Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель работы, состоит в изучении видов избирательных систем, а также правовая характеристика федеральной избирательной системы в Российской Федерации.
Задачами работы является: дать понятие и охарактеризовать виды избирательных систем, проанализировать федеральную избирательную систему в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………...………32

Работа состоит из  1 файл

Виды избирательных систем.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Сыктывкарский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Виды избирательных  систем

Фамилия студента

Лысый

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Александрович

№ контракта

12100110101042


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная  часть…………………………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………….28

Глоссарий………………………………………………………………………………...30

Список использованных источников…………………………………………...………32

Приложения………………………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях стано1вления и развития в России демократического правового государства народ1овластие, которое в советский период было одним из формальных институтов госуд1арства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей росси111йской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего разви11тия. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный соста11в представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальн1ейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местн11ых уровней, в значительной степени зависит общее направление движения стран1ы на обозримый период.

Недостаточно  объявить Россию демократическим государством, включив в Конст1итуцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот посту1лат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потре1бностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выбор1ы и референдум.

1В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные проце1дуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в форми1ровании властных институтов является общепризнанным элементом соврем1енного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к полити1ческой демократии открыла новые возможности и условия превращения гражда1н в полноправных субъектов мира политики и управления.

С1егодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различн1ых областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сло1жилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрани1е представительных и исполнительных органов государственной власти и местног1о самоуправления.

В1ыборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и полити1ческого воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способ1ствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которо1й так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

В1ыборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответст1венностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десятка1м, сотням тысяч своих сограждан.

И1, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, 1которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю из1бирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в п1овседневной общественной жизни.

О1бъектом исследования данной работы являются виды избирательных систем. 1

Предметом исследования является избирательная система Российской Федерации.

Цель работы, состоит в изучении видов избирательных систем, а также правовая характеристика федеральной избирательной системы в Российской Федерации.

Задачами работы является: дать понятие и охарактеризовать виды избирательных систем, проанализировать федеральную избирательную систему в Российской Федерации.

Структура работы обусловлена ее тематикой и включает в себя введение, две  главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложение.

Основная часть

1глава основной части.

 

В научной литературе термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Рассмотрим по подробнее сферу этих отношений. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не только правовые нормы регулируют избирательное право. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества [8, c.187].

В данной работе нас интересует больше понятие избирательного права в так называемом узком смысле. Данное, понятие включает в себя определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценка системы, может быть ошибочной).

Наличие демократического режима прямо предусматривает возможность  подбора оптимальной системы выборов. В зависимости от того, как организовывается процесс назначения на государственную управляющую должность, различают виды избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную и смешанную. Но каковы принципы их дифференцирования, в чем заключаются их недостатки и преимущества? Попробуем рассмотреть.

Как было отмечено ранее, демократия подразумевает, что часть  власти (или суверенитета) народ  передает своим представителям. Осуществляется такой процесс прямо или опосредованно. Прямой процесс передачи основан на выборах, а опосредованный – через ранее выбранных представителей (например, выборы президента в парламентской республике или процедура праймериз).

Как правило, в демократическом  государстве существует свод правовых норм, который регулирует процесс передачи части суверенитета. Он включает в себя правила и приемы, которые могут быть признаны легальными, и в результате которых формируются легитимные органы власти. Все вышеперечисленное позволяет заключить:

Избирательная система - определенный, регламентированный законом процесс выбора органов представительной власти.

Самой распространенной системой выборов является система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. - большинство). Большинство голосов, является причиной избранного кандидата, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система – универсальна при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). При применении данной системы для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, с уже сформировавшимися демократическими традициями, политические партии являются монополистами в политической жизни, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Большие возможности для избрания имеют кандидаты, являющиеся отличными ораторами, умеющие зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. В нашей стране мы неоднократно наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, решение которых выносились, под воздействием эмоций после истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система делится на несколько видов, различия составляют требования, предъявляемые к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самой простой и разновидной является система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Данную систему применяют во многих странах, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Зачастую она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов состоявшимися. Избирательная система Великобритании наглядный тому пример, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Более сложной по своей структуре выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой выборы для кандидата считаются состоявшимися при получении более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются, хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Хрестоматийный пример - выборы во французское Национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело тем не менее 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. Когда подсчитывают голоса, бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Рассмотрим еще один способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено), хотя, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для того, чтобы быть избранным во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Информация о работе Виды избирательных систем