У моей страны особое предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:57, дипломная работа

Описание

Случилось так, что в душе весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки:
День поблек, изящный и невинный

Содержание

1.Вступление
2 Символизм раннего Блока
3.Литературная позиция Блока 1909-1911гг.
4 . Блок и кризис русского символизма(1912-1917гг.)
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 39.03 Кб (Скачать документ)

  Кризиса феодализма и  крестьянских войн с современностью. Как вечные  рассматривает  Блок и  характеры персонажей. Таким образом, для  пьесы оказывается необходимым воспроизведение разных сторон действительности.

  На  этом фоне развертывается “миф”. Все  персонажи характеризуются относительно  главного критерия – человечности. Входят  неудачливость, страдание и одновременно высокое  мужество, спокойная   жертвенность, готовность к гибели.

  Близкую  концепцию  человеческого и структуру образов  находим и в “полной революционных предчувствий” поэме “Возмездие”.Здесь еще больше конкретно-исторического, бытового, автобиографически точного. Первая  глава в особенности строится так, что  позволяет  истолковать  характеры героев как реалистические – определенные  эпохой и  историей: повествование о “дворянской  семье” , живущей “под  петербургским небом”.

  Но  такое  истолкование будет и правильным, и неполным. По Блоку, чем меньше “музыки” в ходе истории, тем больше “среды”, “быта”, “нравов”. Чем  громче звучит мазурка исторического  “возмездия”, тем эфемернее быт. “Сын” гибнет,  уйдя  из мира “уютов” и так  и не увидел Нового.

  А сын  Сына (о котором Блок пишет во вступлении к неоконченной поэме) вообще  дан вне “быта”: дитя дворянина  и польской  крестьянки, он живет, заброшенный в “широких, польских клеверных полей”, слушая музыку Природы. Ему-то, может быть, и  сужденно совершить подвиг Возмездия за искалеченные, “страшным миром” судьбы людей.

  Такое  понимание Человеческого, резко  отличаясь от концепций Вл.Соловьева и тем более от символистского “соловьевства”, во многом  ведет к  известным нам  традициями – демократическому утверждению исконной  ценности человека,  дополненному  героическими чертами русской  культуры начало XX в. – ее  верой  в мощь и силу Человека. Как мы видим,  Блок  вновь  пытается объединить  принципы символизма и реализма, как в 1907 году. Но в то же время, теперь главную роль для  Блока играют исторические  факторы. Блока 1910-х годов  не покидает  ощущение, что свет, история  и  современность, именно во всей их  конкретности, отображают становление  “мирового мифа” и что вне  знания исторически  конкретного  невозможно проникнуть в тайны бытия. Отсюда – постоянные мысли о роли  конкретных и живых деталей в искусстве: “люблю в “Онегине”, чтоб  сжалось сердце от крепостного права. Люблю деревянный  квадратный чан для собирания дождевой воды на  крыше над аптечкой возле PLAZA de TOROS в Севилье (Муз. Драма “Кармен”). Меня  не развлекают, а мне  помогают мелочи (кресла, уюты, вещи) в чеховских пьесах. (….).

  Очень люблю  психологию –в театре. И вообще чтобы было питательно. “Питательны”, жизненно  важны  для искусства, конечно, не разграничений “самоценные” детали. В итоге если рад критических высказываний Блока  (в статьях дневниках и т.д.) совпадал с  положениями символистской  критики, а творческий метод прозы, поэмы и драмы мог в той или иной  степени, но никогда полностью – сближаться с  символистским (ср. исторические  произведения Мережковского, прозу Белого 1910-х годов, Вяч. Иванова), то лирики, сталь глубоко пронизанной историзмом,  символизм никогда не создавал.

  Крайняя точка  расхождения Блока с символизмом – вопрос о  способах

  воздействия искусства на  жизнь. Полностью отказавшись от утопий “жизнестроения”, Блок , поэт  революционно  активной эпохи, не оставил мыслей  о высокой миссии искусства. Однако теперь  он  видит эту миссию, во-первых, в  познавании глубинных основ жизни и  главное -путей  истории. “При всей нашей слабости и  безмолвии, подкрадывание двенадцатого года к  событиям  отмечается опять-таки дневнике в литературе”. Связь искусства с  ощущением подземного хода истории для Блока особенно  важна:

  «Мы на  стенах читаем строки». В 1910-х годах Блок  вновь резко отрицает “мистическое шарлатанство” символистов начала века и  избегает ответственного  слова “пророк” (“Не называйте поэтов пророками, потому что этим вы обесцените  великое слово”).

  Зато  он  охотно подчеркивает то, что отличает его понимания “пророка” от символистского, - необходимость для  художника учиться в жизни.

  Но  высокий  смысл искусства Блок, совсем отходя от символистской  эстетики, находит в ином. Из дневниковых записей  выясняется, что для искусства  необходима нравственность: “(…) искусство  связано с  нравственностью”. Это  и есть “фраза”, проникающая в произведение (“Розу и Крест”, так думаю иногда я )”. Это «тайное» знание проникает не только в «розу и крест», но и во все  творчество Блока 1910-х годов. Его мысли о  необходимости для  каждого современника знаний об исторической необходимости возмездия (“возмездие”, поэ а и цикл), о долге  (“соловьиный сад”, “Роза и Крест”) и высокой  героике подвига(“На  поле Кумиковом”, “Ямбы”) не только  еще раз  свидетельствуют о  воздействии на Блока демократизма XIX в. Впервые  в истории символизма  речь  идет о том, что искусство-это средство для  служения  жизненным , а не “мистическим”, “небесным”, целям. 

  5. Заключение.

  Идеалом Блока была художественная  культура. По глубокому  убеждению Блока  следует стремиться не к “закрытости”, изоляции от других художественных и общественных веяний, а к культуре, открытой всем ветрам истории и искусства. В отличие от  ряда символистов, Блок широко и  жадно впитывал впечатления окружающего мира. Искусство для Блока определялось не “цеховой” принадлежностью, а способностью” слушать в мире ветер”. Блоку никогда не изменяла “бесстрашная искренность”, которая была в любом его стихотворении. Он  хотел быть понятым  читателями и надеялся, что  когда-нибудь о  нем скажут:

  Простим  угрюмство - разве это

  Сокрытый  двигатель его?

  Он  весь – дитя  добра и света,

  Он  весь – свободы торжество!

Информация о работе У моей страны особое предназначение