Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание

Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном. Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, способы связей между которыми обусловлены соотношением различных политических сил в государстве. В условиях демократического политического режима решающее значение на взаимоотношения органов государственной вл

Содержание

Содержание
Введение 3
1.Содержание принципа разделения властей 6
1.1.Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ 10
2. Основные направления реализации принципа разделения властей 18
3. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России 26
4. Роль принципа разделения властей в обеспечении демократии 34
Заключение 38
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

к.р. Принцип разделения властей.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

     Негосударственное образовательное учреждение

     Высшее  профессиональное образование

     «САМАРСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

     Филиал  в г. Тольятти

     Экономический факультет 
 

              Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и  аудита

              Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 
               

     Контрольная работа по дисциплине  «Политология»

     на  тему

    «Принцип  разделения властей и его роль в обеспечении демократии» 
 

                       Выполнила студентка 5 курса Т-Э 651гр.

                                                            ________________ Е. А. Рузакова 

                                                           Научный руководитель

                                                           К.ф.н., доцент_________Е. Н. Семенов 
 
 
 

     Тольятти, 2011 г. 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.Содержание принципа разделения властей                                                       6

1.1.Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ                   10

2. Основные направления реализации принципа разделения властей             18

3. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России                                                                                              26

4. Роль  принципа разделения властей   в обеспечении демократии                  34

Заключение                                                                                                             38

Список использованных источников                                                                   41

 

     

     Введение

     Проблемы  организации и осуществления  государственной власти вызывали теоретический  и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно  подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном. Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, способы связей между которыми обусловлены соотношением различных политических сил в государстве. В условиях демократического политического режима решающее значение на взаимоотношения органов государственной власти оказывает принцип разделения властей, который является базовым принципом государственного строительства, одним из правовых устоев гражданского общества, а также служит той функциональной основой, которая обеспечивает эффективную деятельность государственного механизма. Как показывает весь ход исторического развития, принцип разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы его реализации существенно отличаются друг от друга.

     Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

     Коренные  изменения в жизни нашего общества, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, обострили внимание к вопросам государственного управления. Государство  в состоянии эффективно выполнять свои функции лишь при условии целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления. Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение взаимодействия органов государственной власти, эффективная реализация ими своих полномочий. Роль государственного управления существенно возрастает в переходные и кризисные периоды общественного развития. Это объясняется тем, что в это время идут бурные процессы перестройки существующих моделей общественных отношений, процессы поиска и создания их новых форм. В Российской Федерации конституционные реформы получили новые ориентиры после принятия Конституции 1993 г., провозгласившей принцип разделения властей. За годы, прошедшие с момента ее принятия, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современном этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.

     Таким образом, базовым принципом государственного строительства является принцип разделения властей. На этом фундаменте возводится каркас государства в большинстве стран, одновременно, он служит той функциональной основой, которая обеспечивает не просто нормальную, а эффективную деятельность государственного механизма, способствует оптимальному развитию отношений в обществе.

     Разделение  государственной власти на ветви, самостоятельные  по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое  соотношение интересов, который  и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться конституционным путем и через правовую процедуру (Конституционный Суд). 

 

     

     1. Содержание принципа  разделения властей

     Разделение  власти — одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

     Разделение  власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

     Таким образом, понятие "разделение власти" достаточно широкое и не отделимо от понятия "власти" и принимает  при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

     Демократический республиканский правовой строй предполагает разделение властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Соответственно этому, система государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш. Монтескье ("О духе законов", 1748 г.), свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Править по закону — заповедь государственной власти. Посему, Парламент прежде всего, принимает федеральные законы; Президент и Правительство на их основании осуществляют внутреннюю и внешнюю политику, а судебная власть и правоохранительные органы обеспечивают законность и правопорядок.

     Реализация  принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, под  которым следует понимать единство стратегических целей и направлений  деятельности всех государственных органов. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

     Равновесие  властей сохраняется благодаря  ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов. Эта система основана на том, что  у каждой ветви государственной  власти есть средства воздействия на другие ветви.

     В современной конституционно-правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа "разделения властей" и разные его оценки.

     Соответственно, можно говорить о нескольких значениях  понятия "разделение властей" либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). "Все погибло, - писал Ш. Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". В рамках теории "разделения властей" был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был претворен на практике.

     Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

     Правда, следует оговориться, что формально - юридическое закрепление этот принцип  в основном получает в Конституциях слабо и средне - развитых стран, недавно ставших на путь демократического развития. Конституции большинства развитых стран исходят из аксиоматичности этого принципа и закрепляют только полномочия соответствующих органов государственной власти.

     Разделение  властей - явление многоцелевое, имеющее  и положительные, и отрицательные  черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти "в одном и том же лице или учреждении". В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.

     Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей  и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной  власти. В целом в юридической  литературе утвердилось следующее  представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.

     Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как  полагают некоторые авторы. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

     Разделение  властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно - техническую операцию.

Информация о работе Принцип разделения властей