Гражданское общество в регионах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ процесса становления и развития гражданского общества в регионе и его взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3-6

Глава 1. Концептуально-методологические основы
исследования гражданского общества……………………………...7-27
1.Исторический экскурс и современные реалии……………..………7-10
2.Теоретико-методологические подходы к пониманию
гражданского общества…………………………………………....11-14
3.Предпосылки к созданию гражданского общества……………...15-19
4.Проблемы формирования гражданского общества.
Что такое атигражданское (псевдогражданское) общество?.......20-27

Глава 2. Гражданское общество в региональном разрезе…………..…28-31

2.1. Гражданское общество в краснодарском крае……………………..32-40

Заключение…………………………………………………………….…...41-43

Список использованной литературы……………………………….……..44-45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ппс.docx

— 80.51 Кб (Скачать документ)

     Особо важно для нас изучение отечественной  истории, того опыта, который накопился  в России по гражданскому развитию в XIX и XX вв., изучение социально-политических воззрений великих отечественных  мыслителей, уделявших проблемам  гражданского общества и, в том числе, роли общественных объединений первостепенное внимание. Это изучение позволяет  с уверенностью смотреть в будущее. Нам есть, на что опереться и теоретически, и практически.

     Общественные  объединения есть ядро гражданского общества. Поэтому невозможно преувеличить роль и значение практической самодеятельности общественных объединений в нашей  стране сегодня. Необходимо выявлять и то, каковы практические результаты деятельности конкретных развитых общественных объединений, каково значение их работы для теории гражданского общества, и то, какие теоретические принципы и идеи имеют первостепенное значение для общественных объединений. Необходимо корректировать теорию и практику, обмениваться опытом самодеятельности общественных объединений, обобщать и пропагандировать этот опыт и, конечно же, стараться препятствовать развитию антигражданского общества, а в дальнейшем полностью искоренить его из нашей общественной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Гражданское общество в региональном разрезе 

     В России есть все условия для складывания  гражданского общества. Да и принято  считать, что данное общество у нас  уже формируется. А как же в  каждом регионе и  России в целом, измерить на каком уровне развития наше гражданское общество находится  сегодня? Ответ таков: датчиками  измерения развития гражданского общества сегодня выступают некоммерческие организации и средства массовой информации. И именно состояние этих структур определяет уровень российского  гражданского общества.32

     Эффективной самоорганизации граждан, особенно их взаимодействию с государством, благоприятствует придание их объединениям правовых форм общественных и других некоммерческих организаций (НКО). В  то же время гражданское общество не сводится к совокупности зарегистрированных организаций. Общественная палата РФ стремится учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции страны.33

     Анализируя  состояние структур гражданского общества, нельзя не сказать о том, что сегодня  наше знание о них далеко не достаточно. Имеющиеся статистические данные отражают только ту часть общественной активности, которая осуществляется организациями, имеющими статус юридического лица. Но даже здесь эти данные не дают полного  представления о многообразии форм и видов общественной самодеятельности. Проводимые в стране исследования состояния  гражданского общества носят фрагментарный, часто субъективный и разовый  характер, что не позволяет отследить  динамику происходящих в этой сфере  процессов.

     Необходимо  вести постоянный мониторинг состояния  гражданского общества и некоммерческого  сектора, проводить регулярные обследования на базе единой методологии. Общественная палата способна вносить существенный вклад в формирование корпуса  научного и практического знания о гражданском обществе в России. 

     С точки зрения развития некоммерческих организаций регионы России можно  разделить на следующие большие  группы.

     Первая  из них – регионы-лидеры. В них при исходно высоком уровне развития некоммерческого сектора темп роста числа некоммерческих организаций превышает как общероссийский, так и региональный (в пределах федерального округа).

     Об  этом свидетельствуют данные государственной  статистики о приросте числа некоммерческих организаций за период 2001-2006 гг.: Москва - 48%, Московская область - 44%, Воронежская  область - 44%, Тверская область - 41%, Санкт-Петербург - 40%, Калининградская область - 47%, Краснодарский  край - 37%, Нижегородская область - 55%, Республика Татарстан - 43%, Саратовская  область - 42%, Красноярский край - 43%.34

     Вторая  группа – это регионы с низким исходным уровнем развития некоммерческого  сектора. В этих регионах в рассматриваемый  период наблюдался темп роста числа  некоммерческих организаций, существенно  превосходящий среднероссийский. Они  догоняли ушедшие на предыдущем этапе  развития далеко вперед более развитые регионы.

     К таким регионам можно отнести, в  первую очередь, почти все национальные республики в Южном федеральном  округе. Также к этой группе относятся  Республика Алтай (88%) и Республика Тыва (76%).35

     К зоне «догоняющего развития» относится  весь Дальневосточный федеральный  округ, в нем рост числа некоммерческих организаций составил 54%. Лидерами роста  были Приморский (47%) и Хабаровский (59%) края.36

     Третья  группа – регионы, относительно слабые с точки зрения развития экономики. В них рост числа некоммерческих организаций существенно отстает  от среднего по России. К подобным регионом можно отнести: Брянскую (8%), Курскую (13%), Орловскую (1%), Смоленскую (17%), Тамбовскую (16%), Архангельскую (20%), Новгородскую (-1%), Псковскую (17%), Астраханскую (18%), Кировскую (-1%), Курганскую         (-18%), Магаданскую (24%), Амурскую (23%) и Еврейскую автономную (12%) области.37 Особо следует отметить Белгородскую область, в которой число некоммерческих организаций за рассматриваемый период сократилось на 23% при отнюдь не плохом положении в экономике и социальной сфере. 

     К четвертой, наименее однородной группе относятся остальные регионы. Это  регионы, в которых темп роста  близок к среднероссийскому, а также  отдельные регионы (их совсем немного), не подпадающие ни под одну из категорий.  

     Количество  организаций, созданных в формах, которые можно отнести к традиционным – таким, как учреждение, потребительский  кооператив, общественная (религиозная) организация, объединение юридических  лиц – выросло на 29, 28, 17 и 29 процентов  соответственно, то есть в меньшей  мере, чем общее число некоммерческих организаций. Количество организаций, созданных в форме менее традиционной, но уже успевшей стать привычной, – в форме фонда, выросло в  значительно большей степени  – на 61%. Количество организаций, созданных  в новых формах - автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств - выросло в 3 (до 5% всех НКО) и 3,8 раза (до 6,8% всех НКО) соответственно.38

     Таким образом, в рассматриваемый период наблюдалось увеличение разнообразия форм некоммерческих организаций. Тем  не менее, наиболее традиционные формы некоммерческих организаций остаются преобладающими.

     Из  приведенных выше статистических данных можно сделать вывод.

     Безусловно, центральная Россия обладает большими преимуществами в становлении гражданского общества чем окраины нашего государства, потому что это, как правило, урбанизированные регионы с развитой и диверсифицированной экономикой, сложной социальной структурой, обширными межрегиональными и зарубежными связями, обладающие значительным потенциалом развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Гражданское общество в Краснодарском крае.

     Для того чтобы рассмотреть тему своей  курсовой работы я выбрала два  региона для изучения и их совместного  анализа. Одним из регионов является Краснодарский край. По моему мнению, Краснодарский край примечателен для  данного изучения тем, что этот регион обладает высокой степенью образования  общественных, некоммерческих организаций. Так как Краснодарский край располагается  на юге России, следовательно, здесь  процветает сельское хозяйство, действует  множество колхозов, где люди работают не только на себя, но и на благо всего  населения. А это, как правило, является главной предпосылкой к формированию гражданского общества.

     Для написания этого подпункта я  использовала материал ежегодного доклада главе администрации Краснодарского края о состоянии гражданского общества и прав человека в Краснодарском крае в 2008 году.

     Основные  цели доклада –   выявить тенденции развития гражданского общества в Краснодарском крае, дать оценку   состояния прав человека в Краснодарском крае, предложить органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления рекомендации по совершенствованию их деятельности.

     В Краснодарском крае действует ряд  нормативных актов, призванных в  соответствии с их концепцией и названием  содействовать развитию институтов гражданского общества.

     К ним относятся законы Краснодарского края N 627-КЗ от 26.11.2003 г. «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений» и N 473-КЗ от 30.04.2002 г. «О благотворительной  деятельности в Краснодарском крае».39 Однако данные законы имеют декларативный характер и фактически не содержат конкретных и обязательных для исполнения норм, направленных на развитие институтов гражданского общества.

     На  содействие развитию институтов гражданского общества направлен ряд официальных  краевых документов, которые не являются нормативными. Принятая Законодательным  Собранием Краснодарского края 25.10.2006 г. краевая целевая программа  государственной поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества на 2007-2009 гг. разрабатывалась  с учетом предложений членов Совета при главе администрации края, с учетом предыдущего опыта, и  содержит ряд новых позитивных подходов к взаимодействию органов государственной  власти Краснодарского края и структур гражданского общества. Так, в 2007 г. впервые  распределение всех средств, направляемых из краевого бюджета некоммерческим организациям, будет осуществляться только на конкурсной основе.40

     Однако, в составе конкурсной комиссии по определению победителей конкурса социальных проектов, проводимого ежегодно администрацией края, отсутствуют представители  гражданского общества, что снижает  уровень открытости и объективности данного конкурса.

     Существенной  проблемой законодательной базы в сфере развития институтов гражданского общества является отсутствие законодательного регулирования механизмов осуществления  права на непосредственное участие  в управлении делами государства. Данное право установлено п. 1 статьи 32 Конституции  РФ: «Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей».41 В то же время в крае отсутствуют нормативные правовые акты, принятые в соответствии с данной статьей, за исключением Положения о публичных слушаниях по вопросам, относящимся к полномочиям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. Такое состояние нормативной базы препятствует повышению социальной активности населения Краснодарского края.      

     В 2008 году в Краснодарском крае Методическим центром Совета было проведено исследование, в котором приняли участие 293 некоммерческих организаций.

     Приоритетность  сферы деятельности некоммерческих организаций, согласно результатам  анкетирования, распределились следующим  образом: культура и досуг - 48%; гражданское  образование – 41%; права человека - 37%; работа с детьми - 37%; молодежное движение - 30%; военно-патриотическое воспитание - 30%; благотворительность - 30%; добровольческое  движение - 22%; спорт - 29%; экология - 18%; межнациональные  отношения - 16%; международное сотрудничество - 11%; наука и информационные технологии - 7%; религия - 6%; женское лидерство - 5%;

     Приоритетность  форм деятельности НКО представлена следующими показателями: просветительская деятельность - 57%; проведение конференций - 57%; благотворительные акции - 42%; юридические  консультации и прием граждан - 34%; социологические исследования и  мониторинг общественного мнения - 17%; судебная защита граждан – 13%; издательская деятельность, выпуск СМИ - 7%; поддержка  НКО– 11 % .

     Наиболее  насущными названы такие потребности  некоммерческих организаций, как: развитие материально-технической базы НКО - 80%; получение финансирования на реализацию программ - 77%; повышение эффективности  взаимодействия с органами местного самоуправления - 54%; повышение взаимодействия со СМИ - 44%; информированность местного сообщества о деятельности своей  НКО - 44%; повышение квалификации персонала - 42%; налаживание партнерских связей с другими НКО - 39%; консультационная и экспертная поддержка – 39%; получение информации о деятельности общественного сектора Краснодарского края - 35%.42

     Консультационно-методическим центром Совета для решения проблемы повышения уровня компетенции представителей НКО и органов МСУ была разработана  программа гражданского образования  для   руководителей НКО и работников органов МСУ.

     Необходимость программы гражданского образования  для НКО в районах Краснодарского края обусловлена существованием более 7 тысяч общественных организаций, многие из которых ведут активную деятельность в местном сообществе; испытывают острую потребность в повышении  профессиональной квалификации и развитии управленческих навыков. Рождающиеся  организации особо нуждаются  в организационной, методической   и технической поддержке, а развитые и устойчивые НКО понимают необходимость в   постоянном взаимодействии с органами власти.

Информация о работе Гражданское общество в регионах России