Стратегия социально-экономического развития г.Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:45, контрольная работа

Описание

Оценить возможности развития г. Хабаровска и разработать стратегический план невозможно без учёта естественно-исторических условий становления промышленных и административно-хозяйственных центров юга региона. Развитие их шло в контексте общих процессов. Невысокий социально-экономический потенциал Дальнего Востока и ограниченность его воспроизводственных возможностей придавали формированию промышленных центров неустойчивый характер.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАя.docx

— 71.21 Кб (Скачать документ)

    Главным приоритетом устойчивого развития г. Хабаровска, лежащим в русле геостратегических задач России на обозримую перспективу, является формирование на юге Дальнего Востока постоянного населения. Все остальные направления выступают как необходимые условия его реализации. 

4.3. Использование возможностей властей разных уровней

    Реализация  стратегического плана развития г. Хабаровска не ограничивается возможностями муниципального управления. Необходимо использовать потенциал всех  властных структур.

    Дефицитность  финансовых ресурсов не позволяет органам  местного самоуправления заявить о  себе как о самостоятельном институте  народной власти. Как показывает практика,  население всё более апеллирует к органам государственной власти, не веря в возможности власти муниципальной. Это наносит непоправимый ущерб  не только авторитету последней, но и  самой идее местного самоуправления.

    Усилиями  органов местного самоуправления, по мнению экспертов, можно решать вопросы, связанные с созданием условий  для комфортного и безопасного  проживания жителей г. Хабаровска, в частности: строительство доступного жилья; сохранение и развитие духовности; повышение качества здравоохранения и услуг жилищно-коммунального хозяйства, сдерживание роста тарифов.

    Большинство наиболее значимых проблем должно решаться на краевом уровне: развитие человеческого  потенциала, обеспечивающего потребности  новой экономики; создание высокотехнологичных  производств, в том числе  в  области использования природных  ресурсов; формирование имиджа преуспевающего административно-политического центра Дальнего Востока; завершение строительства  газопровода «Сахалин – Хабаровск»; создание торгово-транспортного логистического узла; развитие системы связи и  телекоммуникаций и др.

    Значительное  число направлений развития г. Хабаровска возможно лишь при непосредственном участии федеральных органов власти: повышение уровня жизни населения посредством роста эффективной экономики; создание региональных образовательных центров (вузовских комплексов), использующих современные технологии обучения; развитие нефте- и газохимии; строительство ХАБа – крупнейшего транзитного международного аэропорта; строительство второй очереди моста через р. Амур; завершение строительства автодороги «Чита – Находка» и нефтепровода «Восточная Сибирь – Дальний Восток»; формирование институтов, обеспечивающих расширение внешнеэкономического сотрудничества Востока и Запада.

    Следовательно, необходимая чёткое и слаженное  взаимодействие всех уровней власти. Видится несколько механизмов подобного  взаимодействия. Первый – формирование ассоциативных органов муниципальной  власти для формулирования основных проблем и методов их решения  с выходом в высшие эшелоны  законодательной и исполнительной власти.

    Относительно  Стратегического плана г. Хабаровска необходимо тесное сотрудничество с  Хабаровским районом. Освоение подземных  источников воды затрагивает левобережную часть Амура, что требует аналогичных  действий в отношении Смидовического района Еврейской автономной области.

    Особенность г. Хабаровска – наличие здесь  практически всех уровней власти: от местной до федеральной. Используя  принципы системного управления стратегическим развитием, необходимо наладить их  чёткое  взаимодействие. Это прежде всего касается Правительства Хабаровского края, являющегося координатором  и распределителем ресурсов между  местными органами власти. 

    Для выявления взаимосвязей между всеми  уровнями власти в рамках принятых миссии и основных стратегических направлений  развития города была произведена систематизация (структуризация) существующих в г. Хабаровске коллегиальных органов, созданных при различных уровнях власти: муниципальной, краевой и федеральной. Она показала многообразие различных структур, которые при соответствующей координации могут работать в русле стратегического плана.

    Поскольку носителем идеологии  стратегического  развития города является муниципальная  власть, она должна не только эффективно выполнять свои функции, но и принять  активное участие в организации  взаимодействия между существующими  в городе структурами для лоббирования интересов и решения основных задач города. Поэтому после принятия стратегического плана, во-первых, необходимо в обязательном порядке согласование его с краевым правительством, во-вторых, должен быть создан совет  стратегического развития города (вместо ныне действующего Совета по разработке проекта стратегического плана), куда войдут представители Правительства края, Законодательного Собрания края, различных федеральных структур.

    Мобилизация финансовых и материальных ресурсов для реализации стратегического  плана развития г. Хабаровска требует  совершенствования  межбюджетных отношений. Здесь, как отмечалось выше,  просматриваются  несколько разнонаправленных тенденций. Первая – сокращение доли налогов,  оставляемой городскому бюджету.  Эта общая тенденция, которая  ограничивает собственные возможности  муниципальных образований. В то же время г. Хабаровск как центр  Дальневосточного федерального округа находится в более благоприятном  положении. Он использует значительные краевые и федеральные ресурсы  для финансирования соответствующих  органов власти, которые постоянно  увеличиваются. В последние 5 – 7 лет  Хабаровск внешне значительно преобразился. Построены новые транспортные развязки, реконструируются площади и парки, ведётся строительство жилья  для участников Великой Отечественной  войны. Все расходы несут краевые  бюджетные и внебюджетные фонды. Это является значительным подспорьем для экономики г. Хабаровска.

    Важную  роль в реализации стратегического  плана развития г. Хабаровска должны сыграть федеральные и краевые  программы. Прежде всего это касается Федеральной программы «Дальний Восток и Забайкалье», где необходимо  восстановить  социальный блок,  ключевой идеей которого является формирование и закрепление на юге Дальнего Востока постоянного населения.

    Наконец, в настоящее время значительные возможности для развития г. Хабаровска открываются при реализации национальных проектов: доступное жилье; здравоохранение; образование; сельское хозяйство. Все они непосредственно связаны со стратегией развития  г. Хабаровска, так как основаны на идее инвестирования в человеческий капитал. Например, уже принято решение о строительстве здесь регионального кардиологического  центра. На его возведение и оборудование выделено 2,3 млрд. руб. Хорошие перспективы открываются для создания в г. Хабаровске региональных научно-образовательных центров.

    Формирующийся в России Инвестиционный фонд в размере 70 млрд. руб. предполагается использовать для  развития транспортной  инфраструктуры.  Хабаровск попал в число нескольких городов России, где будет построен крупный современный международный  аэропорт (ХАБ). Начинается строительство  второй очереди железнодорожного моста  через р. Амур. На подходе газопровод с о. Сахалин, который будет продолжен до Владивостока, а в будущем пойдет в Китай и далее. Не минует Хабаровск и нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Все эти проекты  связаны с землеотводом и  затронут  интересы муниципальных образований, но влиять на сроки и масштабы их реализации местная власть вряд будет иметь возможность.

    Существенно большие возможности открываются  при создании  особых экономических  зон. Утверждение их в правительстве  России носит конкурсный характер и  от умения муниципальных властей  мобилизовать местный интеллект  и интересы бизнеса зависит успешность проекта.

     Собственные возможности местных органов  власти в реализации миссии и стратегических направлений развития г. Хабаровска  весьма ограничены. Но существует множество  разнообразных форм и механизмов использования административных ресурсов более высоких уровней власти. Важную роль здесь должна  сыграть  Федеральная программа «Дальний Восток и Забайкалье», где необходимо  восстановить  социальный блок,  ключевой идеей которого является формирование и закрепление на юге Дальнего Востока постоянного населения. Определенной   корректировке  должен быть подвержен Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные  образования необходимо наделить правами  участия в промышленной и научно-технической  политике территории.

        4.4.  Программно-целевое планирование

    Базой для достижения основной цели стратегического  плана – создание условий для  стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации – является эффективная  мобильная, ориентированная на внешний  и внутренний рынок экономика, которая  характеризуется расширенным воспроизводством, созданием новых продуктов и  услуг, постоянным повышением производительности труда. Одним из управленческих механизмов реализации стратегического плана  является программно-целевое планирование, а инструментом – комплексные  целевые программы.

     Действующие в настоящее время муниципальные  целевые программы (концепции, мероприятия, основные направления развития) охватывают широкий спектр городских проблем, требующих приоритетного решения  и первоочередного финансирования. Городское коммунальное хозяйство, градостроительный комплекс, дорожное хозяйство, пассажирский транспорт, сферы  культуры, здравоохранения, образования  и спорта, а также система социальной защиты населения поддерживаются в  дееспособном состоянии в соответствии с выполнением программных мероприятий. Однако основная часть из них носит  текущий, повседневный характер, слабо  отражает стратегические цели развития города на ближайшую перспективу. Не умаляя значение действующих программ, их насущную необходимость и в, большинстве  случаев, определенную эффективность, при формировании нового комплекса  целевых программ следует опираться на стратегию, вытекающую из концепции стратегического плана развития г. Хабаровска на период до 2020 г.

     Для реализации главных стратегических направлений в качестве приоритетных предлагаются следующие комплексные  целевые программы развития:

  • Постоянное население - Разработка форм и механизмов, обоснование финансовых источников, обеспечивающих создание в г. Хабаровске постоянного населения на основе укоренения местных жителей, переселение и создания комфортных условий жизни мигрантам из северных районов Дальнего Востока и соотечественникам из ближнего зарубежья.
  • Доступное жильё - Снижение темпов роста стоимости жилья на основе его опережающего предложения, использования рыночных механизмов и государственно-частного партнерства, разнообразных  типов домостроения и форм государственной поддержки,  инноваций в строительстве и промышленности строительных материалов, иностранного капитала и рабочей силы.
  • Здоровье - Создание новой организационной модели здравоохранения г. Хабаровска, охватывающей единым комплексным лечебно-профилактическим процессом все стадии  медицинского обслуживания  пациентов в  амбулаторно-поликлинической сети, на дому, в диагностическом центре, специализированном диспансере, полустационаре, стационаре и  санатории в  увязке со стратегическим развитие города и края. Развитие массового спорта, повышение доступности его для молодежи, укрепление материально-технической базы, поддержка традиционных хабаровских спортивных школ по индивидуальным видам спорта.
  • Экологическая безопасность - Формирование нового менталитета хабаровчан в области  охраны природы и природопользования, повышение их требовательности к чистой экологической среде,  переход от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга.
  • Духовно-нравственное развитие - Формирование  нормативно-правовой базы духовно-нравственного развития,  консолидация и координация действий всех субъектов этого процесса, воспитание и просвещение жителей города, охватывающие культуру, образование, патриотическое, эстетическое, религиозное воспитание горожан, многообразные  просветительские формы и программы; забота о комфортности, красоте среды проживания,  создание современной инфраструктуры досуга, расширение его «ассортимента» с учётом потребностей всех возрастных и социальных групп населения.
  • Правопорядок - Разработка системы мер экономического, технического, социального, политического и иного характера, обеспечивающих безопасность жизни хабаровчан на основе инновационных  достижений, возрождения ранее существовавших форм и механизмов охраны правопорядка и воспитания подрастающего поколения,  мобилизации общественности на борьбу со средствами массовой информации, пропагандирующих  насилие и распущенность.
  • Образование - Повышение качества и  доступности образования по всей его цепочке на основе формирования авторитета и престижности педагогических кадров, развития материально-технической базы, использования инновационных технологий, вовлечения в образовательный процесс учёных и специалистов академических и отраслевых научно-исследовательских институтов,  обеспечивающих  конкурентоспособность и соответствие образования высшим мировым стандартам. Разработка системы мер по созданию на базе высших учебных заведений  города регионального образовательного центра с широким набором специальностей и использованием новых технологий и принципов организации учебного процесса.
  • Наука - Разработка правовых, организационных и  экономических механизмов концентрации ресурсов на прорывных научных направлениях, повышение авторитета и престижности научной деятельности, расширенное воспроизводство кадрового потенциала, формирование условий для развития творческого мышления по всей образовательной цепочке, обновление материально-технической и приборной базы научных учреждений, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, стимулирование ее включение в решение важнейших городских и краевых проблем.
  • Инновации - Формирование инновационной среды, направленной на создание условий для разработки инновационных продуктов, их коммерциализации и превращения в устойчивый источник экономического роста, повышающий конкурентоспособность  хозяйственного комплекса города. Разработка финансовых и организационно-экономических механизмов внедрения в производство энергосберегающих технологий, комплексного использования природных ресурсов для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, пользующейся спросом не только на внутреннем, но  и внешнем рынках,  новых видов импортозамещающих изделий, в частности, строительных материалов и конструкций,  утилизации промышленных и бытовых отходов и др.
  • Транспортная логистика - Разработка системы мер, позволяющих перейти в развитии транспортного комплекса юга Дальнего Востока к логистической концепции,  преодолевающей  разобщенность различных видов транспорта. Обоснование формирования на базе г. Хабаровска мультимодальнго транспортно-логистического узла, позволяющего существенно повысить эффективность перевозок за счет  оптимизации  использования транспортных средств и инфраструктуры, обеспечения высокого качества контроля за прохождением грузов и их сохранностью, применения новых транспортно-логистических  технологий, развития конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками, что, в конечном счете, положительно скажется на издержках и конкурентоспособности региональной экономики.
  • Информатизация - Формирование информационного общества как качественно новой характеристики социальной организации жизни, функционирования власти и бизнеса. Включает систему мер, по повышению доступности информационных технологий для жителей и организаций города, обучению населения пользованию ими, формированию соответствующей инфраструктуры. Обеспечит непосредственное участие граждан в самоуправлении, улучшение взаимодействия муниципальной власти и общества, путём установления интерактивной связи между властью и гражданами, проведения различного рода голосований, опросов, конкурсов, своевременного определения неудовлетворённых потребностей людей и нерешённых проблем, учёта обращений граждан, жалоб, критических замечаний и предложений.
  • Культура - Сфера  культуры в программе должна рассматриваться  не только как производительница и хранительница культурных ценностей, но и как важный сектор городской экономики, обеспечивающий рост образования, занятости и развития наукоёмких отраслей. Системой  мер необходимо предусмотреть разработку механизмов по формированию  имиджа г. Хабаровска  как центра культуры Дальнего Востока, сбережению и восполнению  культурного наследия, национальных языков и  литературы, значимых традиции, памятников и фольклора,   народного творчества, промыслов и ремесел, предоставлению учреждениям культуры и искусства большей  самостоятельности в поиске и привлечения финансовых источников, развитию новых форм культурной деятельности, поддержке одаренных детей в школах искусства, создания фонда поддержки молодых талантов, расширению  доступа горожан к культурным ценностям и благам, произведениям профессионального искусства, дополнительному художественному образованию, предметам музейных и библиотечных фондов, архивным документам и информации в сфере культуры, создание на острове Большой Уссурийский культурно-рекреационной зоны с этнопарком и  другими музеями по открытым небом, освещающими историю освоения Дальнего Востока, культуру малочисленных народов Севера.
  • Промышленность - Программа развития промышленности должна базироваться на принципах экономики инновационного спроса и основываться на позитивных тенденциях,  формирующихся по воздействием реализации всех выше перечисленных целевых  программ. В рассматриваемой перспективе она  остается важнейшей  бюджетообразующей  базой города, устойчивой сферой притяжения и закрепления населения. Новое качество получат энергетика, промышленность строительных материалов, топливная, пищевая, деревообрабатывающая и судостроительная отрасли,  машиноремонт и сборочные производства. Усилится региональная роль  машиностроения как отрасли тесно взаимодействующей с отраслями специализации Дальнего Востока. Прохождение нефте- и газопровода позволит рассматривать возможности формирования в городе новых секторов экономики.
  • Предпринимательство - Наиболее динамично развивающаяся сфера экономики г. Хабаровска требует качественных изменений. Система мер должна предусматривать, с одной стороны, сокращение государственных барьерных функций в отношении бизнеса, передачу многих из них саморегулируемым общественным отраслевым объединениям, с другой, - повышение цивилизованности предпринимательства, сокращение теневого оборота. Необходимо  совершенствование системы защиты прав потребителей посредством создания общественных организаций, качественного улучшения  работы судов как гаранта добросовестной работы предпринимателей.
  • Развитие туризма - Целью программы является усиление инвестиционной привлекательности города и укрепление его имиджа. В программе должны содержаться меры по формированию и развитию туристической и культурно-развлекательной инфраструктуры. Первоочередное внимание должно быть направлено на поддержку и развитие внутреннего и въездного туризма, расширение услуг отрасли, использующих природно-экологическую направленность и самобытность природы Хабаровского края. Экологический, этнографический  и экстремальный туризм, а также спортивные и приключенческие туры  могут существенно повысить привлекательность этой сферы экономики для иностранных и российских инвестиций. Важное место в программе необходимо отвести развитию гостиничного хозяйства, транспортных портов города, совершенствованию предоставляемых ими услуг.
  • Гражданское общество - Главная категория здесь – «локальный социум», вне зависимости от характера и направления его деятельности. Однако в условиях, когда он  ещё не состоялся как целостная система и находится в стадии становления, особенно актуально формирование гражданского общества г. Хабаровска, структуризация его по интересам и функциям. Только в этом случае можно ожидать успешной реализации стратегического плана развития г. Хабаровска.

    Помимо  достижения конкретных целей, определенных для каждой комплексной целевой  программы, их разработка должна обеспечить создание единой нормативной базы, формирование системы межотраслевой  координации, совершенствование методов  управления, рациональное использование  материальных ресурсов, оптимальное  использование интеллектуального  потенциала хабаровчан, рост активности и инициативы населения, развитие системы  стратегического партнерства. Технология разработки конкретных программ и механизмов контроля процессов их выполнения должны выполняться на основе инжиниринговых подходов и соответствовать методикам  технико-экономического обоснования  проектируемых систем, принятым в  Российской Федерации.

    При разработке годовых планов социально-экономического развития, которые служат основой  для разработки бюджета города, в  них должны включаться мероприятия, связанные с решением  задач  стратегического плана устойчивого  развития г. Хабаровска и мероприятия, необходимые для реализации комплексных  целевых программ. На этапе реализации стратегии необходимо создание  механизма активного участия  жителей г. Хабаровска в инициировании  новых интересных проектов.

    Программно-целевое  планирование может стать действенным  механизмом реализации стратегического  плана развития г. Хабаровска, если акцент будет сделан на «точках роста». В экономике развитие традиционных отраслей должно базироваться на инновационном  подходе, что позволит достичь конкурентоспособности  в производстве, высокого профессионализма в кадрах и достойной заработной платы.  Закрепление населения  требует строительства доступного жилья, благоприятной экологии, качественного  здравоохранения и образования. Скрепляющим материалом всех целевых  программ должна стать гражданская  активность жителей г. Хабаровска, объединенных во множество общественных организаций, тесно работающих с властью и  бизнесом.

    Формирование  общественного партнерства в  г. Хабаровске находится вначале  пути. Только формируются основы диалога  бизнеса, власти и населения. Главнейшей задачей является  расширение количества различных организаций, участвующих  в стратегическом планировании и  объединение их усилий.

     Успешность  реализации стратегического плана  требует формирования у населения  конструктивного отношения к  нему и включения в  деятельностный  процесс. Здесь важную роль должно сыграть  PR-сопровождение с адекватной системой мероприятий. 

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития г.Хабаровска