Вышивка крестомкрестом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Этапы становления технологического образования в России
1.2 Понятие технологического образования
1.3 Содержание технологического образования школьников в 5 классе по разделу "Вышивка"
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУКОДЕЛИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Методы и формы изучения раздела "Вышивка" Вышивка
2.2 Формы организации учебного процесса при изучении раздела
2.3 Календарно – тематический план по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

выш крестом книга.docx

— 83.88 Кб (Скачать документ)

Другим аспектом применения ЭВМ в курсе "Вышивка" есть система автоматического проектирования (САПР), использующая графические дисплеи и планшетные графопостроители, что, наряду со значительной экономией учебного времени на конструирование и моделирование швейных изделий за счёт устранения непроизводительного ручного труда по вычерчиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников к предмету. [19 с.82-85].

4. Тематический план изучения  раздела "Вышивка" Вышивка:

Тема                                                                      Часы

1. Подготовка к вышивке                                          2

2. Простейшие счетные  швы                                         4

3. Использование компьютера  для вышивания 2

5. Реализация дидактических  принципов в содержании программы:

Под принципами обучения следует  понимать исходные положения, которые  лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.

Между дидактическими принципами существует тесная связь, - это определенная система. А сейчас рассмотрим каждый принцип в отдельности.

а) научность, систематичность, последовательность в обучении.

Правила, обеспечивающие систематичность, последовательность и доступность  в обучении: идти от конкретного  к абстрактному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Вся система знаний по предмету "Рукоделие", порядок расположения материала по годам обучения соответствуют развивающимся психологическим особенностям и возможностям учащихся, раскрывают внутреннюю связь между отдельными научными понятиями и общими закономерностями. Переход от близкого к далекому в учебном материале данного предмета осуществляется тогда, когда учитель связывает новые знания с жизненным опытом учащихся, с теми представлениями, которые они черпают в окружающей среде.

Суть смысла принципа систематичности  в "Рукоделии" заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Одним из важнейших требований к систематическому расположению материала  является соблюдение преемственных  связей. Научность, систематичность  и последовательность взаимосвязаны, и это имеет первостепенное значение для повышения уровня работы школы, а также для улучшения качества знаний учащихся. Например, тема "Счетные  швы". В ней раскрывается понятие  о наборе петель, видах швов, элементах  швов. Эта тема открывает новые пока ещё не изученные понятия, но вместе с тем уже первоначальные знания есть.

б) сознательность и активность учащихся.

Сознательность понимается педагогами как овладение учащимися  данными науки, учебным материалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию. Сознательное обучение обязательно предполагает активность и самостоятельность  учащихся.

В ходе изучения предмета "Рукоделие" у учащегося работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательности усвоения учебного материала. Примером тому служит тема "Счетные швы". На этом уроке учащиеся делают практическую работу (вышивание крестом и гладью), что обеспечивает хорошую усвояемость нового материала.

в) наглядность обучения.

Наглядность – это такой  принцип, который строится не на отвлеченных  представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых  ребенком.

По характеру отражения  наглядности окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

•     натуральная  наглядность (живые растения, животные, минералы).

•     изобразительная  наглядность (фотографии, картины, рисунки).

•     символические  изображения (географические карты, чертежи, диаграммы и графики, схемы, таблицы).

Есть и такие средства наглядности, которые сочетают все  виды ее. Прежде всего, это учебное  кино. С помощью кинокамеры можно  проникнуть в тайны явлений и  процессов. Кино может ярко и увлекательно показать скрытые глубинные процессы, протекающие в неживой природе, в живых организмах.

В школьном курсе "Рукоделие" наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентация учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимися максимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат о безопасности приёмов труда наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе с иглами, ножницами и другими колющими предметами.

г) прочность знаний.

Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки.

Прочность знаний в "Рукоделии" находится в прямой зависимости от повторения, которое по возможности проводится на каждом уроке. Самостоятельность мысли при повторении находит свое выражение в создании новых способов доказательств, решения познавательной задачи. В условиях практического применения знаний на этом предмете создаются весьма благоприятные условия для самоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закреплять пройденный материал, т.е. проверять прочность знаний. Этот подход к проверке знаний ведёт, прежде всего, к успешному результату и к хорошим оценкам.

д) принцип индивидуального подхода.

Для того чтобы учащиеся сознательно овладевали знаниями, чтобы  обучение действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно  учитывать особенности каждого  ученика.

Индивидуальный подход к  учащимся в "Рукоделии" позволяет учителю, прежде всего, сделать обучение более доступным для каждого из них, умение применять знания на практике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности. Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организовать самостоятельную работу учащихся. На уроке "Счетные швы" учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты. Здесь требуется фантазия, чувство стиля, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии.

Каждый из принципов дидактики  сам по себе, изолированно от других, своего значения не выполняет. Только в единстве, в определенной системе  каждый в отдельности и все  вместе они являются принципами обучения. Принципы дидактики служат основой  для правильного решения важнейших  вопросов теории и практики обучения.

6. Реализация содержания  данного раздела в школе обеспечена  следующей учебно-методической литературой.

1.В.Д. Симоненко, Ю.В.  Крупская, Л.В. Сазонова, Н.И. Кизеева.

Рукоделие: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1998 год. – 256с.: ил.

2. Рукоделие: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко; Москва; Вентана - Граф; 2001 год; 256стр.

3. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения рукоделии 5-9 классы. М., Дрофа, 2004г., 220 стр.

4. Крупская Ю.В. Методические  рекомендации, 5 класс.М., Вентана – Граф, 2006г.

5. Женские рукоделия, М., Цитадель, 2000 год, 512 стр., ил. .

7. Межпредметные и внутрипредметные связи:

Экология - помогает определять экологически чистые материалы и  знать их предназначение.

Охрана труда – несет  важное значение на предмете "Рукоделие". Это безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.

Экономика – расчёт изделия  при изготовлении, экономия материалов.

ИЗО – красиво изображать различные виды вышивки.

Черчение – конструирование  и моделирование чертежей одежды и вышивки.

Химия – химический состав тканей и нитей.

Биология – где и  из чего получают различные виды тканей и нитей.

Эргономика – удобство человеческой жизни.

Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа  для вышивания.

8. При изучении раздела  учитель постоянно уделяет внимание  экологическим вопросам, формирует  у учащихся систему экологических  знаний о взаимодействии природы,  общества и человека, об экологических  проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния  трудовой деятельности человека  на окружающую среду и здоровье. Воспитывает у учащихся привычку  экологически целесообразного поведения,  стремления к активной практической  деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивает практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей среды своего края, области, города, села. В содержании экологического образования учитываются состояние окружающей среды, традиции и экологическая культура населения данной местности.

9. Задачам развивающего  компонента посвящены, например, подразделы "Интерьер жилого дома", "Декоративно-прикладное творчество. Вышивка". При изучении их учащиеся  знакомятся с творчеством народных  умельцев своего края, с материалами  и инструментами, применяемыми  в традиционных художественных  ремеслах, со способами оформления  интерьера жилого дома.

На занятиях по конструированию  учащиеся учатся строить чертёж, пользоваться чертёжными инструментами, знакомятся с особенностями женской и  детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.

10. Практические работы  учащихся:

Показ правил безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ;

Определение правильности выполненной  вышивки;

Выполнение образцов швов для вышивания;

Расчет простейших рисунков для вышивания;

Изготовление вышивки  крестом и гладью.

Объекты:

Нитки для вышивания и  требования к ним;

Шов крестом и гладью;

Подготовка рабочего места;

Изготовление схемы для  вышивания "Улитка";

Образцы вышивки;

Проведение контроля качества выполненной работы;

Исправление дефектов.

11. Основной формой обучающего  процесса в школе является  комбинированный урок.

Эвристическая беседа - учитель  путём совместных с учащимися  логических рассуждений подводит их к определенному выводу, при этом учитель побуждает учащихся активно использовать ранее полученные знания, жизненный и трудовой опыт, сравнивать, анализировать, сопоставлять. Это проблемный метод обучения - в основе учебная проблема.

Метод учебной демонстрации – является одним из самых распространённых методов. Демонстрации могут быть динамическими - показ приёмов подвижных натуральных  объектов, действующих моделей. Статическая  демонстрация – показ неподвижных  натуральных объектов, недействительных объектов, макеты, схемы, таблицы.

12. Методы контроля.

Устный опрос, выполнение практических работ, проверка домашнего  задания, текущее наблюдение.

13. Материально-техническое  обеспечение – компьютер. Инструменты и приспособления - ножницы, линейка закройщика, сантиметровая лента, миллиметровая бумага, чертежные инструменты, ручные иглы, нитки для вышивания (мулине), булавки английские, наперсток, учебник, рабочая тетрадь, ткань (канва).

Изучение и анализ методической и учебной литературы.

Цели работы: изучение методических пособий для учителя и учебников  для учащихся, формирование умения анализировать их.

Общие сведения:

В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, Н.И. Кизяева, Л.В. Сазонова. Рукоделие: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1998 год. – 256с.: ил.

Цель пособия – формирование у школьников понятия о рукоделии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление школьников. На конкретных проектах учащиеся знакомятся с использованием знаний и умении для выдвижения идеи, планирования и изготовления изделия.

Пособие может быть использовано для обучения, как девочек, так  и мальчиков, так как знания основ  кулинарии, рационального питания, культуры дома, простейших приёмов  работы с различными материалами  необходимы всем.

Информация о работе Вышивка крестомкрестом