Президентская республика Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:12, контрольная работа

Описание

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Президентская республика……………………………………………………..5
2 Типы избирательных систем…………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Готовая работа.docx

— 32.93 Кб (Скачать документ)

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число  голосов при условии, что число  голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданых против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие  не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный  срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы:

– обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления  формировать устойчивое правительство;

– предполагает формирование крупных политических партий или  блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

– способствует формированию прочных непосредственных связей между  избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы  характерны и некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система  может исказить реальную картину  социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие  за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих  представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности  избирательного права.

Во-вторых, данная система  может вызывать недоверие к существующему  строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в  депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения  страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает  их защищать в первую очередь местные  интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Уже на заре становления  конституционного строя стали выдвигаться  идеи пропорционального представительства  политических групп, при котором  число мандатов, получаемых такими группами, соответствует числу поданых  за его кандидатов голосов. Практически  пропорциональная система впервые  была применена в Бельгии в 1889 году. Ныне она существует в более  чем 60 странах.

Пропорциональная избирательная  система – порядок определения  результатов голосования, при котором  распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством  голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что  она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между  полученными голосами и полученными  мандатами. Депутатские мандаты  распределяются не между индивидуальными  кандидатами, а между партиями в  соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько  парламентских депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип от этого не меняется.

Существуют различные  виды пропорциональных избирательных  систем:

– списочные (голосование  за список);

– несписочные (кандидаты  ранжируются внутри списка);

– с открытым списком;

– с закрытым списком.

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать  всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в  списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три  первых кандидата списка. Такой вариант  усиливает власть партийной элиты (верхушки) т.к. именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В некоторых странах  применяется другой вариант –  система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут  изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату  или кандидатам. Открытый список позволяет  избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной  элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система  полужестких списков, при которой  первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует  то, что в десяти из двенадцати стран  ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Она  во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда  в парламенте представлено около  десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни  правительств. За 50 лет Италия более  четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность  демократии.

Пропорциональная система  не дает возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию. Кроме  того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  более крупных партий требуют  постов, привилегий и т.д., не соответствующих  их реальному месту в политической системе. Это создает условия  для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Для преодоления недостатков  и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной  системы.

Смешанная избирательная  система – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Суть этой системы заключается  в том, что одна часть депутатских  мандатов распределяется на основе принципов  мажоритарной системы, а другая –  в соответствии с принципами пропорциональной системы. Указанная система применяется  в Болгарии, Германии, Грузии, Литве  и др. государствах. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая – на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат – по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот – многопартийности, а мажоритарная в два тура – объединению партий в коалиции.

К достоинствам смешанной  избирательной системы относится  то, что она:

– способствует укрупнению политических партий или блоков при  одновременном соблюдении принципа пропорциональности, а это обеспечивает формирование устойчивого правительства;

– предоставляет возможность  сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая  в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

 

Заключение

Форма правления – внешнее  выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной  власти.

Т. е. под формой правления  понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Избирательная система  определяет порядок проведения выборов  в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако избирательная  система не может формировать, а  тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно  отвечающим за структуру и форму  избирательной системы.

Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс, как форма норм избирательного права, выражает динамику и структуру участия граждан государства в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу институтов системы представительной и выборной демократии.

Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных прав и свобод человека и гражданина.

 

Список использованной литературы

 

1. Василенко, И. А. Политология: учеб. для вузов / И. А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009

2. Гаджиев, К. С. Политология (основной курс): учеб. / К. С. Гаджиев. - М. : Высшее образование, 2008

3. Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. М. : Юристъ, 2009

4. Погорелый, Д. Е. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; под общ. ред. С. Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2006

5.Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2008

6.Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2007

7. Радугин А. А. «Политология». – М., 2008г.

 

 

 


Информация о работе Президентская республика Типы избирательных систем