Культуралогия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:01, реферат

Описание

Курс "Культурология" изучается студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом в рамках первого блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для студентов непрофильных гуманитарных специальностей РГГУ (социология, журналистика, защита информатики, юриспруденция, экономика и других).



Предмет курса – «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.



Цель данного курса - представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуры, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 39.56 Кб (Скачать документ)

Пояснительная записка

 

Курс "Культурология" изучается студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом в рамках первого блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для студентов непрофильных гуманитарных специальностей РГГУ (социология, журналистика, защита информатики, юриспруденция, экономика и других).

 

Предмет курса – «культура» как обозначение совокупности способов смыслополагания и осуществления социальности, присущих различным сообществам и эпохам.

 

Цель данного курса - представить культуру как форму саморефлексии современного общества, охарактеризовать современное состояние наук о культуры, продемонстрировать возможности различных культурологических подходов к интерпретации обществ прошлого и современности.

 

Задачи курса  -

  • сформировать у студентов представление о неоднозначности и многообразии форм и функций «культуры» и языках ее описания;
  • ознакомить студентов с современными подходами к осмыслению культуры в современном обществе и обществах прошлого;
  • обучить студентов методам основным принципам анализа текстов культуры;

 

Специфика данного курса заключается в том, что представление культуры как предмета данного курса базируется на признании:

  • радикальной проблематичности определения этого понятия;
  • многообразия возможных высказываний о культуре и языков ее описания; 
  • обусловленности каждого из этих высказываний позицией говорящего;
  • необходимости занимать одну из позиций, осознавая ее неизбежную относительность.

В силу этого и представление  теории культуры осуществляется посредством  демонстрации многообразия концепций  культуры и направлений культурных исследований, каждое из которых оказывается  осмысленным и эффективным в  отношении тех или иных аспектов общественного бытия или исторических периодов. Соответственно, основой  связности истолкования культуры в  этом курсе не является предположение  о едином историческом процессе, включающем в себя некоторое количество цивилизаций ("история мировой культуры"). В качестве этой основы выступает  наличие открытого множества  теорий, объединенных общими принципами тематизации и проблематизации человеческого существования и позволяющих выявлять и описывать системы значений и способы смыслополагания, выработанные человеческими сообществами. «История мировой культуры» оказывается при этом не основой конструкции, но инструментом историзации. Будучи вызовом в отношении обыденных представлений об истории и культуре, историко-культурные факты должны подводить к осознанию сложности и неоднозначности тех или иных явлений, воспитывать навыки поиска иных рамок понимания. Историзация в свою очередь обнаруживает социальность культуры. Это подразумевает, что определенные системы значений и способы смыслополагания, во-первых, предполагают специфический тип социальности и определенную конструкцию субъекта, во-вторых, формируются и функционируют в различных типах социального взаимодействия, определяя одновременно поведение их участников. Таким образом, смысл знания о культуре определяется не тем, что она есть совокупность вечных ценностей или некий высший субъект, но прежде всего тем, что это знание позволяет разбираться в том, что лежит в основе нашей сегодняшней актуальной коммуникации, какие ценности в ней задействованы, какие формы она принимает и т.д.

С указанными особенностями курса  связана и задача активизации  позиции студента в отношении  содержания данного курса. Это содержание должно восприниматься не как объект пассивного усвоения, но - в идеале -  как совокупность средств культурной рефлексии и саморефлексии, позволяющих формировать критическую позицию в отношении к существующим культурным практикам, различать более простые и более сложные формы культуры. Такой направленностью курса обусловлены акцент на современность (в частности, обращение к проблематике социального и культурного модерна), на вовлеченность обычного человека в процессы производства и потребления значений и смыслов и пронизанность ими всех сфер общественной деятельности. Проще говоря, отправной точкой курса является признание социальной функциональности смыслового универсума культуры вообще (в частности, - многообразие этой функциональности в условиях массового общества) и, одновременно, - экзистенциальной проблематичности культуры. Благодаря этому оказывается возможным раскрыть эвристический потенциал антропологического понимания культуры, семиотического и конструктивистского подходов к ее осмыслению, являющихся наиболее значимыми ориентирами.

Содержательная специфика курса  сказывается и в характере  промежуточных контрольных заданий (контрольная работа, домашние задания), и в обращении к интерактивным  формам аудиторной и внеаудиторной  работы (включение фоновых знаний, обсуждение  наиболее существенных моментов данного курса на материале  репродукций и видеоматериалов  и др.). 

 

В результате прослушивания курса  студент должен:

  • получить представление об основных особенностях, задачах и формах современной рефлексии о культуре;
  • знать о различных подходах и языках описания культуры;
  • продемонстрировать знание базовых теорий и умение применять представленные в курсе методы интерпретации текстов культуры;

 

 

 

 

Содержание  курса

 

ТЕМА 1. Культура как предмет знания

 

Культура: неустранимое многообразие значений. Метафоры «культуры»: постижение vs потребление. Формы и функции высказываний о культуре в различных сферах общественной жизни (повседневность, СМИ, политика). Культура как объяснительный принцип в различных гуманитарных дисциплинах: разнообразие антропологических моделей. Рефлексия о предметном содержании понятия как условие научности знания о культуре. Параметры выбора исследовательской позиции. Определение культуры и перспективы "культурализма". «Культурные» повороты в гуманитарном знании 20 в. Проблема различения наук о культуре и наук о природе: опыт неокантианства. Понятия "ценность" и "смысл". "Культура" как объяснительная модель в понимающей социологии М.Вебера. Изучение культуры как познание другого: идея диалога в концепции М.Бахтина.

 

ТЕМА 2. Современное знание о культуре: основные подходы

 

Место антропологического, семиотического и конструктивистского подходов в пространстве исследований культуры. Развитие антропологии и поворот  к эмпирическому изучению культуры. Проблема соотношения биологического (природного) и социального (культурного) в антропологии 19- ХХ вв. «Картина мира» (ментальность), «техники тела», «определение ситуации». Антропологический подход к исследованию культуры в гуманитарном знании XIX-ХХ вв.: культурно-исторические контексты и взаимодействие дисциплин. Стратегии рецепции антропологического подхода в историческом знании:  эволюция школы «Анналов» от истории ментальностей к исторической антропологии.  Семиотика и антропология: концепция К.Гирца  Теорема Томаса. История повседневности. Антропологический подход в изучении современной культуры: культурный горизонт массового общества. Традиция Cultural studies: базовые понятия и принципы исследования. Схема круговорота культуры в работах С.Холла и Р.Джонсона.

Выражение, понимание и коммуникация в гуманитарном знании ХХ в. Семиотика, герменевтика, теория медиа: основные понятия, представители и вклад в изучение культуры. Язык и культура в герменевтике и семиотике. Лингвистика и антропология: гипотеза «лингвистической относительности» Э.Сэпира – Б.Уорфа. Семиотика и анализ коммуникации в филологии, искусствознании лингвистике. Структура знака и текста в семиотическом анализе. Условность и игровая природа культурных текстов в перспективе семиотического анализа. Репрезентация и реальность: подходы к ее анализу в современных культурных исследованиях. Ограниченность семиотического подхода. Смыслополагание в контексте восприятия и понимания: перспективы герменевтики и теории медиа. Концепция произведения искусства В.Беньямина. «Средство коммуникации есть сообщение» (М.Маклюэн)

Конструктивистский подход к исследованию общества и культуры в работах  П.Бергера, Т.Лукмана, П.Бурдье. Человек в обществе и общество в человеке. Социальная реальность и понятие реификации. Культура и (вос)производство социального порядка. Понятие культурной практики. Социологическая интерпретация идентичности. Общество и «общества»: стратегии саморепрезентации и проблема различия. Половая и этническая принадлежность человека, образы себя и другого в перспективе социального конструирования. «Ориентализм» Э.Саида. Марксистская, феминистская, постколониальная самокритика современной культуры и проблема культурного изменения.

 

ТЕМА 3. «Судьба» «культуры». Исторические проекции «культуры»

 

История как форма самосознание общества. «Культура» в истории человечества.  Концепция культурного синтеза  современности в работах Э.Трельча. Концепция «осевых эпох» К.Ясперса, теории цивилизаций О.Шпенглера, А.Тойнби, С.Хантингтона. Рефлексивная история "культуры" и "цивилизации": подходы «истории понятий», новой социальной и новой культурной истории. "Культура" ("цивилизация") в европейской истории: слово, идея, категория исторического сознания, научное понятие. Возникновение идеи культуры и «переломная эпоха современности» (Р.Козеллек). «Культура» как способ самоописания современного общества. Культура и образы прошлого: историческая периодизация, конструирование национальной и этнической истории. Культура, история и принципы новоевропейской научности: проблема гуманитарного знания в работах неокантианцев. 

 

ТЕМА 4. Общество модерна: идея культуры и «процесс цивилизации»

 

Возникновение идеи культуры и «граница современной культуры» (Р.Козеллек). Общество модерна: достижительские ценности, секуляризация, интенсивная экономика, автономные и общедоступные институты, рационализм и индивидуализм. Структурные, антропологические и медийные аспекты модернизации. Универсальный характер идеи культуры и самокритика общества модерна. Воспроизводство ценностей, образцов, традиций в условиях модерного общества. Человек модерна: новая свобода и новое принуждение. Воображенные сообщества (Б.Андерсон) и изобретение традиций (Э.Хобсбаум). Политический порядок современности между демократией и тоталитаризмом. Секуляризация и капитализм в концепции М.Вебера. Социогенез индивидуальности, «культуры»/"цивилизации" и государства-нации в работах Н.Элиаса. Биография как феномен культуры. Гигиена, спорт, мода, туризм и антропологический проект современности. Город как лаборатория модерна в интерпретации Г.Зиммеля. Пространство современного города в концепции В.Беньямина: видимое и скрытое, публичное и частное, техническое и эстетическое. Реализм как парадигма современной культуры. Город, реализм и новые медиа. Процессы модернизации в зеркале конкурирующих идеологий: либерализм, консерватизм, социализм.

 

 

ТЕМА 5. Самоопределение  субъекта и институты культуры: от модерна к постмодерну

 

Институциализация «культуры». Массовость и автономия, релятивизация и дифференциация культуры как социальные процессы и культурные проблемы. Литература как модельный институт современности. От «Литературы» к «литературности». Усложнение ролевой структуры: возникновение «автора», «читателя», «критика» «исследователя». Методологические импликации этого процесса с точки зрения интерпретации текстов.  «Классическое», «авангардное», «массовое» как основные системы культурного действия. Ценностная нагруженность этих категорий и проблема их объективации. Классическое, авангардное и массовое в межгрупповом взаимодействии. Массовая культуры: структура и формы поэтики. Поэтика формульной литературы (по Д.Кавелти). Массовая и популярная культура: феномен культурного отчуждения и стратеги его преодоления. Авангард и утопическое мышление. Техника как объект культурной рефлексии. «Классическое», «авангардное», «массовое» в тоталитарном обществе. «Культура» в посттоталитарном обществе. Постмодерн как новая фаза эволюции проекта «культуры» и характеристика современной культурной ситуации. Формы рефлексии о субъективности. Критика культурных авторитетов и борьба за канон. Современная медиакультура и культурные альтернативы глобализации.

 

ТЕМА 6. Миф и ритуал в  традиционной и современной культуре

 

Образ архаической культуры в европейском  сознании: параметры восприятия и  характеристики иной культуры. Антропологическое  знания в европейской мысли XIX - XX вв. и конструирование Другого. Осмысление специфики архаических культур в современной антропологии. Генезис и морфология, типологический и эволюционный подходы в исследованиях архаической культуры. Традиционная и современная культуры сквозь призму мифа и ритуала. Восприятие мифа в истории европейской мысли. Функции мифологических сюжетов и образов в истории европейской культуры. Миф и символ в культуре: типы интерпретации (на примере концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга). Основные направления в исследовании мифа и ритуала в XIX – XX в. Проблема специфики мифологического мышления и мифологической картины мира (К.Леви-Стросс, М.Элиаде, М.Дуглас, Е.Мелетинский). Дар и особенности архаической экономики в работах М.Мосса. Ритуал, его место в традиционной культуре, функции и типы. Способы означивания событий, предметов и действий в ритуале. Ритуал и ритуализованные формы поведения. Миф, ритуал и генезис современных форм культур. Морфология сказки В.Проппа и повествовательные структуры. Вклад исследований традиционной культуры в разработку методов культурологического анализа.

 

ТЕМА 7. Традиция и архаика  в критике и саморефлексии современной культуры

  Традиции исследования "мифа" и "ритуала" и анализ современной культуры: границы применимости. Архаическое в современной культуре: разрушение и изобретение традиций. Мифологизм в XX в: взаимосвязь мифологии и модернизма. Феномен тоталитаризма как сочетание архаики и модерна. Национализм и формы мифологизации истории. Осмысление феномена идеологии в современном гуманитарном знании. "Мифологии буржуазного общества (по Р.Барту). Идея дара в современной культуре. История и память в современном обществе. «Неработающие сообщества» и утопическая социальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Основная  литература

 

  1. Культурология: Учеб. пособие для вузов./ Под  ред. Драча Г.В. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009.
  2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. / Под  ред. А.Н. Марковой.– М.: Юнити - Дана, 2009.
  3. Культурология: Учеб. пособие. Курс лекций. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2008.
  4. Костина А.В. Культурология: электронный учебник.- М.: КНОРУС, 2009.
  5. Культурология: Классические труды: электронный учебник.- М.: Нексмедиа, 2007
  6. Волкова  Э.Н. Теория культуры.  Хрестоматия. http://histcult.chat.ru/izd/Theory_of_culture.doc
  7. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2000. http://www.iek.edu.ru/publish/ltcont.htm
  8. Степанов Б. Е. Методика преподавания культурологии и коммуникативный потенциал культурных исследований // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб.:Книжный дом, 2007. С. 184-231.
  9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
  10. Я иду на занятия по культурологии. Учебно-методический модуль (Автор-составитель – Волкова Э.Н.). М., 2002.

Информация о работе Культуралогия