Гражданское общество в регионах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ процесса становления и развития гражданского общества в регионе и его взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3-6

Глава 1. Концептуально-методологические основы
исследования гражданского общества……………………………...7-27
1.Исторический экскурс и современные реалии……………..………7-10
2.Теоретико-методологические подходы к пониманию
гражданского общества…………………………………………....11-14
3.Предпосылки к созданию гражданского общества……………...15-19
4.Проблемы формирования гражданского общества.
Что такое атигражданское (псевдогражданское) общество?.......20-27

Глава 2. Гражданское общество в региональном разрезе…………..…28-31

2.1. Гражданское общество в краснодарском крае……………………..32-40

Заключение…………………………………………………………….…...41-43

Список использованной литературы……………………………….……..44-45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ппс.docx

— 80.51 Кб (Скачать документ)

     Консультационно-методическим центром Совета было проведено 40 семинаров  в 18 городах и районах Краснодарского края по таким темам, как стратегия устойчивого развития НКО, а также по темам, отобранным по результатам анкетирования участников прошедших семинаров. В первую очередь, к ним относятся темы участия НКО в реализации административной реформы и реформы местного самоуправления, освоения новой нормативной базы деятельности НКО.

     Анализ  результатов анкетирования и  обсуждения проблем НКО при проведении семинаров показал тотальный  дефицит ресурсного обеспечения  НКО Краснодарского края, в том  числе на реализацию уже запланированных  проектов и программ. Большинство  работников органов МСУ, ответственных  за взаимодействие с НКО, с интересом  восприняли рекомендацию о продвижении  в МО Положения о муниципальном  гранте. Важной проблемой НКО, по их оценкам, является информационный вакуум вокруг общественного сектора. НКО нуждаются в информационной и методической поддержке Совета, в возможности распространения информации о результатах своей деятельности. При обсуждении этой проблемы работники органов МСУ   предлагали выпуск ежемесячной (еженедельной) страницы районных СМИ, посвященных деятельности НКО.

     В большинстве городов и районов  Краснодарского края в течение ряда лет действуют Общественные советы при главах администрации. Общественные советы, как правило, выполняют функцию  легитимации принимаемых главой администрации решений, путем обсуждения, внесения предложений и поправок.

     Кроме Общественных советов в ряде МО созданы  профильные Советы: Совет ветеранских  организаций, Совет молодежных организаций. По оценкам самих общественных организаций  их деятельность очень важна для  влияния на принятие управленческих решений органов МСУ.

     В то же время в сфере взаимодействия гражданского общества и власти существует ряд проблем, которые требуют  решения. Так, нуждается в дальнейшем совершенствовании система взаимодействия Совета со структурными подразделениями  администрации края, муниципальных  образований.

     В муниципальных образованиях существует практика введения в состав совещательных  органов значительного количества представителей структур, зависимых  от местной власти (муниципальные  учреждения и т.д.), как произошло, например, при формировании Общественной палаты г. Сочи.

     Нуждается в совершенствовании практика взаимодействия муниципальных органов власти с  общественностью в ходе публичных  слушаний по вопросам местного значения. Во многих муниципальных образованиях отсутствуют «Правила землепользования и застройки», предусмотренные статьей 30 «Градостроительного кодекса РФ»  от 29.12.2004. В г. Краснодаре они были одобрены Городской Думой лишь в  январе 2007 г.43 В результате у граждан и муниципальных институтов накопилось значительное количество   претензий друг к другу. Так, в г. Краснодаре была создана коалиция общественных организаций, противостоящая нарушениям в застройке городских микрорайонов.

     Существование правового государства и гражданского общества немыслимо без реального  обеспечения права граждан на получение информации.  

     Как на федеральном, так и на региональном уровне существует проблема доступа  к информации, отсутствует   специальный механизм, гарантирующий реализацию данного права. Отдельные граждане, некоммерческие и общественные организации   и даже журналисты испытывают большие трудности, пытаясь получить сведения, необходимые для работы и защиты прав и законных интересов населения.   Для решения этой проблемы Совет предложил разработать краевой Закон «О праве каждого жителя Краснодарского края на доступ к информации».44

     Практически все сайты органов   исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края не отвечают в полной мере рекомендациям, изложенным разработчиками государственной программы «Электронная Россия». Эти сайты малоинформативные, на них   крайне редко   размещаются нормативно-правовые акты и другая социально значимая информация (как, например, информация о приёме граждан).

     В связи с этим заслуживает распространения  опыт администрации г. Новороссийска, создавшей социальный проект – систему обратной связи с горожанами посредством Интернет-технологий «Новороссийск без бюрократии».

     В последние годы сложнее стало  получать информацию и редакциям  СМИ, особенно если они не находятся  в краевой или муниципальной  собственности. В крае уже достаточно давно сложилась система государственной поддержки СМИ, что в целом обеспечивает власти благоприятный информационный климат. Вместе с тем, бюджетное финансирование, практика соучредительства предприятий СМИ   зачастую создаёт благоприятные условия для прямого влияния органов власти на редакционную политику, различным вариантам цензуры и самоцензуры,   и, как следствие, к несвободе СМИ. На страницах газет, в эфире теле- и радиостанций практически не услышишь отличного от официальной точки зрения   мнения, редко встретишь дискуссии, диалоги в прямом эфире.  

     С целью создания благоприятных условий  для развития независимых СМИ    Совет рекомендовал организовать конкурсное размещение заказов на информационное обслуживание среди средств массовой информации различной формы собственности, но в течение 2008 года открытые конкурсные торги так и не состоялись.

     С 2003 года в Краснодарском крае проводится конкурс грантов администрации  Краснодарского края для поддержки  общественно полезных программ общественных объединений, который, несомненно, является одной из форм содействия становлению  гражданского общества.

     За  четыре года из краевого бюджета на реализацию общественно-полезных программ краевых общественных объединений  выделено 5 миллионов рублей. В 2008 году объем финансирования конкурса из краевого бюджета был увеличен вдвое и составил 2 миллиона рублей. Это позволило ощутимо поднять и суммы грантов.45

     За  отчетный период из 313 заявок 44 наиболее сильных и интересных программы  прошли конкурсный отбор и получили денежные средства на их реализацию.46

     Конкурс на получение грантов администрации  края для общественных объединений  был учрежден в целях финансового  обеспечения взаимодействия краевых органов исполнительной власти с общественными объединениями, поддержки их социально значимой деятельности, вовлечения общественных объединений в реализацию программ социально-экономического развития края, повышению качества социальных услуг.

     Проведение  конкурса способствует снижению социальной напряженности  в обществе, дает возможность участия населения в решении проблем местного сообщества.

     Для общественных объединений конкурс  грантов администрации края –  это повышение финансовой устойчивости организаций, обеспечение прозрачности, открытости расходования средств, участие  в решении проблем общества в  качестве социального партнера государства, развитие взаимодействия с органами власти и другими секторами общества, повышение информированности населения  о деятельности организации.

     Для краевых органов государственной  власти система грантов – придание социальной политике адресного характера, выявление и решение актуальных социальных проблем общества наиболее эффективными способами, появление  и внедрение новых социальных технологий, стимулирование гражданской  активности, упрочение авторитета власти.

     Выделение грантов является одной из наиболее прогрессивных форм поддержки общественных объединений и, как форма социального  партнерства, является мощным потенциалом  прогресса и общественной стабильности в краевом сообществе. Гранты позволят обеспечить более рациональное, справедливое и эффективное использование  бюджетных средств в социальной сфере; способствуют повышению социальной активности населения, поощряют активную гражданскую позицию, приводят к  запуску механизмов, предусматривающих  возможность продолжения деятельности   и после использования гранта.

     Таким образом, по Краснодарскому краю можно  сделать вывод, что это регион наиболее актуален для формирования в нем гражданского общества. Эта  территория обладает множеством предпосылок  и делает первые шаги к созданию гражданского общества. Естественно, тот уровень общественной жизни, преобладающий в Краснодарском крае на сегодняшний день недостаточен для созревания в этом регионе гражданского общества.

     Поэтому целесообразно:

     Во-первых, изменить концепцию краевой целевой  программы поддержки некоммерческих организаций, предусмотрев участие  представителей НКО в распределении  целевых средств.

     Во-вторых, активизировать информационную поддержку  деятельности некоммерческих организаций. Например, предоставление бесплатных полос для размещения информации.

     В-третьих, усилить функционал общественных Советов, действующих в Краснодарском  крае.

     В-четвертых, увеличить размер финансирования прикладных научных исследований, конференций, круглых столов и других мероприятий. Поддержка независимых научных  исследований, ориентированных на решение  практических задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проведенное исследование в данной курсовой работе показывает что:

     Во-первых, проблема гражданского общества принадлежит  к числу фундаментальных научных  проблем, которая волновала на протяжении многих веков умы человечества. В  работе было отмечено многообразие теорий, исследующих различные аспекты  развития гражданского общества. Исходя из общественной теории и методологии, можно придти к выводу, что гражданское  общество является по существу обществом  свободных личностей, жизнедеятельность  которых связывают с политическими  свободами и правами личности, с добровольно создаваемыми общественными  организациями и объединениями, взаимодействие которых регулируется правом, и которые как таковые  не зависят от политического устройства государства.

     Во-вторых, в завершении написания данной курсовой работы, изучив множество материалов по избранной теме можно сделать вывод, что гражданское общество в России находится в процессе становления и дальнейшего развития, в котором активно участвуют граждане, различные ассоциации, общественные институты вместе с другими институтами политической системы и прежде всего государством.

     В-третьих, огромную роль в становлении гражданского общества играют разнообразные по форме  и содержанию его общественные организации  и движения. Велико значение в политической системе российского общества места  и роли Ассоциации общественных объединений  в виде общепризнанных федеральной  и региональных Общественных палат.

     В-четвертых, гражданское общество в региональном социально-политическом процессе - важнейший  фактор демократизации современной  России. Возможности реализации институтами  гражданского общества своего потенциала многогранны, но могут осуществляться лишь в союзе с региональными  и муниципальными органами власти. Как показал анализ, институты  гражданского общества стремятся увеличить  своё влияние через взаимодействие с другими общественными организациями и ассоциациями, некоммерческими структурами, кооперативами, профессиональными, статистическими и другими объединениями, организациями и движениями. В то же время одним из важнейших направлений деятельности институтов гражданского общества является формирование в обществе стабилизации политических отношений, способных мобилизовать членов общества к достижению коллективных целей - реформирования и модернизации российского общества. Данное исследование доказывает, что успешное развитие региона во многом будет зависеть от возможностей и умения региональных органов власти принимать оптимальные решения, учитывающие интересы всех слоёв населения, а также от их желания вовлекать граждан в процесс принятия и реализации решений. Гражданское общество может и должно, по нашему мнению, принимать больше участия в управлении региональными и муниципальными образованиями, в работе комитетов общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, в обеспечении общественной безопасности, пропаганде здорового образа жизни, в патриотическом воспитании, благоустройстве территории и решении многих других вопросов.

     В-пятых, в данной курсовой работе отмечается, что определенным фактором ослабления процесса формирования гражданского общества, или того хуже фактором стимулирования к возникновению и процветанию  «антигражданского бщества»  является наличие российской и региональной бюрократии, функционирующей не только в государственных, но и общественных структурах. За годы реформ значительных размеров достигла коррупция, так называемый «административный ресурс». Это  явление неприемлемо для гражданского общества, и его институты противостоят этим явлениям.

Информация о работе Гражданское общество в регионах России