Наглядность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека (школьника), а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе представлено понятие «стресс». Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе, т.е в любой социальной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………….........................3
ГЛАВА 1. Стрессовое состояние личности как предмет научного познания…………………………………………………………………...5
1.1 Общая характеристика стрессового состояния ……. ………….......5
1.2 Основные причины возникновения стресса ………………………..7
1.3 Особенности переживания стресса старшими школьниками ……..9

ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса у старших школьников ..........20
2.1 Описание используемых методов исследования………………….20
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Нумерация курсовой.docx

— 56.12 Кб (Скачать документ)

                                        Оглавление:

 

Введение ………………………………………………….........................3

ГЛАВА 1. Стрессовое состояние  личности как предмет научного познания…………………………………………………………………...5

1.1 Общая характеристика стрессового состояния ……. ………….......5

1.2 Основные причины возникновения стресса ………………………..7

1.3 Особенности переживания стресса старшими школьниками ……..9

 

ГЛАВА 2. Изучение факторов стресса  у старших школьников ..........20

2.1 Описание используемых  методов исследования………………….20

2.2 Анализ результатов  исследования…………………………………23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Тема данной курсовой работы – «Психологическая характеристика факторов стресса у старших школьников». 

Данная работа посвящена  анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека (школьника), а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе представлено понятие «стресс». Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и в школе, на работе, т.е в любой социальной среде.

Особый аспект в исследуемой  проблеме приобретает интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний у старших школьников. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, нарушением деятельности.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому  в него вкладывается несколько различающийся  смысл с точки зрения причин возникновения  такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий.

В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое  освещение вопросы влияния стрессовых ситуаций на деятельность человека и его состояние. Однако, исследование роли  факторов возникновения в развитии психологического и эмоционального стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в деятельности уделялось недостаточное внимание.

Кроме причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. Также выделены факторы возникновения стресса. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность учебно-познавательного процесса в целом. Указаны также особенности переживания стрессовых ситуаций старшими школьниками. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.    

Во второй главе основное внимание уделено описанию методов исследования, а также подробно изложен анализ результатов исследования.

В конце работы приведены  приложения, содержащие графические и табличные комментарии к основному тексту, а также тест на определение стрессоустойчивости человека.

Основной вывод, который  можно сделать из данной работы, формулируется следующим образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и в школе, и дома, и в дальнейшем на работе – в любой социальной среде.

Над данным вопросом работали такие учёные как : Селье Г.В, Шилов  И.А, Абрамов Ю.Б, Березин Ф.Б, Судаков  К.В, Маклаков Л.К, Лебедев Е.А и  многие другие.

Целью данной работы является изучение факторов стресса у старших школьников.

Объектом практического  исследования является социальная среда школы.

Предмет исследования: факторы стресса.

 

Задачи курсовой работы заключается в следующем:

 

  1. Раскрыть сущность и значение понятия «стресс»;
  2. Изучить особенности эмоционального развития старших школьников;
  3. Изучить эмоциональные проблемы старших школьников;
  4. Изучить факторы стресса у старших школьников.

 

Курсовая работа включает две главы, каждая из которых подразделяется на подглавы, заключение и использованная литература и приложение. Общий объем работы - 29  страниц.

 

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

 

Гипотеза данной работы: главными факторами стресса является нарушение межличностных отношений.

 

 

 

 

 

Глава 1: Стрессовое состояние личности как предмет научного познания.

 

    1. Общая характеристика стрессового состояния;
    2. Основные причины возникновения стресса;
    3. Особенности переживания стресса старшими школьниками.

 

1.1 Стресс - это неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию, на перенапряжение, тревогу и ежедневную суету. Этот термин впервые был описан Гансом Селье.

В современной жизни стрессы  играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими.

Стресс представляет собой  состояние чрезмерно сильного и  длительного

психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Стресс присутствует в  жизни каждого человека, так как  наличие

стрессовых импульсов  во всех сферах человеческой жизни  и деятельности

несомненно.

Слово «стресс» определяет состояние организма, при котором  он пытается адаптироваться к сложным  условиям жизни. Когда человек подвергается чрезмерному физическому или  психическому напряжению, его организм сначала пытается защититься. Но потом  приспосабливается, и реакция на повышенное напряжение становится оптимальной. Такое состояние называется положительным  стрессом. Он необходим для нормального  психического развития человека и адаптации  к окружающей среде. Но часто организм не способен справиться с умственными  или физическими перегрузками. В  таком состоянии любое дополнительное напряжение может нарушить нормальное состояние человека и вызвать  болезнь.

При стрессе в организме  вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим  в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций, элементов соревнования, риска, желания работать на пределе  возможностей, жизнь была бы гораздо  более скучной. Иногда стресс выполняет  роль вызова или мотивации, которая  необходима, чтобы почувствовать  полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач  становится очень большой, тогда  способность человека справляться  с этими задачами постепенно утрачивается.

1.2 Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать

стрессором.  Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека.                                          

Это все, что может нас  взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная

обида, внезапное препятствие  нашим действиям или стремлениям. При этом,

выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит  не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д.

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение  и переживание стресса зависит  не столько от

объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого

человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и  способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Признаки стрессового  напряжения

1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

2. Слишком частые ошибки  в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает  чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются  боли (голова, спина, область желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет  прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество  выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным  напиткам.

13. Постоянное ощущение  недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя  закончить работу.

Если существуют признаки стрессового напряжения организма, то

необходимо внимательно  изучить его причины.

    

Специалисты считают, что  любая ситуация, на которую человек  реагирует сильным эмоциональным  возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как  положительные эмоции, такие как  рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека.  Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке). Site: www.nmedik.ru

1.3 Взрослые испытывают стресс от работы и всех обязанностей, которые они должны выполнять. Только из-за того, что подросткам не приходится выполнять много обязанностей, это не значит, что подростки не испытывают стресс. Факт в том, что многие подростки подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (столкновения с хулиганами), сложные (взаимодействие со строгим учителем) и болезненные (потеря любимого человека) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями. 
Родители должны помогать подросткам справляться со стрессом. В качестве первого шага необходимо определить возможные источники стресса. 
Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии.  
Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум подростка. Дружба - наиболее ценное качество среди подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь. 
Изменения, происходящие с телом, могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком простыми, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими. В мире подростков, где телосложение имеет наибольшее значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс. 
Раздельное жительство или развод родителей являются источником стресса для подростков. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им, скорее всего, покажется, что именно они являются причиной решения родителей развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны. 
Смерть любимого человека: брата, сестры, родителя или близкого родственника - может несомненно спровоцировать эмоциональный взрыв подростка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека. 
Подростки очень чувствительны к серьезным семейным проблемам, например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить подростка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.  
Небезопасные районы могут стать причиной стресса для подростков. Даже если никто и не нападает на подростка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.

Информация о работе Наглядность