Вышивка крестомкрестом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

выш крестом книга.docx

— 83.88 Кб (Скачать документ)

Индивидуальная форма  организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания  – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность  полностью индивидуализировать  содержание и темп учебы, дать возможность  отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]

Структура комбинированного урока:

•     Внешняя;

•     Внутренняя.

•     Внешняя структура  включает в себя 3 элемента:

•     Вводный инструктаж;

•     Самостоятельная  работа и текущий инструктаж;

•     Заключительный инструктаж.

Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.

Внутренняя структура  выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.

Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:

1) подготовка учащихся  к изучению нового материала  (постановка темы, цели, актуализация  знаний);

2) сообщение новых знаний;

3) самостоятельное получение  учеником новых знаний

4) текущее повторение, первичное  закрепление;

5) создание ориентировочной  основы деятельности учащихся  на уроке - предназначены для  создания образа предстоящей  практической работы учащихся.

Самостоятельная работа и  текущий инструктаж.

Внутренняя структура  этого элемента строится по видам  самостоятельной работы учащихся:

1) самостоятельная работа  по получению новых умений;

2) самостоятельная работа  по совершенствованию умений  на основных и заключительных  этапах;

3) творческая проектная  деятельность.

Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:

•     обобщение  и систематизация изученного;

•     контроль и  оценка знаний, умений, навыков;

•     выдача домашнего  задания.

2.3 Календарно – тематический план по разделу

"Вышивка" Вышивка

Тема урока: "Подготовка к вышивке"

Цели урока:

1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.

2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

3. Воспитательная – воспитать  самостоятельность и чувство  ответственности за порученную  работу перед коллективом, умение  трудиться как в коллективе, так  и отдельно от него, культуру  общения.

Оборудование – рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники  выполнения швов, образцы вышитых  изделий.

Ход урока

1. Организационная часть  в начале занятия. Проверяю  присутствующих на уроке, готовность  учащихся к уроку, решение проблемных  ситуаций (отсутствие каких-либо  материалов, инструментов) - (5-10 мин).

2. Вводный инструктаж (25-30 мин)

2.1. Подготовка учащихся  к изучению новых знаний. Сообщаю  тему "Подготовка к вышивке", записываю на доске, прошу записать  тему в тетрадь. Страница 128 в  учебнике, вешаем плакаты "Материалы  и оборудование для вышивки  счетными швами"; "Образец схемы  для вышивания".

2.2. Сообщаю новые сведения  – формируем материал о понятии  процесса вышивания, материалах  и инструментах применяемых для  вышивания.

Один из древнейших видов  художественного творчества - вышивание. В народных вышивках большое распространение  получили счетные швы. Популярны  они и в наше время. Эти швы  назвали так потому, что ими  заполняют узор, отсчитывая нити ткани.

Для выполнения счетной вышивки  нужны ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток  по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет  выполнять вышивальные стежки одинакового  размера и с равными промежутками. Во время вышивания необходимо постоянно  считать нити ткани, что требует  большого напряжения зрения. Легче  вышивать по канвовой ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем "тоньше", сложнее и меньше по размеру будет работа.

Выбор иглы обусловлен видом  вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит  размер игольного ушка, а от вида ткани - острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для  того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.

Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например крученые хлопчатобумажные, различных  цветов и оттенков. Это и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина  вышивальных ниток должна соответствовать  плотности ткани и величине стежка.

Ткань следует хорошо натянуть. Ее помещают в пяльцы или рамку. Лучше  использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удержания  и натягивания ткани.

Наперсток необходим для  проталкивания иглы через ткань  и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим  или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний  палец рабочей руки.

Вышивальные ножницы применяются  для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Закройные  ножницы используют для раскроя  ткани (Плакат).

 

Плакат. Материалы и оборудование для вышивки счетными швами

 

 

Плакат. Схема для вышивки

Схема для вышивки - это  лист бумаги в клетку, на который  с помощью условных значков или  цвета нанесен рисунок (Плакат).

2.3. Закрепление изученного  материала: путём устного опроса  я опрашиваю учеников пройденный  материал. Повторяем основные моменты:

Какую ткань используют для  вышивки счетными швами и почему?

Сто представляет собой схема  для вышивки?

Почему после каждого  сеанса вышивания необходимо снимать  пяльцы?

3. Самостоятельная работа  учащихся (20-25 мин)

3.1. Отутюживание ткани для вышивки. Обработать срезы и обработать края липкой лентой, чтобы предотвратить их от осыпания. Определяем центр ткани, сложив ее пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками контрастной ниткой или специальным маркером. Заправить ткань в пяльцы. Отрезать пасму ниток длиной 90см. отделить от нее нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко.

4. Заключительный инструктаж (10 мин)

4.1. Контроль, оценка знаний, умений, навыков в работе на  уроке. Желающих рассказать о  своей работе в рабочей тетради,  слушаю, задаю вопросы и ставлю  соответствующую оценку за проделанную  самостоятельную работу.

5. Выдача домашнего задания  (10 мин)

5.1. Реферат "История  вышивки в России". Объясняю  объём, порядок выполнения. Реферат  в тетради, вольного содержания, желательно сделать рисунки.

6. Уборка рабочих мест (2-5 мин).

Анализ допущенных отклонений, итог урока.

Тема урока: "Счетные  швы"

Цели урока:

1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.

2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

3. Воспитательная – воспитать  самостоятельность и чувство  ответственности за порученную  работу перед коллективом, умение  трудиться как в коллективе, так  и отдельно от него, культуру  общения, аккуратность.

Объект работы: Схемы для  вышивки.

Оборудование – ручные швейные инструменты, рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники  выполнения швов, образцы вышитых  изделий, раздаточный материал с  образцами тканей, пригодных для  выполнения счетных вышивок, иллюстрированный материал, инструменты и приспособления для вышивания: канвовая ткань, цветные  нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Ход урока

1. Организационная часть.  Проверка присутствующих на уроке,  готовность учащихся к уроку,  решение проблемных ситуаций (5-10 мин).

2. Проверка домашнего  задания и вводный инструктаж (25-30 мин).

2.1. Выслушать реферат  на заданную тему.

2.2. Подготовка учащихся  к изучению новых знаний. Называю  тему урока: "Счетные швы". Но  прежде, сем начать объяснять  новую тему, надо узнать правила  безопасной работы на кухне.  Вешаю иллюстрационный материал "Правила безопасности работы  при выполнении ручных работ". Сначала спрашиваю у детей,  что они знают об этом:

-А что вы знаете  о правилах безопасности при  выполнении ручных работ?

Наводящими вопросами  и путём рассуждений с учениками  пытаюсь вместе сформулировать правила. Дальше вместе с учениками читаю  правила, и объясняю непонятное. Далее дети открывают тетрадь и записывают под диктовку дополнительные правила, которых нет в учебнике используя плакат.

Опасности в работе:

•     Повреждение  пальцев иглой или булавкой;

•     Травма руки ножницами;

•     Травма глаз.

Что нужно делать для начала работы:

•     Сосчитать  количество иголок и булавок в  игольнице;

•     Положить инструменты  и приспособления в отведенное для  них место.

•     Что нужно  делать во время работы:

•     Быть внимательной;

•     Надевать наперсток  на средний палец правой руки, чтобы  не уколоть его;

•     Вкладывать иглы и булавки только в игольницу;

•     Класть ножницы  справа сомкнутыми лезвиями, направленными  от себя;

•     Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончании  работы:

•     Посчитать  количество булавок и иголок в  игольнице. Их должно быть столько, сколько  было вначале работы;

•     Убрать рабочее  место.

3. Изучение нового материала.

Основные понятия и  определения учащиеся записывают под  диктовку в тетрадь.

Познакомимся с процессом  вышивания.

Выстирать ткань.

Подсушить.

Хорошо отутюжить во влажном  состоянии.

Перевести рисунок на ткань  с помощью цветной копировальной  бумаги (гладь).

Заправить ткань в пяльцы и хорошо её натянуть по утку и долевой  нити.

Выполнить закрепление нити в начале работы.

Выполнить вышивку.

Выполнить закрепление нити по окончанию работы с изнаночной стороны вышивки.

Выполненную работу осторожно  выстирать.

Накрахмалить выстиранное  изделие и подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.

Отутюжить выстиранное изделие  с изнаночной стороны на чистой подстилке.

Познакомимся с основными  счетными швами. Это - набор, гладь, "роспись", гобеленовый шов, крест.

Набор (брань) - это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре  ткачество, потому что выполнение этого  шил можно сравнить с движением  челнока (Рис.66). Выполняют его прямыми  стежками различной длины (швом "вперед иглу") но счету нитей в зависимости  от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно  делать не очень длинными, чтобы  впоследствии они не цеплялись и  не вытягивались. В народных вышивках набор применяют как самостоятельный  вид вышивки и в сочетании  с другими швами. Основной цвет ниток - красный, с небольшим добавлением  синих или черных. Раньше "бранками" украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.

Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне  белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.

 

Рис.66. Набор (брань)                   Рис.67. Русская гладь

 

Рис.68. "Роспись"

Информация о работе Вышивка крестомкрестом