У моей страны особое предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:57, дипломная работа

Описание

Случилось так, что в душе весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки:
День поблек, изящный и невинный

Содержание

1.Вступление
2 Символизм раннего Блока
3.Литературная позиция Блока 1909-1911гг.
4 . Блок и кризис русского символизма(1912-1917гг.)
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 39.03 Кб (Скачать документ)

  План  

  1.Вступление

  2 Символизм  раннего Блока

  3.Литературная  позиция  Блока  1909-1911гг.

  4 . Блок и кризис русского символизма(1912-1917гг.)

  5. Заключение. 
 

  1.   Вступление

  Случилось так,  что  в  душе весьма  романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже  сказочные, нереальные,  произведения. Когда  мне  впервые  попался  на глаза томик стихов  Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое  внимание. Мое воображение  поражали строки:

  День  поблек, изящный и невинный

  Вечер заглянул сквозь кружева.

  И над книгою старинной

  Закружилась голова.

  Встала  в легкой  полутени,

  Заструился  вдоль перил.

  В голубых сетях  растений

  Кто-то медленно скользил.

  Имя Александра Блока тесно связано  в сознание читателя с  таким  течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой  школе, смотрели на все события, происходящие в этом  мире совсем не  так, как, например , это делали реалисты или  приверженцы романтизма . В стихах, и прозе символистов всегда  присутствуют какие – то  таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок  часто выходил за  рамки символизма.  При  прочтении его стихов  кажется, что поэту «надели» эти  рамки, ему  тесно. Именно поэтому  тема «Блок и символизм» меня  очень привлекает.  В своей работе я постараюсь выяснить отношение  Блока к  символизму, причину его  разногласий, а  после и разрыва с поэтами- символистами.

  Поэт, оставивший  заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному  литературному  направлению. Но он  никогда  не принадлежит только  одному  литературному направлению. Это в полной мере  относится к творчеству одного из крупнейших  русских поэтов  XX в. – Блока. Блок  может рассматриваться как продолжатель и  завершитель традиций  великой  русской литературы XIX в – и как зачинатель  новой русской поэзии  XX в, и как наследник  и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого  мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти  подходы  оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.        

    Однако в этой  многогранной  картине особо значимо та литературная  среда Блока, которую он сам для  себя считал  более органичной и разрыв с которой на определенном этапе своей творческой  эволюции был основным событием его  духовного  развития.        

    Нет сомнений, что  таким литературным направлением для Блока был  символизм, а такой  средой – символистская. Принадлежность  Блока к символизму так же очевидна, как и рано родившееся у него  стремление  «преодолеть»  символизм.        

    Наиболее распространена точка  зрения, согласно которой «первые  годы творчества Блока (1898-19034) безоговорочно связаны с символизмом», а  затем поэт все дальше  отходит от  прежних   единомышленников. Но тем  временем, мысль Л.К. Долгополова: «Именно  в творчестве Блока символистская поэма и обрела свои наивысшие достижения »до сих пор  почти  уникальна в своей  определенности.        

    Русский  символизм – явление сложное, не покрываемое  одним рядом каких-либо характеристик. На  разных этапах становления и в  творчестве  разных художников ценность символизма выявлялась по-разному. И по этому, для того чтобы понять как Блок был связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм» 

  2. Символизм  раннего Блока

  Как известно, на дельнейшую жизнь любого человека  влияет его семья и  воспитание. Александр Блок  не был  исключением. Его  семья  часто играла важнейшую роль  в жизни поэта.

  И сам Блок  и многие  мемуаристы, и  ряд  критиков  и исследователей  творчества Блока, писали об  огромной роли «бекетовской культуры» в  становлении поэта.

  Прабабушка  Блока  вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, таких как Дельвиг. Прадедушка был знаком с самим  Пушкиным.

  «Прекрасная семья Гостеприимство стародворянское, думы – светлые, чувства -простые и строгие»,  - говорил  Блок о семье  в которой вырос. Кроме того, все семья была связана с  литературой. Две  тети занимались переводами и даже сами  писали стихи и рассказы.

  Мать  поэта очень любила литературу и  сама любила сочинять.

  Но  в семье «господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и  идеалах». И  поэтому маленький Саша Блок впитал в себя не новое искусство, а наоборот, исконно  русскую, классическую литературу. Однако – что более важно, «новое искусство» в «бекетовском доме»     не столько «не знали», сколько  активно не принимали. Слова «декадент», «декадентский», часто встречается в переписке  членов семьи, в их дневниках, семейных стихах и т.д., и всегда как «чужое»  слово с  иронической или  резко отрицательной  окраской. Бабушка  поэта позднее сокрурушается по поводу «декадентских» стихов любимого внука, сам Блок-подросток в духе семейных  традиций высмеивает (действительно ему малоизвестную) «декадентскую» поэзию в своем  рукописном  журнале «Вестник».

  Таким образам,  первоначальное, воспитанное  в «бекетовском доме» отношение Блока к «новому искусству» было не только  вполне  отчужденным, но и , по всей видимости  негативным. Его первые опыты  питала совсем иная поэтическая среда- традиции русской лирики  XIX–в. И хотя на протяжении своего творчества Блок часто отрицал бекетовские  традиции, его  путь к поэме «Двенадцать» был  одновременно связан с его постоянным возвращением  к этим традициям, ставшими для  поэта символом  русской  культуры XIX–в.

  Первые  стихи Блока (1897-1900), впоследствии объединенные  им в цикл,

  «Ante Lucem»,  не предвещают никакого «конфликта» с культурой Бекетовых. Эти стихи свидетельствуют о том, что Блок во многом  учится у русских  романтиков (Пушкин, Лермонтов) и  лириков  середины века(Фет, Тютчев). Хотя уже  тогда создается особый  стиль, который во  многом тяготеет к символизму. Это,  например, тоска по ушедшим культурам. Еще ближе  к символизму то, что во многих  стихах   Блока, при  помощи  сочинений, цитат  объединяются разные  эпохи, герои.

  И все же Блок  1898г. – 1990г.  еще отнюдь не  представитель   «нового  искусства».

  Поэзия  Блока, устремленная   за  красотой,  весьма  далеко от  напряженного  и осознанного  индивидуализм декадентов. Поэтическая «картина  мира» Блока еще только формируется  и в целом традиционна. 

  В 1900-1901 г. Блок еще  не  связан ни с декадентами, ни  соловьевцами: Только в 1902г. Блок знакомится с  Мережсковским, а через семью Соловьевых сближается с  А.Бельем. Но  уже с начала века, Блок внутренне противостоит  влиянию «бекетовской»    культуры . Им был пережит своеобразный  конфликт «отцов и детей». Позднее он  скажет «Нет у нас гения отеческого, зато с современностью очень  соприкасаемся. Отцы  громили нас…  Страшна родителей кара… Позднее будет раскаянье. А того и не будет ».

  Первая  попытка Блока критически оценить символизм относится к  началу XXв.

  До  нашего времени сохранилась  незавершенная статья Блока о русской  поэзии(1901-1902). Цель этой статьи сам поэт определял  так: «Следующий очерк не содержит в себе  чего-нибудь стройно-цельного. Это критика от  наболевшей души, которая стремится защитить от  современников белые  и чистые  святыни».

  В своей  статье Блок  соглашается с  Меренсковским, который  считал, что  символы, не вчерашнее изобретение парижской  моды, а возвращение к  древнему, вечному, никогда не  умиравшему началу. Блок  так же  считает  символизм  начала  XX века, современным видоизменением  вечного и живого начала.

  В  статье Блок приходит в выводу, что символизм вышел из  романтизма, но при этом символизм – не столько продолжение, сколько  преодоление  романтизма, который  кажется  поэту  старинным и наивным  мироощущением…

  Подлинный символизм для  Блока всегда  был связан с  поисками идеала, которым   была, как и у всех «младших» символистов,  «нетленная красота в окружении  веры и вера в окружении красоты».

  Но, разумеется, неизменно важнее поэзия Блока 1901-1902гг. «Стихи о Прекрасной даме»-  одно из самых  глубоких явлений  символистического   искусства в России и вместе с тем произведение  удивительно  самобытное, уникальное.

  В своем сборнике Блок  сумел создать  реальное  поэтическое  единство различных символов. В стихах видно и напряженное  ожидание полного  обновления мира, и сочетание  двух, противопоставляемых друг-другу миров, «мифического и реального».

  «Стихи  о Прекрасной доме» нужно читать  несколько раз. При  первом  прочтении они  предстают как  собрание  вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным  единством эмоций  и стиля  лирических  стихотворений. При  втором – в них  раскроется единое повествование, а  каждое  стихотворение окажется  его частью.

  С одной  стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне «земных» переживаний  и любовных мук  самого поэта, но с  другой стороны в них  раскрывается символистское  ощущение мира,  его понимание и пути  развития вселенной.

  Конечно, в сборнике могут  быть  выделены тексты, где господствуют  мистические интерпретации изображаемого. Таково, например, знаменитое «Предчувствую Тебя. Года  проходят мимо…» Здесь и  эпиграф  из  Вл. Соловьева, и написания «Ты», «Тебя», и как бы  «вынесенность» действия в пространства  «неба», «закатов», подчеркивают тему  страстного ожидания земных  воплощений.

  Вечной  женственности и боязни того, что  в миг воплощения «Она», «изменит облик», окажется во власти земного  Хаоса. В  других стихотворениях – и их довольно много,- напротив, заметнее связь с порядившими их  реальными событиями. Например, «Не  поймут бескорбные  люди…», где  упоминания  «масок, смехов в  окне и лирического «я»,  ожидающего «Всю ночь, всю ночь – у окна! – почти точно воспроизводят ситуацию  ожидания  поэтом своей невесты, ушедший на маскарад.

  У Блока, смысл одних  стихотворений  проникает в тексты других. В результате  любовные, психологические, пейзажные, мистические  планы  повествования  неразрывно связаны.

  Таким  образом «Стихи о Прекрасной Даме» нельзя  рассматривать  только как произведение «перерастающее» символизм.  Напротив,  во многом это- наиболее реальное воплощение  творческий  устремлений «нового искусства» XXв.

  И все же  основания  увидеть в  «Стихах о Прекрасной Даме » нечто, что  не укладывалось  символизм начала века – существуют.

  В стихах Блока яркость и  полнота  изображения «земных» чувств иногда оттеняет   мистику на задний  план.

  Например, в строках:

  Ухожу в розовеющий лес…

  Ты  забудешь меня, как простила

  Мы  видим не только сложности взаимоотношений  героя и  Души Мира, но  видим и теплоту «розовеющего леса», грусть  разлуки-чувства самые земные.

  В 1902 г.  Блок уже  предчувствует  революцию и это чувство близости «несказанно» нового придает его стихам  человеческую  убедительность. В них  живет  ощущение, что новый мир  уже при дверях:

  К нам  прольется в двери келий

  Светлая лазурь.

  И полны  заветной дрожью

  Долгожданных  лет,

  Мы  помчимся к бездорожью

  В  несказанный свет.

  В отличии от других символистов, у Блока «новый мир»   лишен мистической туманности, что делает его живым  миром красоты, любви и счастья.

  И еще одна существенная особенность  цикла, выходящая за  рамки «Младшего символизма», «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас  не в широкий мир «Нечаянной Радости», не в мир   мистической  утопии символистов, а в мир уединенный,  райский сад первой любви, где  живут только двое: лирический  герой и объект его высокой любви… « Лирические  персонажи»  обретают яркость, определенность,  выразительность  чувств  и эмоций.

  Эпизод  встречи изображен так, что  может быть истолкован как некий фантастический  или  мифологический случай. Но  сами эмоции напряженною ожидания и  бурной, головокружительной радости встречи, и  возникший  образ лирического «я»,    наделены  «реальностью», то есть «остаются земными». Это кардинально отделяет  поэзию  Блока от  поэзии Вл. Соловьева.  У Соловьева герой является  только носителем эмоций, не являясь при  этом целостным  характером, и  не облагая  индивидуальностью, а образ царицы миров    вообще не  поддается какому – либо  «заземлению, не  имеет  реальных  качеств». Уже  позже  у Соловьева появляется стихи, где  «земное  происхождение» героини  сознательно  подчеркивается, но соединение в ней  и  мистических, и реальных черт  не достигается. Наконец,  поздний  Соловьев отказывается от поисков ценного в  индивидуально человеческом:

Информация о работе У моей страны особое предназначение