Стратегия социально-экономического развития г.Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:45, контрольная работа

Описание

Оценить возможности развития г. Хабаровска и разработать стратегический план невозможно без учёта естественно-исторических условий становления промышленных и административно-хозяйственных центров юга региона. Развитие их шло в контексте общих процессов. Невысокий социально-экономический потенциал Дальнего Востока и ограниченность его воспроизводственных возможностей придавали формированию промышленных центров неустойчивый характер.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАя.docx

— 71.21 Кб (Скачать документ)

      Имеющийся научно-технический потенциал позволяет  рассматривать развитие г. Хабаровска и в инновационном направлении, хотя сегодня он существенно проигрывает г. Комсомольску-на-Амуре по наличию и производству  высокотехнологичной лидирующей продукции. Здесь место Хабаровска видится в развитии инновационных технологий, прежде всего,  в области образования, медицины, управления.

      Прохождение через город грузопотоков автомобильного, железнодорожного, авиационного, речного, а в недалёком будущем и  трубопроводного транспорта, как  в восточном, так и западном направлениях, открывает хорошие перспективы  торгово-транспортной специализации  экономики г. Хабаровска.  Новое  качество может возникнуть в связи  освоением с китайской стороны  островов Тарабаров и части Большого Уссурийского. Возможно появление нового автомобильного, а в перспективе  и железнодорожного грузопотоков из провинции Хэйлунцзян в порты  Дальнего Востока. Расширится роль Хабаровска в ярмарочной деятельности.

      Таким образом, исходной гипотезой о главном предназначении г. Хабаровска является формирование на его базе крупного селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока. Реализации этой миссии требует развития г. Хабаровска в следующих стратегических направлениях: создание условий для комфортного и безопасного проживания  дальневосточников; формирование крупного регионального научно-технического (инновационного) центра; развитие функций административно-политического центра России на Дальнем Востоке; создание  торгово-транспортного логистического центра Дальнего Востока.

   3.3. Основные принципы устойчивого развития

   Реализация  стратегической миссии развития г. Хабаровска до 2020г. должна основываться на принципах устойчивого развития населенных пунктов. В настоящее время они включают следующие основные положения: 

  • соответствие задач целям и принципам Устава ООН и международному праву;
  • защита прав и свобод человека, включая право на жильё, здравоохранение, продукты питания, воду, природные и культурные ресурсы, и т.д.;
  • обеспечение надлежащего жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов способствует формированию более стабильного и равноправного общества;
  • учёт особенностей развития населенных пунктов в странах с переходной экономикой;
  • сбалансированное развитие производства, потребления и транспорта с учётом национальных особенностей, требований сохранения экосистем, культурного разнообразия, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и благополучия будущих поколений;
  • учёт архитектурно-пространственных решений, структуры землепользования, доступности основных товаров, услуг и общественных благ определяет благоустроенность населённых пунктов, обеспечение устойчивости их развития;
  • поддержка семьи, как фактора, играющего важную роль в проектировании, развитии и управлении населёнными пунктами;
  • признание всеми людьми своей ответственности за уважение и защиту прав других людей, включая будущие поколения;
  • налаживание широких партнёрских связей между странами и всеми субъектами внутри стран;
  • проявление солидарности, терпимости и сотрудничества как основы социального единения всех групп населения.
 

   В соответствии с этими принципами человек, его здоровье, безопасность и духовность – главная цель устойчивого  развития поселений. Тогда  основной целью стратегического развития г. Хабаровска является создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования экономико-географического, социохозяйственного и  административно-политического  потенциала города и региона. Девиз г. Хабаровска: «Хабаровск – город мира, культуры и созидания»; брэнд  – безопасность, благополучие, здоровье, духовность. Это означает, что реализация стратегического плана позволит обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность; территории – современное обустройство; бизнесу – благоприятный правовой и инвестиционный климат; труду – качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда

   3.4. Сценарии развития

      Масштабность  цели и широта поставленных задач  требуют формулирования возможных  сценариев стратегического развития г. Хабаровска. Их можно представить в следующем виде.                 

   Первый  сценарий: Хабаровск  – город-стратег. Он в максимальной мере принимает, апробирует и реализует современные концепции ускорения становления рыночных отношений, изложенные в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации. Это предполагает уменьшение влияния муниципалитета на бизнес, создание благоприятных и равных условий для всех субъектов хозяйствования, внедрение максимально прозрачных механизмов распределения местных ресурсов и заказов, сокращение нерыночных  механизмов хозяйствования.

   Второй  сценарий: город –  центр соединения культур Востока  и Запада. Создаются максимально благоприятные условия для привлечения в его экономику иностранных инвестиций и имигрантов из-за рубежа для временного проживания и экономической деятельности. Это обеспечивает качество проектирования и организации производства, быстрое включение проектов в международные технологические и корпоративные структуры и связи. Участие иностранных компаний в строительстве предприятий, жилья и офисных зданий существенно повысит конкуренцию, будет сдерживать цены на продукцию и услуги. Но самое главное – население города будет иметь постоянные и растущие  контакты с иностранцами. Расширится потребность изучения языков, культуры и экономики сопредельных стран. Хабаровск станет центром международных  связей Дальнего Востока со странами АТР.

      Государство постепенно обращается в сторону  своих восточных территорий и  уже озабочено слабостью экономического и демографического потенциалов  Дальнего Востока. Хабаровск – это  реальная точка приложения усилий нации  по изменению ситуации на Дальнем  Востоке. Поэтому здесь, в соответствии с третьим сценарием стратегического  развития, опережающими темпами должны реализовываться приоритетные национальные проекты (жильё, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а в будущем  – демография и гражданское общество). Город может стать объектом интенсивной  реализации действующих целевых  программ, направленных на привлечение  новых потоков населения, его  закрепление, строительство жилья, улучшение экологического состояния  окружающей среды, обеспечение достойной  социальной защиты населения. Наличие  в России прорывных программ развития («Электронная Россия», «Особые экономические  зоны» и др.) предопределяет необходимость  максимального участия города во всевозможных конкурсах, рассчитывая  при этом на получение соответствующей  государственной помощи.

      Вопрос  о становлении гражданского общества, как ключевого момента ускорения  социально-экономического развития, понимается в верхних эшелонах власти, но мало осознаётся на местах. Поэтому г. Хабаровск, претендующий на своё особое место в развитии России на Дальнем Востоке, по четвёртому сценарию должен быть «пионером» в реализации  социально-инновационных факторов развития, будущего национального проекта – «Гражданское общество». Основным направлением его реализации является активизация общественных движений и групп в городе.

       Достижение  стратегической цели развития г. Хабаровска до 2020 г. требует соединения основных сценарных вариантов развития города как стратега, центра соединения культур Востока и Запада, реализующего настоящие и будущие национальные проекты на основе социально-инновационных факторов. Только в этом случае можно надеяться на реализацию его миссии, как создание селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке.  

4. Формы и механизмы реализации стратегического плана

4.1. Основные подходы

    Реализация  стратегических планов требует новых  подходов в муниципальном управлении, включающих как освоение новых управленческих инструментов, так и  определенный порядок движения. В обобщенном виде таковыми механизмами являются:

    организационно-экономический (разработка концепции, приоритетов, целевых  программ, проектов, планов, структурно-функциональная реорганизация деятельности местной  администрации, включение местного сообщества и др.);

  • нормативно-правовой (выстраивание и оформление правовых отношений между уровнями власти, бизнесом, общественными организациями и др.);
  • финансово-экономический (формирование бюджетов развития, межбюджетных отношений, взаимодействие с кредитными институтами и инвесторами);
  • социального партнёрства (создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и населения, проведение общественных слушаний и мониторинга реализации стратегического плана и др.);
  • информационно-коммуникационный (использование средств массовой информации и других механизмов для оперативного оповещения всех заинтересованных субъектов о ходе реализации стратегического плана, создание механизмов обратной связи).

       Основные  механизмы реализации стратегического  плана развития г. Хабаровска основываются на сочетании  функциональных инструментов, собственно,  муниципального управлении (организационно-экономические, нормативно-правовые,   финансово-экономические, социального  партнерства и информационно-коммуникационные) и четко определенных этапов реализации плана (выбор приоритетов, разработка комплексных целевых программ, координация  деятельности властных структур разных уровней,  совершенствование системы  муниципального управления,  формирование общественного мнения и гражданских  структур).

4.2  Выбор приоритетов

    Реализация  стратегического плана устойчивого  развития г. Хабаровска много аспектная  и много уровневая задача. Сложность  решения ее заключается в необходимости  выбора главного звена, которое соединит в систему все разрозненные и  без сомнения важные цели и подцели. Таковым является формирование постоянного  населения на юге Дальнего Востока. Являясь по сути масштабной  и  комплексной задачей, она  включает не только закрепление имеющегося населения, но и направление миграционного  потока с северных регионов  на юг, укоренение его здесь, создание условий  адаптации на новом месте.

    Не  менее важная, но более сложная  проблема - переселение на юг Дальнего Востока соотечественников  из ближнего зарубежья. Здесь требуется создание политических, социально-экономических, правовых, и организационных условий, способствующих формированию у них  желания переехать в регион на  постоянное место жительства  и  скорейшему включению в устойчивые конструктивные  социальные связи  с местным  сообществом. Естественно, наибольшее предпочтение при  выборе места жительства получат крупные  селитебные центры юга региона, в  частности, г. Хабаровск.

    Общественный  фактор – это устремление сделать  российский Дальний Восток местом, достойным проживания сильного и  культурного народа, а личностный – это желание каждого человека создать на этой земле Свой Дом  – как колыбель родового (фамильного) гнезда.

    Проект  «Дом дальневосточника» должен заключать в себе меры всесторонней  государственной поддержки индивидуального строительства усадебного типа, со значительным расширением земельных участков для использования под жильё, хозяйственные постройки и производство сельскохозяйственной продукции. Необходимы нормативные документы долгосрочного кредитования индивидуального строительства, критерии отбора, специальные фонды финансирования.

    Свой  Дом на Своей Земле – важнейший шаг укоренения человека на этой суровой земле, превращения его в постоянного жителя, реабилитации как работника, формирования новой общественной психологии, соединяющей личную и общественную энергию созидания.

    Следующий круг задач обусловлен необходимостью создания условий комфортного проживания. И на первом месте здесь стоят  здоровье, экология, духовно-нравственное развитие и укрепление правопорядка. Это наиболее весомые ценности и  без их реализации формирование постоянного  населения на юге Дальнего Востока  невозможно.

    Наличие удорожающих факторов с тенденцией их роста – объективные условия  развития региона. Следовательно, устойчивое хозяйство его может основываться на ресурсах и производстве товаров  и услуг, ценность которых на мировом  и российском рынках также будет  возрастать во времени. Учитывая высокий  социокультурный потенциал хабаровчан, акцент должен быть сделан на развитии высокотехнологичных производств, формировании экономики инновационного спроса. Речь идет о сохранении и  развитии в г. Хабаровске центров  наукоемких производств, трансформации  сюда интеллектуального потенциала страны в виде новых технологий, материалов, «лидирующих продуктов». Это, в свою очередь, требует создания здесь  научно-образовательных систем, отвечающих самым высоким международным требованиям, повышения культурного уровня населения, как необходимого условия подготовки высокопрофессиональных кадров, развития инноваций во всех сферах экономики,  новой пространственной организации города и современных логистических технологий в транспорте и торговле.

    Наконец, следующий уровень задач –  конкретизация и дополнение выше рассмотренных направлений  развития г. Хабаровска: динамичное развитие промышленности; формирование благоприятного климата  для предпринимательства; создание региональных медицинских и образовательных  центров; расширение туристических  услуг; качественное преобразование жилищно-коммунального  хозяйства; развитие гражданского общества.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития г.Хабаровска