к страховым комиссарам в страховые  комиссии. Последние и распределяли полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности  застрахованных за минусом средств, предназначенных на пополнение резервного фонда и содержание центральных органов страхования.

Спустя неполных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования в Великобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы, связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.

Чтобы государство было в  состоянии брать на себя такого рода расходы, понадобилось сравнительно широкое  определение его компетенции, подводящее английскую систему страхования  на случай болезни и инвалидности к идеалу страхования - "страхованию  без взносов", что и стало  в последующем в Великобритании главной предпосылкой реформы 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.

Во Франции вопрос об организации  страхования здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидности впервые  был поставлен еще Конвентом, который создал реестр - "Книгу  национальной благотворительности", и Законом "22 флореаля второго  года", определившим, какие категории  населения подлежат записи в этот реестр. Но едва был опубликован  этот Закон, как Конвент из финансовых соображений отказался от его  выполнения. И только 100 лет спустя французское правительство приступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французской  революцией.

В июле 1913 г. во Франции был  принят закон, согласно которому проводилось  страхование рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель  обязан был выплачивать денежное пособие в течение календарного года с момента увольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в  которую входили депутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и  предприниматели. Закон имел очень  важное значение в становлении системы страхования здоровья.

В Швеции проект закона о  социальном страховании рабочих  был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон  этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная  комиссия под председательством  профессора В. Линдстэда, в результате деятельности которой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят "Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости". По этому закону обязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до 66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью - обеспечить каждого по наступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временной и стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносов страхуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же период происходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть в той или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения в государстве.

Родоначальницей больничных касс по праву считается Германия, где они образовались еще за 30 лет до появления первых касс в  России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого III Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.

Еще в 1883 г., сразу после  принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.

К примеру, в Лейпциге было образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов. Таким  образом, возникла местная больничная касса для Лейпцига и окрестностей (Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) - самая большая больничная касса Германии. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформила договорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкими специалистами и 28 зубными врачами.

Касса содержала свои санатории  и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский кабинет, электро- и светолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическими магазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.

В обязанности больничных касс согласно закону входили:

предоставление бесплатного  лечения;

выплата денежного пособия  во время болезни;

материальная помощь и  пособие беременным и роженицам;

пособие на погребение.

Членам семей застрахованных предоставлялось только бесплатное лечение, а также медицинская  помощь беременным и роженицам. Но большинство  касс этим не ограничивались и расширяли  свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 - взносы самих рабочих и 1/3 - взносы предпринимателей. Таким образом, исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным: система свободного выбора врача; система "списочных врачей"; система врачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам.

Каждая из систем имела  свои преимущества и недостатки и  применялась в зависимости от сложившихся традиций, социально-экономических  и географических особенностей данной территории.

Информация о работе Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом