Вышивка крестомкрестом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

выш крестом книга.docx

— 83.88 Кб (Скачать документ)

Рубрики учебной программы Рубрики учебника

1. Кулинария 1. Элементы материаловедения

2. Гигиена девушки. Косметика 2. Рукоделиеобработки ткани. Элементы материаловедения. Рукоделиеизготовления фартука на поясе.

3. Интерьер жилого дома 3. Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

4. Элементы материаловедения 4. Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника

5. Элементы машиноведения.  Работа на швейной машине 5. Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка

6. Вышивка 6. Уход за одеждой. Ремонт одежды

7. Ручные работы 7. Кулинария

8. Уход за одеждой. Ремонт  одежды 8. Интерьер кухни, столовой

9. Проектирование и изготовление  швейного изделия (фартук) 9. Гигиена девушки. Косметика

Учебник "Рукоделие" в жёстком переплёте на обложке и торце учебника написано его название и указан класс. Так как учебник предназначен для девочек, то на обложке нарисованы сантиметровая лента, ножницы, полотенце с вышивкой, швейная машинка с электрическим приводом, миксер для взбивания, плакат с изображением посуды, фартука, прихваток. Рисунки нарисованы на светлом фоне, а название на белой полосе, обрамлённой зелёным кантом.

Аннотация. Тема: Подготовка к вышивке. Эта тема изучается  школьниками в 5 классе. На её изучение отводится 2 часа. К моменту изучения этой темы учащиеся прослушали вводное  занятие. На изучение раздела "Декоративно-прикладное творчество. Вышивка" отводится 8 часов.

План:

1. Какую ткань используют  для вышивки счетными швами  и почему?

2. Что представляет собой  схема для вышивки?

3. Почему после каждого  сеанса вышивания необходимо  снимать пяльцы?

Количество страниц-3, Время  на изучение-2 часа

Требования Критерии Пример

1. Принцип научности Основы, соответствующие разделам фундаментной науки "Техническое выполнение простейших ручных швов"

Разработки в соответствии с современным уровнем развития науки, техники "Использование компьютера для выполнения вышивки"

Включение сведений их научных  открытий и развития идей, понятий "Подготовка швейной машины с электроприводом к работе"

Наличие сведений о методах  познания фундаментной науки "История создания программы для вышивания"

2. Учёт возрастных и  познавательных возможностей Простота языка и доступность изложения материала "Рукоделиевыполнения швов"

Выполнение дидактических  правил доступности в обучении "Понятие о счетных швах"

3. Системности и последовательности Соответствие рубрикации учебника и программы "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка"

Соответствие последовательности изложения материала в темах  учебника и в программе "Вышивка"

Равномерность распределения  объёма материала К1=256/62=4,12

К2=5/2=2,5

4. Чёткость структуры  "Вышивка"

5. Воспитательные задачи Развитие определённой формы мышления "Гигиена девушки"

Развитие вкусов, формирование норм морали "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка"

Иллюстрации в учебнике приведены  красивые, ясные, с разбивкой по пунктам, также приведены примеры и  красочные зарисовки работы, проставлены  номера и сноски, много последовательных рисунков, есть схематичное изображение, таблицы, что способствует лучшему  усвоению материла учащимися.

Дидактическая ценность: систематичность  и последовательность, чёткость структуры, воспитывающий характер.

Данный учебник отличается тем, что он направлен на выполнение творческих проектов, даёт простое  и понятное объяснение нового материала, которые способствуют раскрытию  всех задатков личности. Выполнение проектов приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и создаёт возможность  самостоятельных решений и открытий. Этот новый, переработанный учебник  теперь полностью реализует содержание программы.

Таким образом, мы выяснили, что предмет "Трудовое обучение", а впоследствии "Рукоделие", претерпевали различные изменения. В разное время к этому предмету относились по-разному. Этой дисциплине то уделялось большое значение, то наоборот, ее не воспринимали как серьезный предмет.

Между тем технологическое  обучение как учебный предмет  является совершенно уникальным образованием. Само понятие "рукоделие", введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.) Современное применение этого понятия охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы "Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе" (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего материала.

В свою очередь учебная  программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда. Немаловажную помощь при разработке урока учителю  дает методическая литература. Школа  должна идти в ногу со временем, с  развитием общества. Учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики рукоделии, должен изучать и делать анализ методической литературы. Результаты трудового обучения достигаются лишь при совместной деятельности учителя и ученика. Поэтому учителю необходимо планировать и тщательно продумывать каждый шаг занятия, должна быть продумана и спланирована деятельность учащегося.

 

ГЛАВА 2. Методика преподавания рукоделии в новых условиях

2.1. Методы и формы изучения  раздела "Вышивка" Вышивка

При изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество. Вышивка" мы рекомендуем  применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения:

•     Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

•     Беседа.

Самостоятельная работа учащихся с литературой.

Телевидение, звукозапись.

Наглядные методы обучения:

•     Демонстрация наглядёных пособий, применение информационных технологий.

•     Показ трудовых приемов.

•     Самостоятельные  наблюдения учащихся.

•     Производственные экскурсии.

•     Практические методы обучения:

•     Упражнения по выполнению приемов, операций.

•     Самостоятельные  работы.

•     Тренажеры

•     Лабораторно-практические работы

•     Управление технологическими процессами.

•     Рассмотрим особенности каждого из методов.

В ходе рассказа ученики  знакомятся с понятиями о процессе пищеварения, об усвояемости пищи, о  витаминах, о пищевой ценности овощей. В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Учебная демонстрация помогает при классификации овощей по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]

Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых  доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует "обратная связь", т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным  методом является беседа – метод  обучения, при котором учитель  использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию  нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:

Что такое "роспись"?

Какой шов лежит в основе вышивок набор (брань), русская гладь, "роспись"? Какое оборудование необходимо для создания собственных  схем вышивки?

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. В своем конспекте урока я предлагала детям работать с литературой по теме "Использование компьютера для вышивания".

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической  документацией и применяется  в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой  для себя области. Главное отличие  письменной инструкции заключается  в специально подготовленной графе  самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот метод при проведении урока "Счетная вышивка".

В практике учителя рукоделии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и  конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять  с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

•     информировать  школьников о том, что они будут  наблюдать и с какой целью;

•     организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

•     позволить  учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

•     стараться, чтобы  важнейшие особенности предметом  производили на учащихся наиболее сильное  впечатление;

•     позволить  учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях. [10, с.98-99]

При разработке конспекта  урока в разделе "Вышивка" Вышивка крестомя применяла некоторые методы демонстрации как: образцы видов счетных швов.

Плакаты по теме "Виды обозначений  стежков на схеме", "Виды швов для  вышивания".

Схемы, применяемые в учебнике на страницах 128,131,135,137 - 141.

2.2 Формы организации учебного  процесса при изучении раздела

В настоящее время на уроках рукоделии установились три основные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Фронтальная форма организации  обучения выражается в том, что все  учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю рукоделии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет  организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках "Счетная гладь", "Вышивка крестомкрестом", "Простой гобеленовый шов".

Групповая (звеньевая) форма  организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ  на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом  при выполнении задания достоинства  этой формы очевидны: она позволяет  создавать у школьников правильное представление о современной  организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При  разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания  с применением информационных технологий.

Информация о работе Вышивка крестомкрестом