Требования к системе электронное издание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:45, реферат

Описание

Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Содержание

Основные требования к подготовке электронных изданий.
Принципы изложения материала.

Работа состоит из  1 файл

Teoria_dlya_prezentatsii.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Ощущения человека, вызываемые различными цветами.

Цвет

Ощущение пространства

Ощущение температуры

Эмоциональное состояние

Красный

Рядом, близко

Горячо

Беспокойство

Оранжевый

Очень близко

Тепло

Воодушевление

Желтый

Близко

Тепло

Бодрость

Зеленый

Отдаление

Нейтрально

Спокойствие

Синий

Отдаленно

Холодно

Успокоение

Фиолетовый

Очень далеко

Холодно

Утомление


Однако для учебного пособия черный текст на белом  фоне - это стандартный, но не самый  лучший вариант, поскольку сильный  контраст цветов влечет дополнительную утомляемость обучаемого. Избежать этого можно простым подбором цветовой пары текст - фон. 
Для цвета основного текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон. 
В пределах одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.

Принцип функционального соответствия.

Наиболее активными  для привлечения внимания являются красный и синий цвета, далее  желтый, зеленый и белый. Поэтому  красный и синий рекомендуется  использовать для кодирования наиболее важных объектов. Синий цвет из-за его  тенденции к размытости границ малопригоден для окраски мелких графических элементов, требующих предельной четкости изображения. 
Его чаще применяют в качестве акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы. Там, где требуется хорошая видимость деталей изображения, безошибочная и быстрая их идентификация, применяют желто-зеленые, желтые и оранжевые цвета, обеспечивающие наиболее четкую фокусировку изображения на сетчатку глаза. 
Важно помнить, что люди связывают с различными цветами особые представления: красный цвет - цвет опасности, зеленый - нормы и т. д.

Принцип физиологического соответствия.

Цвета по яркости и  контрастности не должны выходить за пределы, вызывающие утомление зрения. Пониженная светимость изображения  вызывает перенапряжение мышц хрусталика глаза и, как следствие, снижение остроты зрения. Повышенная яркость приводит к снижению цветовой чувствительности. 
Следует, по возможности, отказаться от использования яркостных контрастов как признака кодирования, заменяя их контрастами по цветности, более комфортными для зрителя. Желательно использовать в одном изображении сочетание взаимно дополнительных цветов так, чтобы соблюдался принцип цветового баланса (близость общего тона гаммы к серому).

Принцип эмоционального соответствия.

Цвета должны вызывать эмоциональную реакцию, улучшающую самочувствие и повышающую работоспособность человека. Стимулирующим фактором является сбалансированное сочетание в цветовой гамме теплых и холодных цветов. Теплые цвета, как наиболее выступающие и предметные, привлекают и удерживают внимание, холодные, используемые чаще как фоновые, оказывают компенсирующее воздействие, обеспечивая поддержание цветовой чувствительности на высоком уровне. 
С точки зрения эмоциональной привлекательности, в цветовой палитре экранных кадров не следует использовать: подавляющий и угнетающий темно-фиолетовый, холодный темно-зеленый, яркий лимонно-желтый и зелено-желтый, бледно-розовый и некоторые другие оттенки и сочетания, вызывающие негативные реакции.

Некоторые рекомендации по использованию цвета при форми-ровании оконного интерфейса.

Существует определенное количественное соотношение между изображением и фоном («равновесие» фигуры и фона), характеризующее оптимальную для  восприятия величину изображения - его  масштаб. 
Масштаб не должен быть, с одной стороны, слишком мелким, чтобы объект не терялся в отведенном ему поле экрана, а с другой - чересчур крупным, чтобы не возникало ощущение «тесноты» на экране. 
Величина оптимального масштаба зависит от выбранной цветовой гаммы. Изображение, построенное на насыщенных цветах, резко контрастирующих по яркости с фоном, «требует» меньшего размера, чем изображение с нюансными отношениями по яркости и насыщенности. 
При отображении на экране дисплея текстовой информации хорошие результаты получаются для следующих сочетаний цвета символов и фона: белый на черном, зеленый на черном, желтый на черном, желтый на синем. 
Наихудшие результаты по скорости чтения и восприятию данных получаются при выводе красных символов на синем фоне, синих на черном, красных на черном. 
Цветом могут выделяться: 
- текстовые заголовки; 
- блоки определенного текста; 
- графика и иллюстрации; 
- осветленные пространства, которые обычно выделяются светлыми тонами (например, желтым, светло-зеленым, бледно-розовым и пр.); 
- фактура (подложка, т. е. нечто, подобное тонированию бумаги) трех первых позиций; 
- все гипертекстовые ссылки, независимо от того, относятся ли они к текстовому или графическому фрагменту учебника. 
Если размеры цветового рисунка малы, а его яркость сравнима с яркостью фона, то наблюдатель не может его обнаружить, даже если разница в цвете будет очень большой. Отсюда следует, что для устойчивого различения мелких деталей изображения они должны иметь относительно большой контраст по яркости с фоном. 
Фоновые изображения не должны влиять на удобочитаемость текста. Некоторые фоновые изображения, привлекательные сами по себе, затрудняют чтение наложенного на них текста. Фоновый рисунок должен оставаться на заднем плане, и чем он скромнее, тем лучше.

При длительной работе с цветным монитором наступает так называемая «цветовая усталость» глаз, которая приводит к общему утомлению даже в том случае, если выбраны комфортные сочетания цветов. 
Поэтому для поддержания положительного эмоционального состояния цветовую палитру экрана надо периодически менять, используя три-четыре «рабочих» варианта цветовых сочетаний. 
Не следует использовать более четырех цветов на одном экране! 
Во избежание развития состояния усталости рекомендуется также включать в сценарий графического диалога специальные реабилитационные кадры-вставки. В качестве «разгрузочных» изображений могут использоваться, например, цветовые мозаичные структуры с эффектом интерференции, рассчитанные на неполное пространственное смешение цветов (цепочки ярких, контрастных цветовых точек. Такие структуры способствуют быстрому восстановлению цветовой чувствительности. 
Рекомендации к тексту электронного учебного издания 
Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками: 
первоначальная реакция пользователя на текст, привлекательность текста, его ясность. 
Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним, конечно, снизится. 
В электронных изданиях, в отличие от печатных, следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователю предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. 
Возможность оперативного создания и публикации электронных учебников по сравнению с традиционными требует от авторов и издателей строгого соблюдения определенных правил. 
Текст должен быть: 
- кратким и ясным; 
- хорошо организованным; даже если издание написано коротко и ясно, вполне возможно, что его не будут читать с начала и до конца, а лишь бегло просмотрят. 
Необходимо выдержать единый стиль изложения материала, чтобы обучаемый встречал привычное построение фраз, привычные обращения и манеру изложения материала. 
Следует применять глаголы активного, а не пассивного залога. Рекомендуются использовать глаголы настоящее время для текста урока, прошедшего времени - при подведении итогов, будущего времени - при изложении целей и ожидаемых результатов занятия. 
Текст не должен содержать: 
- слишком много выделений; 
- орфографических ошибок.

 


Информация о работе Требования к системе электронное издание