Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание

Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном. Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, способы связей между которыми обусловлены соотношением различных политических сил в государстве. В условиях демократического политического режима решающее значение на взаимоотношения органов государственной вл

Содержание

Содержание
Введение 3
1.Содержание принципа разделения властей 6
1.1.Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ 10
2. Основные направления реализации принципа разделения властей 18
3. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России 26
4. Роль принципа разделения властей в обеспечении демократии 34
Заключение 38
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

к.р. Принцип разделения властей.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)
 

     4. Роль принципа разделения властей в обеспечении демократии

     Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ" + "kratos", означающего "власть". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.

     Несмотря  на то, что в этом отношении в  демократических государствах имеются  различные нюансы, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

     Демократия  является формой правления, при которой  все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом  либо непосредственно, либо через своих  свободно избираемых представителей.

     Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

     Демократия  основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с  правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

     Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

     Демократические государства понимают, что одной  из их основных функций является защита таких основных прав человека, как  свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

     Государства с демократической формой правления  регулярно проводят свободные и  справедливые выборы, право участия, в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы и, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

     Демократия  требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

     Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны. Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

     Демократические общества привержены таким принципам  как проявление терпимости, налаживание  сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".

     Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие  большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

     Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчиняться только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее. Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводит к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

     Из  всего сказанного выше, можно заключить, что, разделение властей - конституционный  принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:

     а) разделение единой государственной  власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними;

     б) разделение властных функций по уровням  системы государственных органов: например, в условиях Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).

     Существование правового государства невозможно без системы разделения власти, где власть судебная выступает гарантом соблюдения права самим законодателем и правоприменителем, где конституционное судопроизводство является необходимой частью государственного механизма, позволяющего реально воздействовать на функционирование самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Отличительной чертой современной российской модели реализации принципа разделения властей  является особая роль главы государства, выполняющего функцию своеобразного арбитра в координации взаимодействия между тремя ветвями власти. Строго говоря, это противоречит современным представлениям о либеральной демократии, но в условиях слабости политических институтов, их персонифицированности с конкретными личностями, контрактационного стиля взаимодействия парламента и Правительства, слабости судебной системы координирующая роль главы государства является оправданной;

     - принцип разделения властей в  конечном счете есть попытка  правового разграничения функций отдельных частей государственного аппарата. В условиях современной России возможности этого строго правового разграничения ограничены. Реалии таковы, что принцип этот может работать лишь при координации со стороны Президента, что в какой-то степени ставит власть Президента за рамки правового регулирования.

     Заключение

     Разделение  властей - конституционный принцип  правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

     Как показывает весь ход исторического  развития, принцип разделения властей  неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы его реализации существенно отличаются друг от друга.

     В науке нет единого мнения о  том, какой момент следует считать  началом возникновения теории разделения властей. Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов  ученые пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества.

     Идея  разграничения деятельности государственных  органов в самом общем виде высказывалась еще античными  мыслителями — Платоном, Аристотелем, Полибием и др.

     Российское  государство на современном этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.

     Разделение  властей - конституционный принцип  правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

     Реализация  принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, под  которым следует понимать единство стратегических целей и направлений  деятельности всех государственных  органов. Поэтому главной задачей  демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

     Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

     Реализация  принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов государственной власти.

     Реализация  принципа разделения властей на федеральном  уровне имеет выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации. Такое положение создает предпосылки для выстраивания эффективной системы единой системы исполнительной власти в сфере ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов федерации, позволяет тесно координировать законодательную деятельность на всех уровнях государственной власти, обеспечивать единую систему законности и правосудия в стране.

     Конституционно-правовое регулирование взаимодействия федеральных  органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти обеспечивается стабильность политико-правового устройства Российской Федерации и служит реальной моделью разделения властей в субъектах Российской Федерации.

     Нормативной основой разделения властей в  Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

     Назначение  принципа разделения властей — исключить  возможность концентрации всей полноты  власти в руках одного лица или  органа путем установления такой  государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

     Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. История  доказала, что принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

     Разделение  властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило  бы в определенные рамки и балансировало.

     Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

Список  использованных источников

Информация о работе Принцип разделения властей