Тяжелое машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, реферат

Описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.19 Кб (Скачать документ)

Введение 

 

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий  машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса  приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей  стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта  отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический  прогресс и перестройку экономики  всей страны, поэтому его отрасли  развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

На долю тяжелого машиностроения приходится около 60% продукции от всего  машиностроительного комплекса.

Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью  и использованием энергии. Тяжелое  машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых  станков и кузнечно-прессовых  машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности  производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых  секций.

Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного  цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей  и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных  связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются  и узкоспециализированные заводы.

 

 

Глава 1. Технико-экономические  особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения

Технико-экономические особенности  размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые  требования при экономическом обосновании  географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий, их можно систематизировать и  в зависимости от важности сгруппировать  в соответствующие группы.

Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями  как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и  весьма металлоемкие машины, например кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электромкостью (свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел/ч), но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Размещаемая отрасль должна рассматриваться как составная  часть всего хозяйственного территориально-производственного  комплекса и размещаться не изолированно, а так, чтобы быть связанной с  другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение в вариантах  размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции.

Размещение отрасли  определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как  правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.

При экономическом обосновании  размещения машиностроительных предприятий  в том или ином экономическом  районе следует учитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей  силы, мощностей строительных организаций  и баз строительной индустрии  и т. д. Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей, специализации и кооперации производства.

Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных  городах, следует исключить возможность  строительства в этих городах  новых и расширения действующих  машиностроительных предприятий. Действующие  предприятия в таких городах  должны развиваться с учетом более  интенсивного использования имеющихся  производственных мощностей и полного  удовлетворения градостроительных  и экологических требований, без  увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории.

В городах с напряженным  водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод  и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция  предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.

В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды  допустима реконструкция предприятий  только при условии устранения загрязнения  окружающей среды.

В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться  в первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые  способны обеспечить выпуск продукции  с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся и отрасли  тяжелого машиностроения.

Таким образом, технико-экономическое  обоснование размещения машиностроительного  производства требует учета многих факторов.

Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед  размещением, т. е. следует располагать  теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность  территориальной организации машиностроительного  производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:

1)внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;

2)внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;

3)отраслевые особенности машиностроительных производств;

4)факторы социального характера.

 

Внутрипроизводственные  факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий тяжелого машиностроения и представляют собой  совокупность необходимых условий  и средств на предприятии для  изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного  уровня технико-экономических показателей  производства: характер используемых для производства продукции техники  и технологических процессов, уровень  и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.

При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях тяжелого машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.(3)

Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу определения  отраслевых особенностей, поскольку  без научного предвидения конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий  тяжелого машиностроения. Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития производительных сил. Это  касается не только технического перевооружения предприятий, но и совершенствования  технологии производства, развития специализированных производств по изготовлению унифицированных  изделий широкого применения, оптимизации  мощностей предприятий тяжелого машиностроения, создания территориально-прозводственных комплексов и т. д.

Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства должна иметь научное  обоснование и строиться на передовых  методах и средствах организации  труда, в противном случае производные  от нее технико-экономические параметры  производства (энерго - и электровооруженность, трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами  следует понимать совокупность природных  и экономических условий в  районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие тяжелого машиностроения. К ним относятся  природные и климатические условия  районов, условия обеспечения производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения  кооперированных связей в районах  и др.

Внепроизводственные факторы  играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную  дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических  районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические  условия районов, которые на эффективность  размещения влияют через величину удорожающих  коэффициентов на заработную плату  работающих, а также стоимость  строительства и оборудования. В  зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза, климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.

 

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также  влияют на эффективность территориальной  организации тяжелого машиностроения. По имеющимся данным межрайонная  дифференциация стоимостных показателей  достигает значительных размеров. Наиболее значительна она по топливу и  электроэнергии и в меньшей степени  по основному сырью для тяжелого машиностроения — черным металлам. Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы  тоже достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении  с другими видами затрат они практически  не соизмеримы. Дифференциация по стоимости  различного вида производственных ресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать при  внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-производственных комплексов.

Нельзя, однако, забывать, что  тяжелое машиностроение относится  к сравнительно мобильной отрасли  промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых  ресурсов и условий в районах. Последние при необходимости  можно создать за счет широких  кооперированных связей между отраслями  машиностроения и смежными отраслями  промышленности. Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться  за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование  потребителям.

Необходимо также иметь  в виду, что наряду с основными  факторами внепроизводственного характера  на размещение тяжелого машиностроения большое влияние оказывает уровень  сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально  развит и обеспечен жилищно-коммунальными  и культурными учреждениями, эффективность  размещения предприятий тяжелого машиностроения может быть значительно выше.

Информация о работе Тяжелое машиностроение