Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:30, реферат

Описание

Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

Содержание

1. Вступление…………………………………………………………………...3
2.Основные признаки тоталитаризма…………………………………………4
2.1 Особенности советского тоталитаризма………………………………….4
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма………………………..5
3. Возникновение тоталитаризма в России…………………………………...6
4. Что такое тоталитаризм?................................................................................7
5. Основные черты тоталитарного общества…………………………….…..9
5.1 Разделение населения на "наших" и "не наших"…………………….….10
5.2 Тоталитаризм создаёт особый тип человека…………………………….10
5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…………….11
6. Заключение…………………………………………………………...……..13
7. Литература…………………………

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И  ЭКОНОМИКИ

 
 
 
 
 

Дисциплина «Политология» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Тема: «Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила студентка

                    Кушхова Нелля Барасбиевна

                                                                                           Группа 0611.2 з/о 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление…………………………………………………………………...3

2.Основные признаки тоталитаризма…………………………………………4

2.1 Особенности  советского тоталитаризма………………………………….4

2.2 Фашизм  и коммунизм как формы тоталитаризма………………………..5

3. Возникновение  тоталитаризма в России…………………………………...6

4. Что  такое тоталитаризм?................................................................................7

5. Основные  черты тоталитарного общества…………………………….…..9

5.1 Разделение  населения на "наших" и "не  наших"…………………….….10

5.2 Тоталитаризм  создаёт особый тип человека…………………………….10

5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…………….11

6. Заключение…………………………………………………………...……..13

7. Литература…………………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 

1. Вступление.

     Понятие "тоталитаризм" впервые возникает  в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

     Необходимо  отметить, что часть политологов  считает, что тоталитаризм всего  лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".

     Также нет единого мнения среди политологов  о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом  человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века.

     Историческим  прототипом тоталитарных режимов считают  восточные деспотии. Однако между  тоталитаризмом и ортодоксальными  системами прошлого как восточными, так и европейскими есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы, в отличие от тоталитарных систем, не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако, изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.

     Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм" приводит такой  пример: "... до сентября 1939 года каждому  немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена".

2. Основные признаки  тоталитаризма.

     З. Бжезинский на основе изучения мировых  тоталитарных режимов выделил в  качестве основных признаков тоталитаризма  наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы; систему террористического полицейского контроля; централизованную систему контроля и управления экономикой.

2.1 Особенности советского  тоталитаризма.

     Российские  политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности  советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная  аморальность и полное презрение  к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.

2.2 Фашизм и коммунизм  как формы тоталитаризма.

     Большинство политологов сходится во мнении о  единстве происхождения фашизма  и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и  национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.

     В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется  идея интернационализма. Подавление национального  начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.

     Что касается фашизма, то в нём произошло  органическое слияние социализма и  национализма. В фашизме расизм и  национализм сыграли роль, аналогичную  той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

     Таким образом, и интернационализм и национализм  были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического  обслуживания тоталитарных режимов  фашистского и коммунистического  толка. 

3. Возникновение тоталитаризма в России.

     Существует  довольно устойчивое мнение, согласно которому появление советской коммунистической империи на Востоке и нацистского  третьего рейха на Западе объясняется  национально - историческими традициями России и Германии, и, в сущности, это лишь продолжение истории этих стран в новых условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, так как в России и Германии традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства, но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его возникновения.

     К сожалению, подобная ситуация сложилась  в России в начале ХХ-го века. Подавляющее  большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих  из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.

     С этой точки зрения неверно такое  разделение: Сталин и его административно-командный  аппарат, манипулирующий народом, - это  одно, а страдающий народ - совсем другое. Низы во многом определяли фигуры вождей и их мышление. Происходила как бы взаимная манипуляция. Авансцену покидали представители старой гвардии, а на передний план выходили руководители из низов народа, малообразованные отчаянные, жестокие политики, прошедшие школу каторги и ссылки.

4. Что такое тоталитаризм?

     Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

     В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

     Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте  тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании.

     В политической сфере вся власть принадлежит  особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой, и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

     Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

     Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной  власти. Достаточно вспомнить такой  курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

     В духовной сфере господствует одна идеология  и мировоззрение. Как правило - это  утопические теории, реализующие  извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.

     Эта превращённая в религию идеология  породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии, эти идеологии имеют свои священные  писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией.

5. Основные черты  тоталитарного общества.

     Контроль  за свободой мысли и подавление инакомыслия Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки". 

Информация о работе Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века