Политическая элита стран Северной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования: Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита на сегодняшний день прочно утвердилось в политической литературе.
Элита – это те люди, которые занимают руководящие должности в государственных организациях и обладают достаточно большим влиянием для принятия важный решений и решения глобальный проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

1.Политическая элита……………………………………………………………..6
1.1. Функции и трансформация элит ………………………….………………9
1.2. Типология элит ……………………………………………………….......11
1.3. Основные теории элиты …………………………………………………..15
1.4. Методы выявления политических элит…………………………………..22
2. Эволюция политической элиты в как единицы политического строя стран
северной Европы………………………………………………………………. 25
2.1. Швеция: политическая система и политическая элита…………….……30
2.2. Правительство Швеции……………………………………………………33
2.3. Партийная элита Швеции………………………………………………….37

Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Политическая элита Северной Европы.doc

— 524.50 Кб (Скачать документ)

Политический строй североевропейских стран к началу XX в. можно определить как конституционная ограниченная монархия. В Швеции действовала принятая в 1809 г. конституция, вводившая разделение властей, и дававшая ряд гражданских свобод. В 1865-1866 г. архаичный четырех сословный шведский риксдаг был заменен двух палатным парламентом, сохранившим то же название. Все же модернизация была не полной, так как сохранялись существенные, прежде всего имущественные ограничения в избирательном праве, так что значительная часть населения страны оставалась лишенной права выбора в законодательный орган и местные органы самоуправления.[37] В Норвегии действовала, и продолжает действовать Эйдсволльская конституция 17 мая 1814 г. с внесенными 4 ноября 1814 г. дополнениями, которая тогда была самой демократической в Европе. С 1884 г. в Норвегии вошел в действие принцип парламентской ответственности правительства, когда кабинет формировался, как правило, представителями победившей на выборах партии или блоком партий, имевших большинство в парламенте.

Абсолютизм сохранялся в Дании вплоть до потрясений 1848-1849 гг., когда в ходе революции здесь была принята довольно демократическая по тем временам конституция, правда, несколько реформированная в консервативном духе в 1860-х годах. «Фолькетинг», нижняя палата парламента - «Ригсдага» - обладала большими полномочиями в области законодательства и налогообложения, но не влияла на формирование кабинета.[38]

Важнейшей чертой складывания гражданского общества и демократической политической системы в странах Северной Европы была самоорганизация общества, что проявлялось к 1900 г. в создании огромного множества различного рода союзов, ассоциаций и объединений, так называемых «организаций по интересам» (по-норвежски -- interesseorganisasjoner) - политических, религиозных, женских, профессиональных, просветительских, любительских, спортивных и т.п. Составной частью этого многогранного процесса было формирование многопартийности - образование политических партий, отражавших социальные и групповые интересы различных слоев и групп общества. В центре политической борьбы все больше оказывались выборы в представительные учреждения, как общегосударственные, парламенты, так и в региональные и местные.

Уже к началу XX в. во всех странах Северной Европы сложилась разветвленная система средств массовой коммуникации и информации в виде журналов и прежде всего газет, причем не только общенациональных, но и региональных и местных. Причем уже в XIX в. многие газеты и журналы имели отчетливо выраженную политическую окраску, что было связано с тем, что здесь активно шел процесс формирования многопартийной политической системы. Партийная система включает себя значительную часть политической элиты.

Политические партии в странах Северной Европы складывались во второй половине XIX в. двумя путями - сверху, когда в парламентах группировались депутаты, и снизу, когда политически активные граждане объединялись на местах и затем уже принимали участие в предвыборной борьбе. Так в Норвегии в 1884 г. конституировались как общегосударственные консервативная партия «Хёйре» («правые») и либерально-демократическая партия «Венстре» (левые). Аналогичные процессы проходили в Дании, где на политической арене действовали партии под такими же, как в Норвегии, названиями. В Швеции же политическая борьба в последние десятилетия в иной плоскости: вокруг таможенной политики, и лишь в начале XX века здесь сформировались консервативная и либеральная партии.[39]

К началу XX столетия все более серьезным фактором становилось организованное политически рабочее движение. К 1900 г. во всех странах Северной Европы уже сформировались социал-демократические партии - Социал-демократическая рабочая партия Швеции (1889), Социал-демократическая партия Дании (1876), Норвежская рабочая партия (1887). Эти социал-демократические партии в начале XX века уже были довольно массовыми организациями. Так, Социал-демократическая партия Дании в 1901 г. имела 210 объединений с 30 тыс. членов.

Процесс формирования многопартийности в Финляндии шел с 1860-х годов, где на него свой отпечаток накладывал как двуязычный состав населения (примерно 11% процентов населения страны имели родным шведский язык), так и подчиненность Российскому императору. К началу XX века основными политическими партиями здесь была Финская (или Старофинская партия), Младофинская партия, Шведская партия. В 1899 была образована Рабочая партия Финляндии, которая была организована лучше буржуазных партий и фактически была первой современной национальной партией. В 1903 г. РПФ была переименована в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ).[40]

После того, как в 1899 г. царизм начал наступление на автономные права Великого княжества Финляндского, с целью распространить на него порядки Российской империи, в партийно-политическую структуре произошли важные изменения. Старо-финны в основном выступили за политику соглашения с царизмом, надеясь таким образом отстоять автономию и национальное существование страны. Младофинны и шведскоязычные либералы, которых поддержала небольшая группировка, выделившаяся из Финской партии, выступили за проведение пассивного сопротивления царизму (срыв различных мероприятий властей, противоречивших основным законам Финляндии, подачу массовых петиций и др.). Их лидеры сформировали так называемый Конституционный блок, именуемый иногда партией пассивного сопротивления. Для координации и руководства практическими мероприятиями был создан руководящий подпольный центр сопротивления, принявший название "Кагал".

В 1904 наиболее радикальными деятелями финляндского сопротивления, неудовлетворенными пассивным характером борьбы, была образована действовавшая в подполье «Партия активного сопротивления Финляндии» (ПАСФ), выступавшая за вооруженные методы борьбы, вплоть до террора, вдохновляясь примером российских эсеров.

1906-1907 годы стали периодом подготовки выборов парламента по системе пропорционального представительства и быстрого переоформления старых и оформления новых политических партий, превратившихся в общенациональные организации, имевшие опубликованные программы, оформленное партийное руководство и фиксированное членство. В этот период была окончательно заложена основа современной многопартийной системы. В октябре-декабре 1906 г. была создана партия зажиточного сельского населения, в основном провинций Эстерботтена и восточной Финляндии, называвшаяся сначала Союз сельского населения Финляндии, а с 1908 - Аграрный союз (АС).

В марте 1907 состоялись первые в истории Финляндии выборы в бессословный однопалатный парламент на многопартийной основе (Приняло участие 69% имевших право голоса в сельской местности, и 72,7% -- в городах).[41]

Одной из основ утверждения демократических порядков в странах Северной Европы, прежде всего у шведов, стал отказ уже в XIX в. от великодержавных амбиций. Важнейшим шагом на пути утверждения демократических порядков стал разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г., когда скандинавы, прежде всего шведы, сумели преодолеть великодержавный синдром и согласиться на мирное урегулирование конфликта. Демократическим путем, всеобщем референдумом в ноябре 1905 г. было принято решение о сохранении монархической формы правления. За монархию проголосовало 260 тыс., против - 70 тыс. Это означает, что монархическая элита эффективна и удовлетворяет потребности большинства населения.

Первые десятилетия XX века стали для стран Северной Европы периодом демократических реформ, которые постепенно изменяли существующий политический строй. Главным здесь было расширение избирательного корпуса, достигавшееся, прежде всего, путем снижения различных цензов. В течение всего 20 века проходило множество изменений, влияющих так или иначе на политический строй, а, следовательно, и на политическую элиту. XX столетие стало для стран Северной Европы периодом совершенствования демократического строя, укрепления демократических традиций, развития и расширения народовластия, когда все большие слои населения принимали участие в формировании управления своими странами. Это был период укрепления политической культуры основной массы населения.

Рассмотрим современный период в политической структуре Северной Европы на примере Швеции, ее политическую элиту, видных политический лидеров.

2.1. Швеция: политическая система и политическая элита

Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991.[42]

Высший орган законодательной власти - риксдаг. Высший орган исполнительной власти - правительство. Глава государства - король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации.

Король Густаф VI Адольф строго соблюдал правила относительно конституционной монархии, сформулированные во время его правления (1950-1973). Он, возможно, более чем другие, и надо признать, немногие современные монархи, помог создать новый тип монархии - демократическую монархию.

Почти на протяжении всего царствования Густафа VI Адольфа шла работа над новой конституцией, которая была принята в 1975 году вместо конституции 1809 года. В период подготовки конституционной реформы никто, возможно, не сыграл такой важной роли для сохранения монархии в Швеции, как Густаф VI Адольф.

Большим вкладом Густафа VI Адольфа в историю Швеции было то, что во время его правления он сумел трансформировать монархию в соответствии с изменениями в современном шведском обществе и таким образом создать условия для сохранения монархии в Швеции и членов династии Бернадотов на шведском троне. Все правители Швеции отображены в приложении 2.

Он открывает риксдаг каждый год в октябре. Он председательствует на специальных заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время так называемых информационных заседаний кабинета, где члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.

Он является председателем Консультативного внешнеполитического комитета, то есть комитета, избранного риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по внешнеполитическим вопросам.

Король имеет наивысшее воинское звание. Однако вооружённые силы страны подчиняются только правительству. В качестве главы государства он принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты шведских послов.

Согласно новой конституции, таким образом, обязанности короля носят в основном представительский и церемониальный характер. По просьбе правительства король принимает глав других государств и выезжает с государственными визитами в другие страны. Как правило, во время этих визитов короля сопровождают один или два члена правительства, которые обсуждают вопросы политики, экономики и культуры, с представителями правительства принимающей страны. Так, был совершен в 2001 году визит Короля Швеции Карла XVI Густафа, Королевы Сильвии и Кронпринцессы Виктории в Россию с целью укрепления экономического и политического сотрудничества.[43] Король Карл XVI Густав подвергался уже несколько раз некоторым разоблачениям и скандалам, не отличающих его личность безупречной.[44]

Король обладает неприкосновенностью перед законом, то есть не может быть привлечён к ответственности за свои поступки в соответствии с уголовным правом, однако ему может быть предъявлен иск в суде в соответствии с гражданским правом. Король обязан представлять декларацию о своих личных доходах и имуществе и платить налоги, как и все граждане Швеции.

Каждый год риксдаг решает, какая сумма будет выделена королю для выполнения его обязанностей. Члены королевской семьи имеют право голоса, но по установившейся традиции воздерживаются от голосования.

Согласно новому Акту о престолонаследии 1980 года, сменившему Акт 1810 года, шведский трон наследуется в порядке первородства, то есть трон наследует старший из детей короля и королевы, независимо от его пола. Таким образом, принцесса Виктория, родившаяся 14 июля 1977 года, является наследницей шведского трона.

 

2.2. Правительство Швеции

Главой высшего органа исполнительной власти до 21 марта 1996 года был Йоран Перссон. Родился 20 января 1949. После окончания университета Перссон в течение нескольких лет состоял в руководстве Демократического союза молодежи Швеции. Впервые Перссон был избран в парламент в 1979 году. С тех пор он неоднократно возглавлял парламентские комитеты, занимал пост министра.

В 1996 году Перссон стал премьер-министром Швеции. С того же времени он возглавлял Социал-демократическую партию Швеции. В своей политической программе Перссон подчеркивал важность доступности качественного образования для процветания общества.

После поражения на парламентских выборах в сентябре 2006 года от право-центристского Альянса четырёх либерально-консервативных политических партий с лидером Умеренной коалиционной партии Швеции Фредриком Райнфельдтом во главе, Перссон подал в отставку с поста премьер-министра.

На внеочередном конгрессе Социал-демократической партии 17 марта 2007 года Мона Салин была избрана преемником Перссона на посту председателя.

С 2006 года главой исполнительной власти становится Фредрик Рейнфельдт.  Родился 4 августа 1965 году в Стокгольме. В возрасте 11 лет Райнфельдт стал председателем школьного совета. По окончанию школы служил в армии, где стал представителем своего полка в конгрессе новобранцев шведских вооруженных сил. После этого учился в Стокгольмском университете по специальности "Экономика и бизнес". Там он возглавил студенческую партию "Borgerliga Studenter – Opposition '68".

В 1983 году 18-летний Райнфельдт вступил в молодежное крыло Умеренной коалиционной партии Швеции (УКПШ). Став его лидером в 1990-м, в 1991 году он был избран в риксдаг. В 2001-2002 годах был главой парламентского комитета по праву.

Информация о работе Политическая элита стран Северной Европы