Наглядность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека (школьника), а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе представлено понятие «стресс». Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе, т.е в любой социальной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………….........................3
ГЛАВА 1. Стрессовое состояние личности как предмет научного познания…………………………………………………………………...5
1.1 Общая характеристика стрессового состояния ……. ………….......5
1.2 Основные причины возникновения стресса ………………………..7
1.3 Особенности переживания стресса старшими школьниками ……..9

ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса у старших школьников ..........20
2.1 Описание используемых методов исследования………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Нумерация курсовой.docx

— 56.12 Кб (Скачать документ)

- появляются постоянные, в том числе и необоснованные  жалобы на головные боли, боли  в животе и т.д., высказывания  «всё надоела, устал» и т.п.

- может значительно ухудшиться  почерк, появиться большое количество  исправлений, глупых ошибок и  т.д.

- у некоторых школьников  переутомление может маскироваться.  Родители видят весёлого, бодрого  ребёнка после многих часов  работы в школе, занятий в  секции и домашних заданий.  На самом деле, такое поведение  – следствие нервного перевозбуждения.

- крайние проявления со  стороны нервной системы- такие  нарушения, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений,  если они не наблюдались у  ребенка ранее.

Следствие перегрузок- не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это ещё и потеря интереса к  учёбе, к прежним увлечениям и  снижение самооценки ( «не справлюсь - значит, неспособный»).

Для того, чтобы помочь ребёнку, родителям следует:

- постараться услышать, как  ребёнок сигналит о своём напряжении  и стрессовом состоянии;

- не пытаться полностью  оградить ребёнка от всех стрессовых  ситуаций. Задача родителей в  другом - выпустить ребёнка в жизнь  как можно более стрессоустойчивым  и понимающим, где он может  найти поддержку;

-  оказывать поддержку  и помощь в кризисных ситуациях,  Знать к какому специалисту  можно обратиться за помощью  (во многих регионах существуют  кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи) ;

- научить доступным способам  снятия избыточного стресса, которые  у каждого индивидуальны. Для  кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми  или наслаждение одиночеством. Помогите  ребёнку выбрать свои, индивидуальные  способы избавления от чрезмерного  эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса  у старших школьников.

2.1 Описание используемых методов исследования;

2.2 Анализ результатов  исследования;

 

2.1  Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в  итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку… и т.д.

Но, конечно, самый сильный  – это школьный стресс. Школа  сегодня - серьезный психогенный  фактор. Никто не сомневается в  том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического  здоровья детей оказывают социальные проблемы.

 

Для проведения исследовательской  работы были определены следующие этапы:

 

  1. Изучение работ учащихся;
  2. Наблюдение за подростками;
  3. Выполнение методик для выявления факторов стресса у старших школьников.

 

Тестирование - психологический метод, использующий стандартизированные задачи и вопросы – тесты, имеющие определённую шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае факторов стресса).

Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на представленные в опроснике вопросы.

В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании  результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты  – это стандартные наборы заданий  и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов  также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

 

Следующий метод – это анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Анализ продуктов деятельности - исследовательский метод, представляющий собой изучение материализованных  результатов психической деятельности учащихся (всех форм воспроизведения  знаний, сочинений, рисунков, всевозможных поделок). Именно анализ материализованных  результатов психической деятельности учащихся (всех форм воспроизведения  знаний, сочинений, рисунков, всевозможных поделок) позволяет судить не только об уровне соответствующих знаний, умений и навыков, но и диагностировать  учебные способности и другие особенности личности. В этом случае необходимо соотнести продукты деятельности с теми условиями, в которых они  создавались: степенью самостоятельности, количеством допущенных ошибок, затратами  времени и т.п. В этих целях  большую диагностическую информацию могут дать черновики школьников.

Метод строится на основе учета  количественных и качественных показателей. В продуктах деятельности отражается отношение к самой деятельности, уровень развития познавательных процессов, степень сформированности знаний, умений и навыков, творческие способности. В диагностических целях необходимо установить, что в изучаемом продукте обусловлено знаниями, умениями и навыкам, а что общими свойствами личности, в том числе способностями.

Рисунок на свободную тему, например, позволяет судить о направленности личности ученика, познавательных интересах. Более того, как установлено психологами, качество рисунка отражает умственные способности: уровень развития наблюдательности, воображения, устойчивости оперативной  памяти, планирования, самоконтроля.

Данный метод позволяет  опосредованно изучать сформированности знаний и навыков, интересов и  особенностей человека на основе анализа  продуктов его деятельности. Ценный материал может дать изучение продуктов  деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.

Эти работы могут дать необходимые  сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и  о достигнутом уровне умений навыков  в той или иной области. С помощью данной методики можно установить наличие особенностей личности, таких как незащищенность, тревожность, стрессоподверженность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и др. В результате можно за короткое время узнать обширную информацию о личности своих воспитанников: ценностных ориентациях, намерениях, интересах, литературных способностях и многое другое .

Ещё один из важных методов, используемых мною - метод анкетирования.

Метод анкетирования —  психологический вербально-коммуникативный  метод, в котором в качестве средства для сбора сведений используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

 

Педагогическое  наблюдение - это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики. Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. Этот метод один из наиболее важных и доступных методов, который помогает учителю лучше узнать своих учеников, заметить их отличительные черты.

Наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания.

2.2  Для оценки влияния стресса и выявления факторов, вызывающих стресс (стрессоров) были выбраны  учащиеся 9 «Д» класса ГУО «СОШ № 18» г. Пинска в количестве 25 учеников: 13 мальчиков и 12 девочек. Возраст ребят 14-15 лет. Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является «сборным», то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса. Но, следует отметить, что класс в целом дружный. Учащиеся умеют работать совместно. В классе царит доброжелательная атмосфера.

Для того, чтобы узнать причины, по которым ученики подвержены стрессу  я использовала следующие методики.

В качестве методики исследования был выбран тест-опросник  Томаса Холмса и Ричарда Раэ. Они разработали перечень стрессовых ситуаций, связанных с жизненными переменами, и предложили большому числу людей оценить эти стрессоры в «единицах жизненных перемен». Эти единицы показывают значимость тех или иных жизненных изменений и необходимость для приспособления, к которой они приводят. Отправным пунктом для сравнения всех стрессов являлся пункт о заключении брака. Оказалось, что заключение брака вызывает больший стресс, чем потеря работы. Для того, чтобы воспользоваться этой шкалой для измерения стресса в жизни, нужно сложить единицы жизненных перемен по каждому пункту событий, которые человек пережил на протяжении последнего года. Если полученная сумма окажется высокой , не стоит удивляться этому.

Набрав в течение года от 150 балов и более есть риск заболеть.

На основе данной методики я составила свой собственный  тест-опросник, который способен выявить  наиболее стрессовые ситуации, типичные для старших школьников. Опросник содержит 30 пунктов, которые испытуемые должны пронумеровать в порядке  значимости и «стрессовости». Время  ответов не ограничивается, хотя и  затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Перед проведением теста, с учащимися проводят инструкцию: « Вам предлагается пронумеровать  каждый из пунктов в соответствии с тем, какой из них больше всего  для вас стрессоопасен».

(см. Приложение)

Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов полученных по каждым пунктам,  и выявляются наиболее стрессоопасные  для большинства  школьников. Тем самым предоставляется  возможность выяснить наиболее встречаемые  факторы стресса у старших  школьников, иными словами , что же на самом деле является причиной стресса  у них.

После подведения итогов данного  теста-опросника, можно выделить основные факторы стресса у школьников. По подсчётам наиболее стрессоопасными  для школьников являются такие факторы  как:

-Конфликт с одноклассниками

- Ссора с родителями

- Одиночество

- Развод родителей

- Смерть близкого человека

- Игнорирование со стороны  родителей

Это ещё раз подтверждает тот факт, что для детей наиболее важны отношения в социуме( с  родителями и одноклассниками), нежели сам учебный процесс в целом.

 

Ещё один тест, использованный мной,  был тест на «Стрессоустойчивость»

Было представлено определённое количество вопросов, на которые учащиеся должны были ответить.

Данный тест на оценку стрессоустойчивости  был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона.  Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения  верны для Вас. Отвечать следует  на все пункты, даже если данное утверждение  к Вам вообще не относится. (см. приложение)

В результате проведённого теста, можно сделать следующее  заключение: поведение учеников данного класса носит утверждающий характер. Они достаточно импульсивны, торопят время и очень настойчивы. Эти свойства характера увеличивают опасность нервных расстройств. Обычно отмечается бойцовая реакция на стресс.

Также ребятам был представлен  тест «Подвержены ли вы стрессу».

( см. Приложение)

На заранее подготовленные вопросы они должны были ответить:

почти всегда/ часто/ иногда/ почти никогда/ никогда           

За каждый ответ начисляется  от 1 до 5 баллов.

Нужно сложить  результаты ответов и из полученного числа отнять 20 очков.

С помощью данного теста, можно выявить конкретные ситуации, которые вызывают у школьников стресс. Так же выяснить насколько они  подвержены стрессу и также в последствии, учащиеся могли услышать совет, как бороться со стрессовым состоянием.

По ответам данного  теста выявились конкретные утверждения, которые важны для школьников, это:

- Наличие друзей и знакомых

- Постоянное чувство любви  и поддержки

- Существование человека, на которого в любую минуту  можно положиться.

Ученикам было предложено написать сочинение на тему: « Самое  печальное событие в моей жизни»

В ходе проведённого исследования мною были проанализированы данные сочинения. Результатом оказалось то, что  в большинстве случаев учеников волнуют взаимоотношения со своими сверстниками, нежели учебный процесс  в целом. Также причиной стресса  у многих является предательство  друга или конфликт в семье.

Информация о работе Наглядность