У моей страны особое предназначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:57, дипломная работа

Описание

Случилось так, что в душе весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки:
День поблек, изящный и невинный

Содержание

1.Вступление
2 Символизм раннего Блока
3.Литературная позиция Блока 1909-1911гг.
4 . Блок и кризис русского символизма(1912-1917гг.)
5. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 39.03 Кб (Скачать документ)

  реальность  «лишь грубая  кора  вещества», под  которой  герой учится

  … осязать нетленную  порфиру

  И узнавать  сиянье  божества

  («Три  свидания»)

  Художественная  позиция Блока своеобразна: большинство символистов создали лишь  глубоко индивидуальный образ лирического «я» , однако замкнутого  в  «голубей» тюрьме бытия. Блок  в  «Стихах о Прекрасной  Даме»  создает  высокий лирический образ-персонаж, выводящий поэта из  этой  «тюрьмы».

  Итак, Блок  в «Стихах о  Прекрасной Даме»  еще находится под  сильным влиянием Соловьева. В цикле отобразились  идеалы воплощенной  Красоты,  «нового мира», перерожденного Красотой. Но все же, в создании цикла большую роль сыграли и  прочные связи Блока с русской  культурой XIX в., которые  возникли за долгдообращения поэта к «новому искусству»

  3. Литературная  позиция  Блока  1909-1911гг.

  1909-1911 годы редко выделяются как  особый этап эволюции Блока. Однако в этот  отрезок времени  отношения Блока с символистами и его оценка символизма вновь  изменяются.

  В весне 1909г.  испытанные  поэтом в 1907-1908 гг. подъем, вера  в близость  революции, стремление к общественной  деятельности  сменяются апатией чувствам безнадежности борьбы. («Или надо совсем не жить в России, плюнуть в ее пьяную харю, или  - изолироваться от  унижения – политики, да и «общественности», партийности (….). Пусть вешают, подлецы, и околевают в своих поях – 3 апреля 1909).

  Ощущение  «непробиваемости» ненавистной поэту реакции, разочарование в известных   ему  формах «общественности»(прежде всего символистских) и незнание иных ее форм  породили  новое  умонастроение миру  реакции, несправедливости  и мещанства  противопоставима  лишь одна ценность красота природы и искусства 13 апреля 1909г. Блок  пишет матери о постановке «Трех сестер »: «Это – угол великого русского искусства, один из  случайно  сохранившихся, каким – то чудом не  заплеванных углов моей пакостной, грязной,   тупой и кровавой родины». Путешествие  по Италии, «обжегшей» Блока  искусством,  усилило эту  мысль: «Я теперь ничего не  могу воспринять , кроме искусства, неба и иногда  моря(…). Европейская жизнь  так  же  мерзка, как и русская» . «Отсюда убеждение в праве художника служить лишь творчеству:  Я считаю теперь  себя в праве  умыть руки и заняться искусством».

  Противопоставление  реальности искусству:

  «Лишь в легком челноке искусства // от скуки мира  уплывешь»  - вновь  сближает Блока с символизмом. Идеи Блока 1909 – 1911г.  существенно  отличаются от  по ранних .

  Теперь  Блок  говорит  не о  красоте мистической, небесной («Стихи о Прекрасной Даме»), а о земной красоте: природы, искусства, любви. Апология  хаоса, возникшая в годы  предшествующие  первой  русской революции, смыкается  пафосом   гармонии. Мир  для  Блока не просто  прекрасен – он подобен  искусству. Сущность и первооснову мира Блок – в духе романтиков и статьи А.Белого.

  «Формы  искусства»- определяет как  «самое  совершенное из  искусств»- музыку: «Музыка творит мир. Она  есть  духовное  тело мира – мысль(…)».

  Наиболее  совершенное  орудие  познания мира, самый точный  отзвук  мировой  музыки – искусство: для проникновения в сущность  бытия «иных средств, кроме  искусства  мы пока не имеем».

  Такое осмысление  природы и задач искусства – глубоко символистское . Блок перекликается с ранним  Андреем Белым, со всеми «младшими символистами»,особенно  с В.Ивановым и даже с Брюсовым.

  Блок   в 1909-1911гг., как  и в ранней  молодости, наиболее значительным из  направлений современного искусства объявляет символизм, противопоставляя его наивному  реализму:

  «Солнце  наивного реализма закатилось, осмыслить  что бы то ни было вне  символизма  нельзя. Оттого писатели  даже с большими  талантами не  могут  ничего поделать с  искусством, если  они не крещены «огнем и  духом символизма». В известной  статье «О современном состоянии  русского  символизма» Блок детально  описывает  историю  направления, безоговорочно  приписывая к  нему  и себя. Символизм для Блока – опять  школа,  хотя всего год или два назад он утверждал, что  никакой «школы»нет и не было. Теперь Блок вновь говорит об  изначальной пророческой  миссии символизма.

  Несмотря  на отразившийся в статье  отчетливо символистский  характер  блоковской «картины мира», она сильно отличается от миропонимания раннего Блока. Один из основных мотивов статьи – преодоление «одиночества», индивидуализма.

  При  сопоставлении взглядов  Блока 1909-1911гг. и  периоды статей о народе и  интеллигенции выявляется любопытная  закономерность. Общее понимание  природы мира, отношение действительности и искусства у Блока остается почти неизмененным. Меняются представления о теме  искусства, о способах постижения  «миров иных» и земного  воплощения идеала. В 1909-1911гг. понимание темы   символизма у  Блока одновременно сужается (из него исключается  политика, быт) и частично расширяется (входят темы истории, искусства). Так же  мы  видим, что  Блок  вновь «вернулся» к символизму, правда оценив его по новому, с  другой точки зрения.

  4. Блок и кризис русского символизма(1912-1917гг.)

  К концу 1911г. взгляды  Блока Вновь существенно  изменяются. Ощущение начавшегося  общественного подъема возрождает  - отныне не покидающую поэта – уверенность в близости неслыханных перемен: «Были в России «кровь, топор и красный петух» (….), а потом опять  будут (…). Есть  Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит глаза другой,  может быть, более страшной».

  1 декабря  1912г. , работая над  драмой. «Роза и Крест»,  Блок записывает: «Нет, в  теперешнем  моем состоянии (….) я не  умею и не  имею права говорить больше,  чем  о человеческом. Моя тема – совсем не «Крест и Роза»- этим я не овладею, а судьба  человеческая». Уже  позднее,  в 1916г.  Блок  напишет о поэтике «Розы и Креста»:

  «Одним  из  главных  моих «вдохновений» была честность, т.е.  желание не провраться мистически. Так чтобы все можно было  объяснить психологически,  «просто». События идут как в  жизни,  и если они  приобретают иной  смысл , символический, значит, я сумел  углубиться в них.»

  Из  этого можно  сделать вывод, что  Блок снова отходит от  мистических  символов и склонен оценивать действительность с  точки зрения  реализма.

  «Человеческое»  господствует и в  «Розе и Кресте», и в поэмах «Соловьиный сад», и «Возмездие», и в  грандиозной «трилогии лирики», под знаком  которой  Блок стремится осмыслить и оформить  все  свое поэтическое наследие в трехтомном «Собрании стихотворений».

  «Трилогия лирики» Блока, как он назвал свое  «Собрание стихотворений »- это,  конечно, не просто собрание  наиболее, с  авторской позиции, значимых стихов, создающих картину его пути. Нет, это  единое 

  произведение,  где творческий   путь  осмыслен как история  лирического «я», а в ней  постоянно  подчеркивается «схожесть» с «обычной» историей «совершенного человека», современного мира, России, наконец, человечества.

  С одной стороны  лирический герой, и «ты»в «трилогии»Блока живут «как все»т.е. в их неповторимо личном  отражено социально, национально и  исторически  характерное для жизни всех  блоковских современников. С  другой стороны, история «я» и «ты» характерна истории  мира в целом а не каких-то отдельных  его частей. Блок, осмысливая все  свое поэтическое творчество  как  единый символический текст и воплощая это  осмысление в  «лирической трилогии», выступает , и как художник, наиболее полно  воплотивший задачи,  которые  лишь теоретически ставил  перед собой «реалистический символизм» (Вяч.Иванов). Никто из символистов  не смог создать  в своей  лирики такого грандиозного «мира о пути».

  Ставил  ли подобные  задачи символизм в целом? В критике и теоретических работах, особенно  1900-1910-х годов – безусловно да (Особенно Вяч. Иванов). Однако  позиция Блока – художника совершенно особая. Не говоря уже  о символистической   лирике, насквозь  пронзенной  романтической  идеей неповторимости «я» , даже  проза и драма символизма  существенно отличаются и  общей «картиной мира», и своим строением от зрелого творчества Блока. Основные из  этих  различий можно легко проследить.

  Символизм  давал одну  из двух интерпретаций  «земли» и «человека». Это, с одной  стороны, типично  романтическое осмысление  «земного» как антитезы «небесного», идеального мира. Эта линия реализуется либо  как полное игнорирование  «суетливых» дел мирских(«Стихи о Прекрасной Даие»,  первые  сборники  стихов Вяч. Иванова), либо  как изображение всего земного зла и  пороков (И.Анненский, Ф.Сологуб, ранний Брюсов). В таких произведениях  роль «земного» резко  ограничена, четко и однозначно предопределена, чего совсем нет  у Блока 1910-х годов.

  Вторая  концепция земного являла собой  оправдание не  только земли, но-особенно  у «петербургских  мистиков»  и земного зла.

  «Петербургские  мистики» принимали зло не как  таковое, а как стадию становления мира, однако , как уже  было  замечено, отношение к  ним Блока  еще в начале  века  было  сложным. В целом в данном  случае, позиция Блока   и «Петербургских мистиков» совпадает. Но есть и различия.

  Прежде  всего  «сюжет»  «трилогии» сам поэт определил как путь лирического героя от  изначальной  гармонии, «мгновений  слишком яркого света»  - через «болотистый лес»   земной  действительности с ее  «отчаянием, проклятьями, возмездием », но и, с  «земной красотой»с «первыми  восторгами книги Бытия»- к рождению  человека «общественного», художника, мужественно глядящего в  лицо миру: Т.е. роль « земного» в трилогии двойная. Во-первых, «земное», «человеческое»- этап становления «я», связанный  с утратой  изначальной гармонии и  « низвержением» лирического «я»(и «героини») блоковской  лирики на землю. Здесь  «земное» - сегодняшняя действительность , во всем ее «зле» - но и красоте, силе . Так воспринимал  земной  мир Блок. «Нечаянной Радости» , «Снежной маски». 

  Но  трилогия знает и  другое, собственно блоковском, «земное», иное «человеческое» связанное с воплощением  идеала в  любви  и природе («Арфы и скрипки»), искусстве («Итальянские  стихи»), в жизни  Родины  («Родина»), в полнокровном разливе страстей («Кармен»), наконец, в героине «боя» за  будущее («На поле Куликовом», «Ямбы»).

  У Блока 1910-х г. Воплощение  Прекрасного в мире  и есть «Человеческое» и «Человек» в трилогии  поэтому – не символы «» чего –то  иного, не знаки, а, напротив , глубинное, «тайное» значение  таких образов», как «я», «мы», то, что сквозит за  буднями повседневности: не земная «маска», а сущность. А у символистов во всех  случаях собственно  человеческое в образах фактически почти не подчеркнуто, или же оказывается внешней оболочкой, сквозь которую  сквозит подлинная, “небесная”  сущность изображаемого. То есть любой  лирический герой символистских произведений является  либо   сошедшим  в мир божеством (“Стихи о Прекрасной Даме, “Райская мать” Вяч. Иванова, Богородица Сологуба и т.д.),  либо падшим, дьявольским  образом (“ты- иная, немая, безликая” Блока, “Лжехристос” Белого и т.д.).

  Блок 1910 –х годов создает  собственный “миф о человеке”, миф- о человеческой  истории”. Человеку  здесь отводится особая, несоизмеримая  с философией  Вл.Соловьева и других  символистов, роль. Этот “миф” был осмыслен в  образах фольклора (“царевич”, спасающий, “царевну”),  Ветхого Завета (путь к Земле Обетованной), Евангелия (поэтическая синонимичность образов лирического “я”, Человека и Христа), средневековой  рыцарской литературы(“рыцарь”) и в образах “маленького человека”, в героической традиции  романтизма XIX и начала XXв.  “Падший ангел” – Человек,  который  когда – то “небо знал”, но “пал” на  землю, - оказывается  в страшном мире  земного зла, хаоса. Познав земные “восторги” и падения ,  подойдя к краю “унижения, “обнищания” и  гибели, герой “лирической трилогии”должны стать мужественным активным  участником “мифа об  Истории”.

  Именно  Человек – участник  героического “вечного боя” за  Россию – “Новую Америку”, “рыцарь”, освобождающий  “пленную царевну” (“Душу мира”,  “тоскующую в  объятиях  Хаоса”,- земного зла). Человек – это тот, кто  должен  победить “страшный  мир”, принести в жизнь новую Радость -  не “счастье”, “уединенного создания”,  пережитого когда-то “в раю”, а “творческий восторг”, “Новой жизни” – жизни всеобщей.

  Сочетание  конкретно- исторического и  мифологического  пластов  повествования, их  объединенность “мифом о человеке”, “ мифом об  истории” еще заметнее в драме “Роза и Крест” и поэме “Возмездие”. Работая над  “Розой и Крестом”, Блок, как  показывают его  собственные письма, дневники и  записные книжки и подтверждает скрупулезное исследование В.М. Жирмунского, детально изучал быт описываемой эпохи, ее социальные отношения; стремился  он и к   углубленно психологическим  характеристикам героев. Блок постоянно соотносит социальные  коллизии  эпохи.

Информация о работе У моей страны особое предназначение