Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:45, реферат
Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.
Основные требования к подготовке электронных изданий.
Принципы изложения материала.
Ощущения человека, вызываемые различными цветами.
Цвет |
Ощущение пространства |
Ощущение температуры |
Эмоциональное состояние |
Красный |
Рядом, близко |
Горячо |
Беспокойство |
Оранжевый |
Очень близко |
Тепло |
Воодушевление |
Желтый |
Близко |
Тепло |
Бодрость |
Зеленый |
Отдаление |
Нейтрально |
Спокойствие |
Синий |
Отдаленно |
Холодно |
Успокоение |
Фиолетовый |
Очень далеко |
Холодно |
Утомление |
Однако для учебного
пособия черный текст на белом
фоне - это стандартный, но не самый
лучший вариант, поскольку сильный
контраст цветов влечет дополнительную
утомляемость обучаемого. Избежать этого
можно простым подбором цветовой пары
текст - фон.
Для цвета основного текста лучше подходит
универсальный черный, хотя возможны и
варианты (темно-коричневый, темно-синий
и т. д.). Для фона следует использовать
мягкие пастельные тона, причем лучший
визуальный эффект дает не сплошная заливка
фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный
В пределах одного тематического раздела
цвет и текстура фона должны оставаться
постоянными для всех страниц.
Принцип функционального соответствия.
Наиболее активными
для привлечения внимания являются
красный и синий цвета, далее
желтый, зеленый и белый. Поэтому
красный и синий рекомендуется
использовать для кодирования наиболее
важных объектов. Синий цвет из-за его
тенденции к размытости границ малопригоден
для окраски мелких графических элементов,
требующих предельной четкости изображения.
Его чаще применяют в качестве акцентирующей
подложки под выделяемые графические
элементы. Там, где требуется хорошая видимость
деталей изображения, безошибочная и быстрая
их идентификация, применяют желто-зеленые,
желтые и оранжевые цвета, обеспечивающие
наиболее четкую фокусировку изображения
на сетчатку глаза.
Важно помнить, что люди связывают с различными
цветами особые представления: красный
цвет - цвет опасности, зеленый - нормы
и т. д.
Принцип физиологического соответствия.
Цвета по яркости и
контрастности не должны выходить за
пределы, вызывающие утомление зрения.
Пониженная светимость изображения
вызывает перенапряжение мышц хрусталика глаза и, как следствие, снижение
остроты зрения. Повышенная яркость приводит
к снижению цветовой чувствительности.
Следует, по возможности, отказаться от
использования яркостных контрастов как
признака кодирования, заменяя их контрастами
по цветности, более комфортными для зрителя.
Желательно использовать в одном изображении
сочетание взаимно дополнительных цветов
так, чтобы соблюдался принцип цветового
баланса (близость общего тона гаммы к
серому).
Принцип эмоционального соответствия.
Цвета должны вызывать эмоциональную реакцию, улучшающую
самочувствие и повышающую работоспособность
человека. Стимулирующим фактором является
сбалансированное сочетание в цветовой
гамме теплых и холодных цветов. Теплые
цвета, как наиболее выступающие и предметные,
привлекают и удерживают внимание, холодные,
используемые чаще как фоновые, оказывают
компенсирующее воздействие, обеспечивая
поддержание цветовой чувствительности
на высоком уровне.
С точки зрения эмоциональной привлекательности,
в цветовой палитре экранных кадров не
следует использовать: подавляющий и угнетающий
темно-фиолетовый, холодный темно-зеленый,
яркий лимонно-желтый и зелено-желтый,
бледно-розовый и некоторые другие оттенки
и сочетания, вызывающие негативные реакции.
Некоторые рекомендации по использованию цвета при форми-ровании оконного интерфейса.
Существует определенное количественное
соотношение между изображением
и фоном («равновесие» фигуры и фона),
характеризующее оптимальную
Масштаб не должен быть, с одной стороны,
слишком мелким, чтобы объект не терялся
в отведенном ему поле экрана, а с другой
- чересчур крупным, чтобы не возникало
ощущение «тесноты» на экране.
Величина оптимального масштаба зависит
от выбранной цветовой гаммы. Изображение,
построенное на насыщенных цветах, резко
контрастирующих по яркости с фоном, «требует»
меньшего размера, чем изображение с нюансными
отношениями по яркости и насыщенности.
При отображении на экране дисплея текстовой
информации хорошие результаты получаются
для следующих сочетаний цвета символов
и фона: белый на черном, зеленый на черном,
желтый на черном, желтый на синем.
Наихудшие результаты по скорости чтения
и восприятию данных получаются при выводе
красных символов на синем фоне, синих
на черном, красных на черном.
Цветом могут выделяться:
- текстовые заголовки;
- блоки определенного текста;
- графика и иллюстрации;
- осветленные пространства, которые обычно
выделяются светлыми тонами (например,
желтым, светло-зеленым, бледно-розовым
и пр.);
- фактура (подложка, т. е. нечто, подобное
тонированию бумаги) трех первых позиций;
- все гипертекстовые ссылки, независимо
от того, относятся ли они к текстовому
или графическому фрагменту учебника.
Если размеры цветового рисунка малы,
а его яркость сравнима с яркостью фона,
то наблюдатель не может его обнаружить,
даже если разница в цвете будет очень
большой. Отсюда следует, что для устойчивого
различения мелких деталей изображения
они должны иметь относительно большой
контраст по яркости с фоном.
Фоновые изображения не должны влиять
на удобочитаемость текста. Некоторые
фоновые изображения, привлекательные
сами по себе, затрудняют чтение наложенного
на них текста. Фоновый рисунок должен
оставаться на заднем плане, и чем он скромнее,
тем лучше.
При длительной работе с цветным монитором
наступает так называемая «цветовая усталость»
глаз, которая приводит к общему утомлению
даже в том случае, если выбраны комфортные
сочетания цветов.
Поэтому для поддержания положительного
эмоционального состояния цветовую палитру
экрана надо периодически менять, используя
три-четыре «рабочих» варианта цветовых
сочетаний.
Не следует использовать более четырех
цветов на одном экране!
Во избежание развития состояния усталости
рекомендуется также включать в сценарий
графического диалога специальные реабилитационные
кадры-вставки. В качестве «разгрузочных»
изображений могут использоваться, например,
цветовые мозаичные структуры с эффектом
интерференции, рассчитанные на неполное
пространственное смешение цветов (цепочки
ярких, контрастных цветовых точек. Такие
структуры способствуют быстрому восстановлению
цветовой чувствительности.
Рекомендации к тексту электронного учебного
издания
Большинство специалистов считают, что
познавательная ценность электронного
текста измеряется тремя характеристиками:
первоначальная реакция пользователя
на текст, привлекательность текста, его ясность.
Если пользователю неприятен стиль оформления
текста, то его производительность при
работе с ним, конечно, снизится.
В электронных изданиях, в отличие от печатных,
следует использовать преимущественно
короткие четкие предложения и сжатые
параграфы, позволяя пользователю предельно
быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию.
Возможность оперативного создания и
публикации электронных учебников по
сравнению с традиционными требует от
авторов и издателей строгого соблюдения определенных
Текст должен быть:
- кратким и ясным;
- хорошо организованным; даже если издание
написано коротко и ясно, вполне возможно,
что его не будут читать с начала и до конца,
а лишь бегло просмотрят.
Необходимо выдержать единый стиль изложения
материала, чтобы обучаемый встречал привычное
построение фраз, привычные обращения
и манеру изложения материала.
Следует применять глаголы активного,
а не пассивного залога. Рекомендуются
использовать глаголы настоящее время
для текста урока, прошедшего времени
- при подведении итогов, будущего времени
- при изложении целей и ожидаемых результатов
занятия.
Текст не должен содержать:
- слишком много выделений;
- орфографических ошибок.
Информация о работе Требования к системе электронное издание