Ш. Монтескье о принципе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16

Работа состоит из  1 файл

Ш. МОНТЕСКЬЕ О ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.docx

— 55.95 Кб (Скачать документ)

Ш. МОНТЕСКЬЕ  О ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7

ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой  крепнувшей буржуазии против феодального  абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и  государства. Появление новой концепции  было связано с именем Шарля-Луи  Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил  глубокий  след в  истории развития прогрессивной мысли. Главным трудом его жизни, повествующем и о принципе разделения властей и сыгравшем определяющую роль в формировании законодательства революционной Франции, была книга – «О духе законов», изданная 22 раза и переведённая почти на все европейские языки.

     Теория  разделения властей Монтескье явилась  логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Принцип разделения властей стал частью начинавшей формироваться теории правового государства.

     Смысл разделения властей состоял в признании за законодательной властью, представительными органами права издавать основные для общества нормативные акты – законы. Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что разделение властей является одним из основополагающих принципов демократического государства. Этот принцип – одно из оснований функционирования многих современных государств и развития новой политической системы. В особенности он актуален для Российской Федерации, поскольку на протяжении советского времени эта тема не находила отражения в отечественной правовой концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ

     Шарль-Луи  Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в замке Брэд, расположенном возле Бордо на юго-западе Франции. Он происходил из знатной аристократической семьи, а фамилию Монтескье, которая получила всемирную известность, Шарль-Луи Секонда принял от своего бездетного дяди в 1716 году. Кроме фамилии дядя завещал ему ему всё своё состояние, включающее дома, земли, а также должность президента Бордосского парламента, бывшего в то время высшей судебной инстанцией.

     Предки  Монтескье не прельстились французским королевским двором, а жили в своих поместьях, где вели хозяйство и участвовали в работе парламента Бордо.

     Отец  Шарля, Жан де Секонда, являясь в семье младшим братом, не унаследовал родовые земли, но выгодно женился, получив вместе с приданым жены замок Ла-Бред. Этот человек был достаточно просвещен для своего времени, имел независимые взгляды и гордился своим высоким происхождением. Мать мыслителя принадлежала к английскому роду Пенель, оставшемуся во Франции после окончания Столетней войны. Шарль исполнилось семь лет, когда его мать умирает, и все заботы о воспитании шестерых детей легли на плечи отца. Когда Монтескье было десять, его отправили в колледж при монастыре в Жюльи. Преподавание там имело не только религиозный характер, но и включало классические дисциплины. Окончив учебу в колледже, Шарль-Луи вернулся в замок отца, где занялся самостоятельным изучением юриспруденции, поскольку в семье было уже решено, что после смерти дяди должность президента парламента перейдет к нему. В то время познание права было непростым делом. Но Монтескье сумел быстро усвоить весь огромный правовой материал.  Он сам составил план своих занятий, благодаря чему не потерялся в хаосе французских законов и комментариям к ним, а вынес из своих занятий много общих идей и понимание роли права как одного из важнейших факторов государственной жизни. В 1713 умирает отец Монтескье, и опекунство переходит в руки дяди. Тот женит Шарля Луи на Жанне де Латирг, некрасивой, но имеющей солидное приданое, и определяет его на службу в парламент. В 1716 году после смерти своего дяди Монтескье занял положение президента парламента.

     Из-за склада своего характера Ш. Л. Монтескье никогда не смог стать настоящим чиновником. Акты парламента и протоколы судебных заседаний не удовлетворяли его природную любознательность. Шарлю Луи досаждали бесцельные и бесконечные формальности. Однако работа в парламенте послужила для мыслителя хорошим источником теоретических знаний.

     «Персидские письма» – первое крупное произведение Монтескье  – появилось в 1721 году. Оно было опубликовано анонимно и с ложным обозначением места издания. Книга произвела всеобщую сенсацию и расходилась во множествах экземпляров, несмотря на запреты. В течение первого года «Персидские письма» издавали восемь раз. Популярность книги объясняется правдивым, выполненным в художественной форме, изображением социально-политической жизни во Франции начала XVIII века. После издания  «Персидских писем» Монтескье отправился в Париж. Там он принимал участие в деятельности клуба Антресоль, занимавшегося изучением политических наук. В 1725 году Монтескье решил окончательно  поселиться в Париже. Для этого ему надо было сложить  с себя полномочия президента парламента и президента Бордосской академии.

     Монтескье, чтобы добиться членства в Парижской академии, пришлось приложить большие усилия. Ему удалось получить поддержку многих влиятельных лиц. В это время Шарль-Луи пишет две работы, выполненные в классическом духе, это «Книдский храм» и «Путешествие в Пафос». Этим Монтескье вновь вызывает интерес общества. В Парижской академии в это время господствовали скука и серость. Монтескье решил отправиться путешествовать, чтобы своими глазами увидеть политико-правовые установления других стран. Он собирал материал для трактата «О духе законов», ставшего целью его жизни.

     Три года продолжалось путешествие Монтескье. Он довольно быстро объехал всю Европу и около полутора лет провёл в Англии. Там Шарль Луи особое внимание уделил государственным учреждениям. Он бывал в парламенте и однажды присутствовал при интересном состязании оппозиции и правительства, длившемся более 12 часов. Монтескье проникся здесь уважением к конституционному правлению, стал придавать меньше значения религиозным вопросам. Именно в Англии созрела его знаменитая теория разделения властей.

     В апреле 1731 года Монтескье вернулся во Францию. Жил то в Париже, то в  своём замке, разрабатывая свое политико-правовое учение. В деревне Монтескье писал произведения, а в Париже подготовлял и обдумывал их. Шарль Луи проводил много времени в беседах с учеными людьми в великосветских салонах.

     Во  Франции разворачивалась ожесточенная борьба между официальной идеологией, защищавшей отживающий феодально-абсолютистский строй, и Просвещением – мощным прогрессивным и антифеодальным идеологическим движением. Эта борьба оказала существенное влияние на историческое развитие страны и, конечно, на творчество политических мыслителей.

     Учение  Монтескье принадлежит идеологии   Просвещения. Не только в «Персидских  письмах», но и в других крупных работах мыслителя: «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов»  (1748 г.), «Защита «О духе законов» (1750 г.) отразились все основные черты просветительства.

     Теологическая и абсолютистская концепции государства  и права подвергнуты глубокой критике и в основном  труде Монтескье «О духе законов». «Под духом законов он понимал совокупность политических, правовых, нравственных отношений в обществе, которые базируются на естественных законах, обусловленных окружающей природной средой и историческим развитием общества. Отсюда и происхождение государства Монтескье выводил не из общественного договора, а из постепенно развивающегося духа нации, который может быть рационально изменён.»1

     Монтескье показывает идейно-теоретическую несостоятельность  как теологических, так и тесно  сними связанных патриархальных теорий государства и права, к  которым прибегали адепты абсолютистского  строя. «Основываясь на том, что отеческая  власть установлена самой природой, – писал Монтескье, имея в виду взгляды Боссюэ, некоторые полагают, что правление одного самое естественное из всех. Но пример отеческой власти ничего не доказывает, ибо если власть отца и представляет некоторое соответствие с правлением одного, то власть братьев по смерти отца или по смерти братьев власть двоюродных братьев соответствует правлению нескольких лиц».2

     Сразу же после выхода в свет трактат  «О духе законов»  был  подвергнут ожесточенной критике со стороны  официальных идеологов и попал в «Индекс запрещенных книг». Монтескье осуждали и за деизм, пантеизм, и за утверждение естественной религии. Монтескье был вынужден взяться за перо и написать работу в защиту «О духе законов». Отбиваясь  от обвинений   идеологов   абсолютизма, Монтескье утверждает, что цель работы «О духе законов» – «критика системы Гоббса: системы страшной, которая все добродетели и недостатки ставит в зависимость от положительных законов, пытаясь убедить, что люди рождаются в состоянии войны друг с другом и что первый естественный закон – война всех против всех. Эта система отвергается как Спинозой, так и всей религией и моралью».3 Необходимо отметить, что аналогия буржуазной абсолютистской доктрины Т. Гоббса с феодализмом при обосновании    сильного    централизованного    государства казалась  Монтескье  очевидной.   В силу  сказанного критика в трактате «Защита «О духе законов» политико-правовой концепции Т. Гоббса с её обоснованием государства – Левиафана – была вместе с тем направлена и против феодального деспотизма.

     В последние годы жизни Монтескье  провел в своем замке. Там он продолжал свои излюбленные занятия литературой – углублял некоторые места «О духе законов», обрабатывал для печати заметки о путешествии по Европе. Трактат «О духе законов» завоевывал ему все больше почитателей. Поэты посвящали Монтескье свои стихи, вышло несколько книг, комментирующих его трактат. В замок приходило множество почитателей, желающих поговорить с Монтескье или хотя бы увидеть его.

     В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил с защитой трактата «О духе законов». Монтескье счёл своей нравственной обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды и добился этого при помощи своих влиятельных друзей.

     В Париже Монтескье простудился и  заболел воспалением легких. 10 февраля  1755 г. он умер. Впоследствии могила Шарля Луи Монтескье была затеряна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

     Понятие «разделение власти» является достаточно широким  и неотделимо от понятия «власть», принимая при этом самые различные формы выражения. Власть это, прежде всего, возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, правовых явлений. Разделение властей – неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти (политической, неполитической). Разделение любой власти возникает из «свойства власти быть отношениями между субъектом, от которого исходит волевой импульс, пробуждение к действию, и субъектом который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем».4

     Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства. Оно преобразовалось в специализацию власти различных институтов и лиц, где рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.  Из этого двойственного отношения к власти вытекают два следствия: борьба за власть уже разделённых институтов, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой. Кроме того на ранних этапах развития государства можно выделить характерное для политической истории общества совмещение функций вождя и военачальника.

Информация о работе Ш. Монтескье о принципе разделения властей