Требования к системе электронное издание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:45, реферат

Описание

Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Содержание

Основные требования к подготовке электронных изданий.
Принципы изложения материала.

Работа состоит из  1 файл

Teoria_dlya_prezentatsii.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Лекция. Требования к системе электронное издание.

План.

Основные требования к подготовке электронных изданий.

Принципы изложения материала.

Для эффективного функционирования человека в электронной системе  обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Основные эргономические требования к электронным учебным  изданиям.

Электронное учебное  издание - это электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения (ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»). В отличие от печатного учебного издания для его использования необходимы средства вычислительной техники. 
Наряду с широко известными многочисленными достоинствами электронной учебной книги, ее применение имеет и недостатки:

  • диалог с учащимся обычно идет через дисплей в статичной рабочей позе, в условиях дефицита времени. Он требует повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности в процессе обработки больших массивов зрительной информации;
  • чтение текста с экрана психологически затрудняет понимание материала;
  • длительная работа за экраном вредна для здоровья.

Исключительно негативную роль как с точки зрения производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и дрожание строк текста. 
Из этого следует вывод: на всех этапах создания и эксплуатации электронных учебных изданий необходимо принимать меры, сокращающие нежелательные эффекты от использования компьютеров. 
Однако многие технические, методические, организационные и другие вопросы создания и внедрения электронных учебных изданий пока не решены, а систематизированные рекомендации по их созданию вообще отсутствуют. Кроме того, для электронных изданий не могут быть установлены твердые правила. Это связано как с особенностями содержания, так  и с процессом индивидуального творчества.Рекомендации же по созданию печатных учебных книг широко известны, многие из них имеют весьма конструктивный характер. Кроме того, существуют отраслевые стандарты (ОСТ 29.116-98 «Издания книжные. Общие технические требования» и др.) и гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования (СанПиН 2.4.7-1166-02) и к книжным изданиям для взрослых (СанПиН 1.2.1253-03). 
Санитарных норм и правил на электронные учебные книги пока нет. Но уже сейчас различными исследователями разработан ряд эргономических требований к пользовательскому интерфейсу. Специалисты по компьютерным технологиям говорят: «Нужен дружественный интерфейс между человеком и машиной». 
Дизайн учебного издания - важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт.

Факторы, вызывающие чувство комфорта

Факторы

Вызываются

Влияют на

Социальные факторы

Психологическим климатом

Эмоциональный комфорт

Физическая эргономика

Аппаратным обеспечением

Физический комфорт

Психологическая эргономика

Качеством разработки программного обеспечения

Умственный комфорт


Практика показывает, что широкие возможности компьютерных технологий часто используются авторами и разработчиками без знания основных законов и требований эргономики, без учета психофизиологических особенностей человеческого восприятия и вне связей с дидактическим назначением издания. Увлекаясь богатыми возможностями представления информации, они нередко забывают о том, что объем учебника должен быть ограничен временем, отводимым на его изучение учебным планом. Следует помнить, что в учебнике должна быть изложена система знаний, а не их сумма.

Характеристики восприятия информации.

Деятельность человека, сидящего перед экраном монитора, начинается с приема информации: в его сознании отражаются свойства воспринимаемого с экрана объекта и формируется его перцептивный (чувственный) образ. Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа зрительного анализатора. 
Существует определенный набор условий, обеспечивающих нормальную работу зрительного анализатора: 
1) яркость объекта должна лежать в определенных пределах; 
2) контрастность изображения относительно фона должна выбираться с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть его контрастность; 
3) следует учитывать, что наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному; 
4) размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он влияет на скорость и правильность восприятия информации; 
5) все поле зрения, охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не распознаются; 
6) зрительное ощущение нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды.

Форматирование экрана.

Нужно соблюдать правила, регулирующие плотность расположения текста на экране: 
- оставлять пустым приблизительно половину экрана; 
- оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы; 
- оставлять 4 или 5 пять пробелов между столбцами таблицы. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану в привычном направлении. 
Содержимое полей в таблице должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около горизонтальных или вертикальных осей. 
Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно быть смещено в левую верхнюю часть экрана. 
Один и тот же тип информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана. 
Верхние две или три строки экрана обычно резервируются для вывода заголовка и состояния системы. Заголовок показывает, в каком месте системы находится пользователь; область состояния показывает пункты меню верхнего уровня и служит для вывода подтверждений о том, что система работоспособна. 
Из-за низкого разрешения экрана ПК ухудшается различимость шрифтовых знаков. Поэтому экранный шрифт должен быть крупнее, чем при печати на бумаге, а именно - соответствовать как минимум типографскому кеглю цицеро, равному 12 пунктам.

Как показывает практика экранной типографики, в основном пользователи используют стандартные гарнитуры Times, Courier, Arial, Sans Serif, изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Существует мнение, что благодаря их повсеместному применению, в т. ч. и в печатных изданиях, они порождают эффект шрифтовой обезлички информации, создавая эмоциональный барьер между сообщением и зрителем-читателем. 
Выделяется гигиеническими и художественными достоинствами шрифт Verdana. Он рассчитан на воспроизведение с низким разрешением, прост по рисунку; удобны и красивы его пропорции. Шрифт выглядит легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея. 
Междустрочный интервал целесообразно делать в 2-2,5 раза большим, чем в печатных изданиях. На экране плохо выглядят и курсив, и разрядка, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание.

Представление графической  информации.

Представление графического материала по сравнению с текстовым  вызывает гораздо больше вопросов. На первом месте всегда должна быть дидактическая целесообразность. Проще  всего вопрос о наиболее целесообразных методах представления графической информации решается там, где достаточно использовать традиционные виды изображения: статические (неподвижные) рисунки и фотографии, чертежи, схемы, карты. В этих случаях важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. 
При выборе масштаба изображения нужно принимать во внимание два фактора: 
- если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять пустым 1/2 экрана; 
- размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения. 
В электронных изданиях, в отличие от печатных, графика может не только находиться внутри текста, но и выводиться в отдельном окне, которое открывается (активизируется) и закрывается по желанию пользователя. Такой вариант вывода графических изображений во многих случаях является предпочтительным. 
При выборе цвета для отображения рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1. Больше всего привлекают  внимание красный и синий цвета, затем желтый, зеленый и белый. Однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических элементов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей чаще всего применяют желто-зеленые, желтые и оранжевые цвета, а синий цвет используют в качестве акцентирующей подсветки под выделяемые графические элементы.

2. Следует, по возможности,  отказываться от светового (яркостного) контраста, заменяя его контрастами  цветов.

3. С точки зрения  эмоциональной привлекательности  не следует использовать темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый, бледно-розовый и некоторые другие оттенки и сочетания, вызывающие негативные реакции.

Видеоинформация или  анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном  изложении. В этом случае затраты времени для обучаемых в 5-10 раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

Особенности цветового  восприятия человека.

Многочисленные исследования наиболее комфортных сочетаний цветов при выводе данных на экран дисплея, выявили ряд параметров для оценки качества отображения. Одним из основных является четкость восприятия цветовых образов.

Восприятие  цветовых образов на ахроматическом фоне

Цвет символов

Цвет фона

Черный

Серый

Белый

Красный

Плохо

Отлично

Хорошо

Синий

Плохо

Плохо

Хорошо

Зеленый

Отлично

Плохо

Плохо

Циан

Отлично

Плохо

Плохо

Малиновый

Отлично

Плохо

Отлично

Желтый

Хорошо

Отлично

Плохо


Вплоть до последнего времени считалось, что белый  фон малоэффективен по сравнению  с другими цветами. Однако с появлением высококачественных дисплеев, имеющих  высокое разрешение, выяснилось, что  работоспособность оператора, считывающего черные буквы на белом фоне, на треть выше, чем у работающего на цветном мониторе.

Восприятие  цветовых образов на цветном фоне

Цвет символов

Цвет фона

Красный

Синий

Зеленый

Циан

Малиновый

Желтый

Красный

-

Плохо

Отлично

Хорошо

Плохо

Хорошо

Синий

Плохо

-

Отлично

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Зеленый

Плохо

Отлично

-

Отлично

Отлично

Отлично

Циан

Отлично

Отлично

Плохо

-

Отлично

Отлично

Малиновый

Плохо

Отлично

Отлично

Отлично

-

Хорошо

Желтый

Отлично

Хорошо

Отлично

Отлично

Отлично

-


 

Сочетания цветов и их воздействие на человека.

(ВАШКЕВИЧ/ Панова)

Сочетание цветов

Психологическая нагрузка

Синий - черный

Абсолютный покой

Серый - синий

Спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами

Синий - коричневый

Физическая потребность  в мягком обращении и заботе окружающих.

Синий - фиолетовый

Стремление к нежности и тонкости чувств, к идеализированным отношениям

Синий - желтый

Желание понимать и быть понятым, поиски любви окружающих, эмоциональная  независимость.

Синий - красный

Гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная независимость

Синий - зеленый

Точность, логичность, аккуратность

Серый - зеленый

Самоутверждение и защитное превосходство, самоуважение, чувство  престижа

Зеленый-красный

Деятельность и инициатива

Зеленый - желтый

Честолюбие

Зеленый - фиолетовый

Стремление завоевать  расположение окружающих, не связывая себя обязательствами и не неся никакой  ответственности

Красный - желтый

Жажда исследований, освоение новых сфер

Зеленый - черный

Упрямство и нетерпимость

Желтый - черный

Внезапный кризис, своеволие

Красный - черный

Драматизация, чрезмерные желания

Серый - красный

Импульсивность, необдуманные действия

Красный - фиолетовый

Эстетика, очарованность, эротизм

Фиолетовый - коричневый

Жажда телесных наслаждений, вкусной еды, предметов роскоши

Серый - фиолетовый

Эстетическая восприимчивость

Красный - коричневый

Самоудовлетворение и  потакание своим желаниям

Желтый - коричневый

Неограниченная свобода  и полная внутренняя безопасность

Фиолетовый - черный

Потребность в подражании

Серый - желтый

Нерешительность, неуверенность

Зеленый - коричневый

Требование покоя, душевного  облегчения

Серый - коричневый

Изнурение, истощение

Коричневый - черный

Самоунижение

Серый - черный

Нежелание иметь с  окружающим никаких взаимоотношений, аутизм

Информация о работе Требования к системе электронное издание