Консерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание

Консерватизм - это не просто политическая программа той или иной партии или политический принцип, а система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который, так же как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные,

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………….. 2
2. Сущность консерватизма и его генезис ………………………………………… 3
3. Сущность концепций консерватизма ……………………………………………. 4
4. Традиционализм Э. Берка ………………………………………………………….. 7
5. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии …………………………………………………………………………………….. 8
6. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения …………………………………………………………………………… 11
7. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке
консерватизма ……………………………………………………………………………. 13
8. Немного о истории …………………………………………………………………… 17
9. Заключение ……………………………………………………………………………. 20
10. Список литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

Консерватизм.docx

— 57.73 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

1. Введение ………………………………………………………………………………..   2

2. Сущность консерватизма и его генезис …………………………………………  3

3. Сущность концепций консерватизма …………………………………………….  4

4. Традиционализм Э. Берка …………………………………………………………..  7

5. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии ……………………………………………………………………………………..  8

6. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения …………………………………………………………………………… 11

7. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке

консерватизма ……………………………………………………………………………. 13

8. Немного о истории ……………………………………………………………………  17

9. Заключение …………………………………………………………………………….   20

10. Список литературы ………………………………………….………………….…..   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Консерватизм - это не просто политическая программа той или  иной партии или политический принцип, а система воззрений в отношении  окружающего мира, тип сознания и  политико-идеологических ориентации и  установок, который, так же как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными  политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии "Мудрость консерватизма" среди  приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим  социально-философским и идейно-политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Болингброк, Э. Берн, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Хайек и др. Обращает на себя внимание историческая многовариантность  консерватизма.

Все же история консерватизма  начинается со времен Великой французской  революции конца XVIII в., бросившей вызов самим основам старого порядка, всем традиционным силам, всем формам господства аристократии. Именно с этого времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду; вторая - к английскому мыслителю Э. Берку. Если в англосаксонских странах утвердился в основном берковский вариант консерватизма, то в странах континентальной Европы - своеобразный синтез идей, ценностей и установок обеих традиций, которые, естественно, в каждой конкретной стране, особенно в современных условиях, проявляются в национально-специфических формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Сущность консерватизма и его генезис

 

Консерватизм возник в  конце XVIII века как реакция на французское  Просвещение и Великую французскую  революцию. Консервативная идеология  была ответом на вызов либерализма  и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу  человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.).Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они  стали основоположниками традиционного  консервативного направления, которое  отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых  капитализм лишал устойчивого социального  состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду  либералов на природу человека, разум  и воля которого в состоянии преобразовать  общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном  несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл  имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные  традициями и принимаемые как  исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми  способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной  от морали.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового  общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми  прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в  любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед  своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в  традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом  связан с политическим реализмом. Консерватизму  чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические  схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ  жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших  несчастий. Консерватизм возвращал  политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное  время непрерывность исторического  развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных  конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед богом. Равенство  существует в области морали и  добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального  равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без  иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает  социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время  антиэгалитаризм не означает, что  консерваторы выступают за жесткую  пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали  и по горизонтали важна для  общественного развития. Еще в  конце XVIII века Э. Берк сформулировал  принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной  демократии, когда демократический  механизм дает возможность формировать  профессиональную политическую элиту  и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип  консерваторов применительно к  социальному статусу личности.

 

  1. Сущность концепций консерватизма

Впервые основные положения  консерватизма сформулированы в  работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и  последователей. Как правило, отправным  пунктом современного консерватизма  считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка "Размышления  о Французской революции". Сам  термин "консерватизм" вошел в  обиход после основания Шатобрианом  в 1815 г. журнала "Консерватор". Серьезный  вклад в развитие консервативной традиции внесли русские         философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский,          В. Соловьев. И. Ильин во второй половине XIX - начале XX в., а после прихода к власти        большевиков - представители русского зарубежья. Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Реализация этих идей, утверждали они, предполагает обесценение унаследованных от предков традиций и бессмысленное разрушение моральных и материальных ценностей общества. У консервативных мыслителей, так или иначе, присутствует идея некоего жизненного начала всего реального мира. У некоторых русских мыслителей консервативной ориентации, например у В. Соловьева, в качестве такого жизненного начала выступала София - Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, или жизненное начало.

Характеризуя общество как  амальгаму институтов, норм, моральных  убеждений,        традиций, обычаев, восходящих своими корнями  глубоко в историю, сам по себе факт их    взаимосвязанности  и единства они рассматривали  как чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить рациональными  доводами. Существующим институтам, по их мнению, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Поскольку  все формы     моральной  и политической приверженности держатся на ассоциациях и поскольку ассоциации нельзя искусственно создать за короткое время, то разрушение унаследованных институтов является крайне безответственным делом.

Как считали основатели консерватизма, политические принципы следует приспосабливать  к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. В их конструкциях естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность  общественного организма, подобно  тому как отдельные органы человеческого  тела - жизнеспособность и целостность  всего его организма.

Если либерализм и социализм  с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно  сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политического  течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и  социальных групп, положению которых  угрожают объективные тенденции  общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных  социальных группировок, которые испытывают всевозрастающие трудности и  давление со стороны не только демократических  сил, но и наиболее динамичных фракций  имущих слоев населения. Но нередко  консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, просто жителей сельской местности, которые испытывают страх  перед будущим, несущим с собой  неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.

Следует подчеркнуть, что  консерватизм в некотором смысле представляет собой нечто большее, чем просто защиту интересов тех  или иных слоев населения. "Консервативное" включает в себя утвердившийся и  общепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и  образ мыслей значительных категорий  людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и  институтам. Важное место в нем  занимают глубинные традиционалисте  кие и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Бывает и так, что  консервативные ценности и нормы  поддерживают и отдельные группы населения, интересам которых они  объективно противоречат. Такое явление  особенно отчетливо наблюдается  в периоды крупных социальных сдвигов, сопряженных с существенными  изменениями в привычном образе жизни, необходимостью принятия каждым человеком на себя ответственности  за свою судьбу и за свои действия, с  отказом от устоявшихся, ставших  традиционными, установок, ценностей, морально-этических норм и т.д. Об этом свидетельствуют те на первый взгляд парадоксальные явления, которые  происходят у нас в стране и  других новых странах, образовавшихся на обломках СССР. Речь идет прежде всего  о большой прослойке людей, которые  после краха тоталитарной системы  и с началом коренного реформирования важнейших сфер жизни оказались  за чертой бедности, потеряли ориентиры  и, не видя для себя приемлемых перспектив, цепляются за прошлое, составляя  социальную базу политических сил, выступающих  за сохранение старых порядков.

Принимая существующее положение  вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. В духе гегелевской формулы "все  действительное разумно, все разумное действительно" консерватор рассматривает  существующий мир как наилучший  из всех возможных миров. Конечно, любая  страна, любая нация нуждаются  в категории людей, партий и организаций, обосновывающих их интересы идеологией, призванной сохранять, защищать и передавать будущим поколениям то, что достигнуто к каждому конкретному историческому  периоду, ибо народ без памяти о прошлом - это народ без будущего. Здесь нельзя не упомянуть мудрую восточную поговорку: "Тот, кто  стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки". Нельзя не сказать и то, что любому обществу в целом есть что отстаивать, сохранять и передавать будущим  поколениям.

Вместе с тем, как выше говорилось, истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновать необходимость  его сохранения, должен учесть изменяющиеся реалии и приспосабливаться к  ним. Свою способность к этому  консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории. Так, в период господства свободнопредпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после второй мировой войны - кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм претерпел далеко идущую трансформацию в 70-80-е гг.

 

  1.  Традиционализм Э. Берка

 

С осуждением Французской  революции выступал английский парламентарий  и публицист Эдмунд Берк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революции угрозу для Англии. Его книга “Размышления о французской революции” (1790 г.) приобрела широкую известность. Идеями Берка восхищались де Местр и де Бональд.

Берк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров.

Берк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Берка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании.

Информация о работе Консерватизм