Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель работы, состоит в изучении видов избирательных систем, а также правовая характеристика федеральной избирательной системы в Российской Федерации.
Задачами работы является: дать понятие и охарактеризовать виды избирательных систем, проанализировать федеральную избирательную систему в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………...………32

Работа состоит из  1 файл

Виды избирательных систем.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Так, на выборах в Бундестаг 300 мандатов получили в одномандатных избирательных округах независимые кандидаты и кандидаты от партий, не допущенных к участию в выборах по земельным спискам, а также от партий, не преодолевших заградительный пункт. Распределению по пропорциональной системе подлежат, следовательно, 356 мандатов, из которых 28 получены в одномандатных избирательных округах данной земли кандидатами от партий, преодолевших заградительный пункт. При этом общее число действительных вторых голосов по стране составило, к примеру, 50 миллионов, из которых за земельные списки партий, преодолевших заградительный пункт, подано 35 миллионов. В отличие от порядка выборов в Государственную Думу, установленного у нас во многом с учетом опыта Германии, там существует определенная связь между голосованием избирателя в одномандатном избирательном округе и его голосованием за тот или иной земельный список. Его второй голос учитывается лишь в том случае, если отдан за ту же партию, что и первый (разумеется, если партия преодолела заградительный пункт). У нас же голосование по одномандатному избирательному округу производится совершенно независимо от голосования по федеральному избирательному округу: можно в одномандатном округе проголосовать, например, за независимого кандидата, а в федеральном - за список какой-либо партии, и голос будет учитываться при пропорциональном распределении мандатов.

2 глава основной части

 

Как показывает история, порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в значимой мере определял основные направления становления всей системы российского избирательного законодательства, содержание основных институтов и процедур избирательного права, применяемых при проведении выборов всех уровней. В этой связи анализ законодательства о выборах в Государственную Думу и практики его применения является ключевым фактором для оценки состояния избирательного законодательства Российской Федерации в целом и необходимым условием для выработки предложений по совершенствованию всей избирательной системы в России [8, c.100].

В 1995 г. было 45 коллективных участников выборов в Государственную Думу, причем в распределении мандатов участвовали лишь 4 крупных политических объединения, победивших на выборах. 39 избирательных объединений не набрали необходимого числа голосов избирателей. Они распылили голоса значительной части голосовавших (49,5%). В результате 4 избирательных объединения получили призовые мандаты за счет почти половины избирателей, их не поддержавших.

В этом отношении Государственная Дума третьего созыва, избранная в 1999 г., оказалась более легитимной. Формально представительность нижней палаты парламента подтверждена на выборах в значительно большей степени, хотя нет никаких гарантий того, что при сохранении нынешней избирательной системы на следующих выборах не повторится ситуация 1995 года. При этом следует учитывать итоги выборов не только по федеральному округу, но и по одномандатным округам. В 1995 г. мажоритарная система относительного большинства, применявшаяся в этих округах, привела к тому, что депутаты здесь оказались избранными 29% проголосовавших избирателей. Причем 39 из 225 депутатов, или более 17% получили менее 201% голосов. Если же учитывать общее число зарегистрированных избирателей, то окажется, что депутаты от мажоритарных округов были избраны менее чем одной пятой их голосов. Такое же положение было на выборах 1999 года. В ряде одномандатных округов (Иркутский, Рязанский, Тульский, Ярославский, Ленинградский, западный - Санкт-Петербургский и других) депутаты получили менее 25% голосов. В 8 округах выборы не состоялись, поскольку здесь против всех кандидатов было подано больше голосов, чем за кандидата, выигравшего у своих соперников (в 5 из этих округов относительное большинство голосов составило от 11 до 16% всех голосов избирателей). В целом, как и на выборах в 1995г., депутаты в одномандатных округах оказались избранными примерно 20-25% голосов зарегистрированных избирателей.

На стадии подготовки и регистрации списка кандидатов руководство избирательных объединений, избирательных блоков зачастую не учитывает мнение своих региональных структур. В итоге рядовые избиратели отлучены от контроля за этой важнейшей стадией избирательного процесса. По свидетельству средств массовой информации, лидеры некоторых партий включали в свои списки любого, кто был готов финансировать избирательную кампанию и внести в кассу партии или движения определенную сумму. Установленные законом строгие правила выдвижения канд1идатов на съездах, конференциях избирательных объединений (блоков) тайным г11олосованием не срабатывают.

Для того, чтобы Государственная  Дума стала действительно представительным11 органом, выражающим реальные интересы общества, необходимы дальн1ейшие коррективы системы выборов депутатов. Здесь  возможно несколько вариант1ов повышения эффективности избирательной системы.

Одна из на1иболее радикальных  мер связана с переходом от смешанной избирательной с1истемы к мажоритарной, привычной для  населения и применяющейся 1на выборах  представительных и законодательных  органов в подавляющем бол1ьшинстве субъектов Российской Федерации [9, c. 97].

Известен г1лавный недостаток мажоритарной системы - она лишает представительства1 в парламенте ту часть избирателей, кандидаты которых потерпели  на вы1борах1 неудачу, что, впрочем, компенсируется вторым туром выборов. В целом1 прим1енение этой системы приближает кандидатов в депутаты к избирателям, гарантир11ует с организационно-правовой стороны осмысленное использование граждан1ами своих избирательных прав голосованием за известных им лиц. 11

Применение мажоритарной системы вовсе не означает вытеснения полити1ческих партий из числа субъектов избирательного процесса. Наряду с избира1телями они сохранят право выдвижения своих кандидатов. При этом, избирая партий1ных выдвиженцев, граждане получат возможность оценить не только полити1ческую платформу кандидатов, но и их личные и деловые качества. В мажори11тарном избирательном округе в ходе предвыборной агитации за и против кандида11тов яснее высвечиваются и точнее, чем при обсуждении "пропорциональных" списков, оцениваются и недостатки претендентов на депутат11ские мандаты, уменьшается возможность попадания в парламент лиц с сомнительным прошлым или настоящим. Мажоритарная система позволяет упорядо11чить процесс партийного строительства, поскольку дает возможность реальной оценки социальной значимости каждой партии и ее действительного веса в обществ1енном мнении. Применение мажоритарного принципа может способс111твовать, как показывает мировой опыт, формированию в стране крупных политич11еских партий парламентского типа, что должно повысить стабильность функцио11нирования всей политической системы.

Есть существенные резервы  и в действующей смешанной  избирательной системе, 11 которая, по сути дела, так и не стала смешанной, а представляет собой две независи11мые избирательные системы - пропорциональную и мажоритарную. Необход11имо органически соединить обе эти системы.

Вс11я территория Российской Федерации делится на 450 избирательных  округов - по чис11лу депутатских мандатов. По всем избирательным округам кандидаты в депутаты1 выдвигаются избирательными объединениями, блоками и избирателями непосред111ственно ("независимые кандидаты"). Избирательное объединение, блок может вы11двинуть не более одного кандидата в округе. Кроме того, избирательное объединен11ие, блок вправе зарегистрировать общефедеральный список кандидатов, при этом в11 избирательный бюллетень включается тройка лидеров и название этого объединен1ия, блока, но не выдвигается кандидат по конкретному округу. При этом в общефеде111ральные списки не могут включаться кандидаты, выдвигаемые избирател11ьными объединениями, блоками по избирательным округам.

Таки11м образом, избиратель получает один избирательный бюллетень  с перечнем 11кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, блоками, и независим11ых кандидатов.

При 11голосовании избиратель отмечает фамилию кандидата (независимого или выдвинуто1го избирательными объединениями, блоками) либо тройку лидеров избиратель1ного объединения, блока, которому он отдает свой голос. Каждый избиратель1 имеет один голос.

Посл1е окончания голосования  подсчитываются голоса, поданные за каждого  кандидата, 11 выдвинутого по избирательному округу, а также голоса, поданные за избиратель11ные объединения, блоки, которые хотя и не выдвинули кандидатов по округу, но11 чья тройка лидеров, а также наименование (символ) было включено в бюллетень11 для голосования.

Опре11деление итогов выборов проводится отдельно по одномандатным  избиратель11ным округам и по федеральным  спискам кандидатов. Избранными по одноманда11тным избирательным округам считаются 225 кандидатов, получивших наибольше11е (в процентах) число голосов избирателей по 450 одномандатным избиратель11ным округам. При этом от одного избирательного округа может быть избран тол11ько один кандидат. Затем голоса, поданные за кандидатов, выдвинутых соответств11ующими избирательными объединениями, блоками, которые не были избраны в11 одномандатных округах, а также голоса, поданные за соответствующее избирател11ьное объединение, блок (в том случае, если оно не выдвигало своих кандидато1в по округам), суммируются в масштабах всей страны, после чего производи1тся пропорциональное распределение мандатов между федеральными списками 1111кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков.

В Совет 1Федерации в  соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Фе1дерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государ1ственной власти.

Кандидату1ры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Фед1ерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатно1м законодательном (представительном) органе - поочередно председателями1 палат. 1При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числ11а депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об и1збрании1 представителя от законодательного (представительного) органа прини11мается 11тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а дв1ухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановле1нием обеих палат.

Решение1 высшег1о должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя1 высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Ф1едерации11) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительно1го органа1 государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется 1указом (1постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федераци1и (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти1 субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок нап1равляется в законодательный (представительный) орган государственной власти1 субъекта Российской Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеоче1редном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общ1его числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. 1

Избрание (назнач1ение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом 1завершено к 1 января 2002 года.

Вновь избранны1е (назначенные) представители будут работать только на постоянной основе. 1

Совет Федера1ции является постоянно действующим органом. Периодичность его заседаний опре1деляется самой палатой. Заседания Совета Федерации являются основной формой1 работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной 1Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Феде1рации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руко1водителей иностранных государств.

1

Согласно действующему закону выдвижение кандидатов происходит по-разному в зависимости от того, выдвигаются ли они непосредственно  избирателями в одномандатных избирательных округах или избирательными объединениями (блоками) по общему федеральному округу.

Исходя из 1этого и  учитывая опыт, накопленный в ряде демократических государств, в за1коне о политических объединениях следует  наметить меры демократизации 11внутриполитической жизни партии и создать преграды для появления партий1 вождистского типа. Кроме того, необходимо более подробно регламентировать 11демократическую процедуру выдвижения кандидатов. В законе целесообразно ус11тановить правило, согласно которому участники съездов и конференций партий и движений могут предлагать для обсуждения в качестве претендентов на11 депутатский мандат любую кандидатуру, включая свою, участвовать в обсуждении кандидатов, поддерживать предлагаемые кандидатуры или вносить пред1ложения об их отводе. Возможно введение правила, по которому для обеспечения с11остязательности кандидатов и возможности выбора лучших из них количество о111бсуждаемых на съездах и конференциях кандидатур должно превышать устано1вленное число мандатов, представляемых соответствующим избирательным об1ъединением, избирательным блоком. Участникам съездов и конференций по 1выдвижению кандидатов (списков кандидатов) необходимо предоставлять объе1ктивную информацию о биографических данных кандидатов [7, c. 79]. 111

Что касается кандидатов, баллотирующихся одновременно в  Государственную Думу 1111и на другую должность, то в законе стоит установить запрет на совмещение участи11я одних  и тех же лиц в выборах разных уровней, если при этом одни и те же кандид11аты добиваются несовместимых мандатов.

С11бор подписей избирателей  в поддержку выдвижения кандидата (списков кандид11атов) в настоящее  время в практике российских выборов  является основным и наиб111олее распространенным способом реализации пассивного избирательного права. 1

У1становленная процедура  сбора подписей имеет целый ряд  существенных изъян111ов. Так, очевидно логическое противоречие между запретом (в частности, со сторо11ны Центризбиркома) на проведение предвыборной агитации до момента регистрации кандидата (списков кандидатов) и объективной необходимостью имен1но агитировать (а не только информировать) избирателей в пользу конкретных канд1идатов в процессе сбора подписей, то есть в запрещенный для этого период.

1Согласно требованиям  закона недостоверными считаются подписи избир1ателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица 11другим лицом. В то же время основаниями для такого серьезного вывода в отнош1ении десятков и сотен тысяч подписей избирателей являются письменные заклю1чения экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиц1ии, военных комиссариатов и органов, осуществляющих учет населения, подго11товленные в течение нескольких дней. Это при том, что наиболее квали1фицированным в данной сфере специалистам-графологам в гражданском и уголо11вном процессе отводится для решения аналогичных задач, но в несоизмеримо мень11ших масштабах, один месяц только для предварительных (досудебных) выво11дов.

Информация о работе Виды избирательных систем