Гражданское общество в регионах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ процесса становления и развития гражданского общества в регионе и его взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3-6

Глава 1. Концептуально-методологические основы
исследования гражданского общества……………………………...7-27
1.Исторический экскурс и современные реалии……………..………7-10
2.Теоретико-методологические подходы к пониманию
гражданского общества…………………………………………....11-14
3.Предпосылки к созданию гражданского общества……………...15-19
4.Проблемы формирования гражданского общества.
Что такое атигражданское (псевдогражданское) общество?.......20-27

Глава 2. Гражданское общество в региональном разрезе…………..…28-31

2.1. Гражданское общество в краснодарском крае……………………..32-40

Заключение…………………………………………………………….…...41-43

Список использованной литературы……………………………….……..44-45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ппс.docx

— 80.51 Кб (Скачать документ)

     Все сказанное здесь – не какие-то чисто теоретические детали и  тонкости, далекие от практики. Ведь в зависимости от того, выполняет  ли большинство людей свой трудовой долг как «добропорядочные», наделенные «сословной» (и внутрисословной) честью (честью крестьянина, рабочего, инженера и т.д.) мастера своего дела или  они делают это подневольно, лениво, ненадежно, уподобляясь безымянным, безответственным винтикам безличной  и плохо построенной машины –  мы получаем два различных результата, два типа общества. И не случайно только первый, ответственный и высокопрофессиональный, тип деятельности великий Платон считал воплощение справедливости.23 В силу сказанного, я считаю необходимым включить в понятие гражданского общества и такой признак: быть членом гражданского общества для каждого человека значит – в своей непосредственной деятельности, кроме прочих целей, иметь ввиду честное, добросовестное выполнение взаимного долга членов гражданского общества, состоящего в максимальном учете конкретных потребностей других его членов и в обеспечении возможностей для их реализации. Снова подчеркну, в этом государство (в лице чиновников) не может сколько-нибудь эффективно подменить гражданское общество, но оно, увы, своим бюрократизмом, коррупцией может сильно помешать его функционированию, тогда как его функция и цель – помогать, а по меньшей мере не вредить этому (например, не мешать тем же пекарям, булочникам, которые захотят, следуя всем здравым и сообразованным с законом требованиям, продавать свежий хлеб на наших с вами улицах.

     Однако  этим далеко не исчерпывается все  то, что насущно для современной  России. Необходимо не упустить, как  представляется, самое глубинное, без  чего никакие определения и формулы  в российских условиях работать не будут: гражданское общество – это  общество активных, деятельных, если угодно, неравнодушных людей. Ведь современной  России нужны не только теории и  определения, но и конкретные, реальные действия, дела, активность, самодеятельность «снизу», воля, порыв, вера. Нужны чувства  личной ответственности, нравственности, обязанности, имеющие глубочайшие  корни в национальной исторической традиции и не уничтоженные до конца  социально-политическими потрясениями прошлых лет.

     Тем самым в сегодняшних российских условиях становится важным сделать  акцент на живой, подвижнической деятельности такого важнейшего элемента гражданского общества, как разнообразные общественные организации и объединения, включая  молодежные. Без активной жизненной  позиции, без личной инициативы и  творчества, без деятельного участия  и «службы», «служения» гражданское  общество в современной России состояться не может. Кроме того, в нашем народе далеко не изжит и еще весьма велик  потенциал духовности, культуры, нравственности, открытости, сопереживания, веры, соборности, высоких душевных и психологических  качеств, жертвенности, добра, силы, ума, лучших исторических традиций и обычаев.

     Это, как представляется, важнейшие условия  формирования гражданского общества. Весь вопрос лишь в стимулировании, вызове к жизни данных фактов и  условий, в технологии и техники  управления, в примере, в начале, в воспитании, в пробуждении россиян.

      1. Проблемы формирования гражданского общества.

Что такое антигражданское (псевдогражданское) общество?

     Завершением первой главы своей курсовой работы, я сделала пункт, который, по моему  мнению, наиболее  важен, интересен  и необходим для изучения гражданского общества, а тем более для его  построения и формирования. В этом пункте я описала те проблемы, которые  существовали, назревают или появляются на пути создания гражданского общества. Во время написания своей курсовой работы и изучения материалов по данной теме, я впервые столкнулась с  таким совершенно новым для меня понятие как антигражданское  общество. Изучив статью известного российского  философа, доктора философских наук и профессора Мотрошиловой Н.В., который  впервые употребляет выше сказанное  понятие, я попытаюсь в своей  работе доказать, что именно этот термин актуален для использования его  при изучении гражданского общества в России.

     Одной из центральных трудностей и противоречий, постоянных для практики гражданского общества, важных и для его теории: индивиды заявляют в этой сфере свои конкретные, приватные, частные интересы и потребности, но для этого выходят  из сугубо частной сферы в область  «публичности», совместного и открытого, гласного социального действия и  взаимодействия. Здесь не просто возможны, а неизбежны коллизии, конфликты  и напряжения. В том числе те, которые возникают, когда в гражданском  обществе как в сфере, где, бывают заявлены, иногда реализованы и частно-индивидуальные, и частно-групповые, частно-корпоративные  интересы, наблюдается «приватизация» какой-то области деятельности некоторыми наиболее мощными силами гражданского общества, давление на другие группы населения, групповое лоббирование.24

     Помимо  этого, в определениях гражданского общества правильно подчеркивать противоречивую специфику его организованности. С одной стороны имеются элементы спонтанности, самоорганизации: смысл  гражданского общества – в том, что  его структуры, организации свободно, добровольно возникают по воле конкретных индивидов, групп населения (по преимуществу), а не «назначаются» государством (хотя вообще-то исключения тут возможны). С другой стороны, элементы всяческой  организованности, управления организациями  гражданского общества, превращение  некоторых из них в относительно устойчивые, долговременные, институционализированные структуры, - все это признаки, которые  тоже должны войти в понятие гражданского общества, должны получить дополнительную определенность. Однако все это приводит к тому, что те или иные государственные  структуры пытаются подчинять себе деятельность «независимых» общественных организаций, что искажает саму суть гражданского общества.25

     Трудности формирования гражданского общества в  современной России как будто  бы живо и горячо обсуждаются. Мне  кажется, однако, что недостаточно осмыслено  главное препятствие на пути его  построения: то место, где должны бы утвердиться цивилизационные структуры  гражданского общества, уже занято.  Чем же и кем же? Полагаю, там  уже угнездились многообразные  связи, отношения, объединения антицивилизационного, подчас криминального, варварского  характера, которые – в их совокупности – правомерно назвать «антигражданским обществом». Что же такое «антигражданское общество»?

     Речь  идет о хорошо известных социальных приметах жизни новой России. Как  раз их совокупность, представляющую достаточно сложную, структурированную  систему связей, «липовых» с точки  зрения закона, но исправно исполняющих  свои функции полулегальных или  просто нелегальных организаций, объединенных групп, правомерно именовать «антигражданским обществом».26

     Почему  оправдано употреблять слова  «антигражданское общество»?27

1) Данная  система не только не служит  подавляющему большинству граждан  России, а способствует систематическому  и чудовищному по своим масштабам  ограблению, обворовыванию, угнетению,  унижению именно большинства  населения, граждан России. 2) Антигражданской  эта система является еще и  потому, что формой и результатом  ее существования является наглое, полное пренебрежение  всех  норм права, позитивных традиций  и нравов народа, моральных устоев. Все это деморализует общество, далеко отодвигает достижение  таких целей, как построение  правового государства и воспитание  правопослушных граждан. 3) Нынешним  результатом является отчуждение  масс народа от власти, тогда  как одним из принципов работы  гражданского общества является  цивилизованное взаимодействие  населения с государственной  властью на началах взаимного  доверия и одновременно нелицеприятного  контроля. 4) Антигражданской эта  система связей и отношений  является еще и потому, что  – в силу специфических интересов  ее членов – она уже сейчас  сопротивляется и будет отчаянно  сопротивляться построению нормального,  т.е. массового и действенного  гражданского общества. Ибо она,  как сказано, сейчас занимает  место гражданского общества. А  в случае соответствующих требований  сверху или снизу она будет  создавать разные маскировочные  имитации и подделки, также и  развращать, криминализировать уже  существующие «общественные организации», - словом создавать и поддерживать  то, что Л. Кривых справедливо  назвал «псевдогражданским обществом»28.

     На  поверхности общественной жизни, разумеется, существовала, существует, как-то функционирует  видимая, официальная система деятельности, отношений, выполняемых дел и предпринимаемых мер. Но под ее покровом были прорыты «крысиные ходы», где скрыто (порой, правда, уже и цинично, открыто) двигались деньги, перераспределялась собственность, формировались новые собственники и источники доходов и т.д. Скажем, мер города выполнял и должен был выполнять официально какие-то обязанности. Но главные личные интересы реализовывались через упомянутую систему «крысиных ходов». Скоро, однако, и этого оказалось мало: официальная, так нужная именно для граждан работа власти с самими гражданами выполнялась так плохо, неэффективно, бюрократически, что очень многих граждан принудили – и они, увы, быстро «научились» - давать взятки, платить каждому столу за работу, которую чиновники всех звеньев должны выполнять бесплатно, быстро, без бюрократических проволочек. Вот почему столь немало бывших российских мэров – их вроде бы «выбирало» население само – сегодня находятся под судом или следствием. Население, попавшее в «осаду» таких действий, аппетитов власти, наглости, повсеместности криминала, нечистоплотности бизнеса и т.д., тоже прониклось подобными умонастроениями: если от кого то хоть что-то зависит, люди начинают действовать по тем же «правилам» коррупции и вымогательства, от которых сами же страдают.29

     Итак, отличия и болезненные парадоксы  этой системы антигражданского общества, за очень короткое время сложившейся  и закрепившейся в России, таковы:

  • Она пронизывает весь общественный организм, всю систему отношений сверху донизу; более того, на местном уровне это подчас единственная система «управления», в которую лишь спорадически, «точечно» может вмешиваться федеральная власть – ей могут быть подконтрольны, да и то далеко не полностью, только высшие местные чины;
  • Система в принципе имела и имеет неофициальный, нелегальный характер, но она ни как не могла возникнуть и функционировать без опоры на официальные структуры, без сращенности с ними;
  • В масштабах огромной страны о системе антигражданского общества можно говорить как о такой, которой сегодня все еще реально принадлежит власть в России, особенно на местах. Вот почему все призывы и проекты ликвидации коррупции, поскольку они исходят от достаточно сильного своими возможностями центра, до сих пор были и остаются неэффективными, в лучшем случае выхватывающими, ликвидирующими лишь пару отдельных звеньев и по сути дела оставляющими неприкосновенной многочленную систему (более того: у «дракона» антигражданского общества вместо отрубленной головы вырастают новые и уже боле «опытные» головы…);30
  • Система является предпосылкой, а также частью фундамента массового обогащения чиновничества, власти; и степень обогащения возрастает по мере продвижения вверх по лестнице властной системы;
  • Система к настоящему времени имеет уже достаточно прочные структуры, формы функционирования, способы поддержания, выживания и даже укрепления;
  • Внутри системы были быстро «освоены» антиправовые методы обхода закона и ухода от наказаний, некоторой внешней «легализации» - благодаря, в частности, целой армии профессиональных юристов, которые за немалую мзду и, конечно, при забвении профессионального долга и морали, способствовали и способствуют «легализации» этих антиправовых и по своей сути антигражданских структур. «Правоохранительные» властные структуры, включая законодательную власть, не противопоставили подобным действиям никаких эффективных мер, структур и т.д. Под шумные разговоры о праве, его нарушениях, о необходимости разрабатывать новые законы антигражданское общество ловко и повсеместно использовало для своего существования и укрепления «личину» законности, поэтомй бороться с «организованной преступностью» антигражданского общества будет совсем непросто.

     Обобщая сказанное, можно констатировать главное: быстро возникшее, но уже довольно прочное  антигражданское общество справедливо  считать одним из главных объективных  и субъективных препятствий на пути образования и существования  гражданского общества в России. Поэтому  коррумпированные властные структуры  в центре и на местах, официально призванные способствовать построению гражданского общества, сейчас только имитируют последнее и в будущем, скорее всего, станут делать тоже самое.

     В XXI в. в стране произошли значительные перемены, но, к сожалению не совсем такие, которых бы хотелось всему населению. Если где-то и существуют очаги гражданского общества на местах (например, все чаще заявляющие о себе экологические организации или протестная пресса), то значительного, тем более решающего влияния на «локальную» жизнь и на повседневное бытие в центре они не оказывают.

     Зато  антигражданское общество – всегда в действии, всегда на страже. Как  только открываются новые возможности  урвать у населения, у государства  что-то существенное, его «летучие банды» появляются молниеносно и действуют  – с точки зрения своих целей  – весьма «грамотно», идет ли речь о  якобы, «точечной», застройке в городе – на местах скверов, детских площадок, об отхватывании лакомых кусков исключительно  дорогой земли в парках, у водоемов, о строительстве целых поселков на заповедных землях, об «участии»  в строительстве объектов для  будущей олимпиады, вернее в присвоении колоссальных денежных средств или  материальных ресурсов – и о многом, многом другом, до боли знакомом. Наказание за это как-будто предполагается и порою следует. Но система, о которой идет речь, пока сильна и монолитна.31

     Проведенное в первой главе исследование позволяет  мне сделать следующие основные выводы и обобщения.

     Успешное  становление гражданского общества в современной России определяется во многом конструктивной деятельностью  общественных объединений. Процесс  этот чрезвычайно сложный и трудный, противоречивый, но от его результатов  зависит судьба страны, перспективы  скорейшего выхода ее из кризиса, возможность  дальнейшего расцвета.

     Изучение  исторического опыта строительства  гражданского общества  в нашей  стране, а также отражения этого  опыта в теоретических интерпретациях приводит к очень простой, но принципиальной идее, чрезвычайно важной и актуальной для нас именно сегодня: необходимо, прежде всего практическое действие, самодеятельная активность свободных  граждан и их объединений на пути строительства демократического открытого  общества, важнейшей составной частью которого является сильная государственность.

Информация о работе Гражданское общество в регионах России