Ш. Монтескье о принципе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16

Работа состоит из  1 файл

Ш. МОНТЕСКЬЕ О ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.docx

— 55.95 Кб (Скачать документ)

     Монтескье по-новому трактует также содержание общественного договора между народом  и правителями. В концепции Монтескье  в общественный договор представляет собой не сделку, как понимали его предшественники, а лишь вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть. Также если правители злоупотребляют полученной властью народ вправе, без их согласия, изменить форму правления. Монтескье указывал: «Гроций говорил, что восстание подданных против государя не имеет законного основания... Я добавлю к этому, что не может иметь место односторонний договор, в том случае если государю дает все, не получая ничего. В этом случае одна из двух сторон была бы той стороной, которая бы лишь одна судила о взаимном соглашении; в таком случае этот договор разрушается по природе»13.

     В учении Ш.-Л. Монтескье согласие между народом и государем представляет собой акт принятия основных законов государства, которые относятся не к гражданскому, а к публичному праву. Идея правления законов, а не людей, была положена мыслителем в основу соглашения народа с правителями. Нарушение законов даёт право народу на восстание против произвола правителей. Для Монтескье интересы государства и его граждан представляются выше интересов государя.

     Наличие в государственно-организованном обществе права – важнейший признак, отличающий государство от иных ступеней развития форм человеческого общества. Монтескье часто утверждал, что государство есть общество, в котором есть законы. Он называл его великой семьей, охватывающей отдельные семьи, где отношения между людьми регулируются прежде всего положительными законами.

     Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера (природы) правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства).14

     По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Республика – это  правление,  в котором  верховная  власть  полностью или  частично  в  руках  народа. Монархия – власть одного  человека,  осуществляемая  посредством законов. Деспотия – государственный  строй, целиком подчиняющийся  произволу  одного лица, игнорирующего всякие  законы.

     Кроме того, по его мнению, на выбор формы правления  и характер законов оказывает влияние целый ряд факторов: физические свойства страны, географические и климатические условия, а также образ жизни, нравы, религия и др. Так  Монтескье полагал, что небольшие государства должны быть республиками, государства средней величины – монархиями, а большие государства – деспотиями.15

     Анализируя  республиканский  порядок,  Монтескье  выступает  в  защиту всеобщего  избирательного  права.  Он  доказывает,  что  народ  может выбирать  достойных  руководителей  и  контролировать  их.  Вместе  с  тем он  против  того,  чтобы  выходцы  из народа  избирались  на  руководящие должности.  Он  видит  главный  порок  республики  в  том,  что  ею руководят  народные  массы,  действующие  «по влечению  сердца,  а  не  по велению  разума». Он предпочитал разумного монарха,  опирающегося на законы.

     Несмотря  на  своё  сочувствие  просвещённой  монархии,  Монтескье находит  в

истории  доказательства  известных  преимуществ  республиканского  строя.  Он был  противником  революционного  свержения  монархии,  высказывался  за компромисс  с  королевской  властью. Монтескье о преимуществах  республиканского  режима:  гражданское  равенство содействует  благосостоянию  населения,  в  то  время  как  деспотизм приводит  к  бедности  и нищете  подавляющей  массы  людей.

     В умеренных формах правления многие отношения между правителями  и управляемыми определяются и регулируются законами, в которых чётко обозначены взаимные обязанности сторон. Наличие законов даёт возможность подданным контролировать действия правительства, а также одним должностным лицам – деятельность других. В деспотии ничего подобного не существует, поскольку отношения там имеют односторонний характер – от деспота к подданным. Государственный строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием распределения власти между различными органами и магистратами.

     Книга Монтескье «О духе законов» сыграла  определяющую роль в формировании законодательства революционной Франции. На идеи Монтескье  опирались и убежденные республиканцы, и приверженцы ограниченной монархии. Все политические силы находили что-то свое во взглядах философа и предлагали разнообразные пути их интерпретации  и практического использования. Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей  получили закрепление в конституционных  актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и  конституций ряда других государств.16 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     «Принцип разделения властей»  –  теория о соотношении властей в государстве, впервые была выдвинута Дж. Локком и затем развита Ш.-Л. Монтескье. Она сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.

     В своей работе «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье сделал вывод – разделение власти между государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. Монтескье  предполагал, что для правильного  функционирования государства должны существовать независимые друг от друга  власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее  время по принципу разделения властей  построены конституции многих государств.

     Каждая  из трёх властей занимает своё место  в общей системе государственной  власти и выполняет только собственные  ей функции и задачи. Поддержка  равновесия властей осуществляется специальными организационно-правовыми  мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение  полномочий в установленных пределах. Кроме того гарантируется, в пределах полномочий, независимость властей  друг от друга.

     За  прошедшие столетия принцип разделения властей, преобразованный постоянным развитием и совершенствованием, выдержал испытания временем и сегодня  занимает ведущее место в конституционном  конструировании властных структур в различных странах.

     Учение  Ш.-Л. Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало  существенное влияние на всю последующую  политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности. Воплощение в жизнь  теории Монтескье признается необходимым  для становления в России правового  государства, гражданского общества, для  защиты прав и свобод человека и  гражданина. 
 
 
 
 
 
 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Б. А. Политология: Краткая хрестоматия – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

2.История  политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 2000 –  576 с.

3.Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы 1995. – 800 с.

4. Политология Под ред. проф. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.

5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 3 изд-е. М.: Юридическая литература, 1998.

6. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 561 с.

7. Политология:  Энциклопедический словарь / Общ. ред. и составит. Ю.И. Аверьянов. – М.: 1993. – 743 с. 
 

Информация о работе Ш. Монтескье о принципе разделения властей