Тяжелая промышленность Подмосковья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, реферат

Описание

Еще не так давно тяжелое машиностроение было принято именовать в средствах массовой информации различными звучными эпитетами типа «становой хребет экономики», «базис промышленности» и т. п. Сегодня приоритеты несколько изменились, но это совсем не означает, что прежние достижения утратили свое значение. О процессах, которые сегодня идут в тяжелой индустрии Подмосковья, в интервью нашему журналу рассказал министр промышленности Правительства Московской области Владимир КОЗЫРЕВ.

Работа состоит из  1 файл

Тяжелая индустрия Подмосковья.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

Тяжелая индустрия  Подмосковья

Еще не так давно  тяжелое машиностроение было принято  именовать в средствах массовой информации различными звучными эпитетами  типа «становой хребет экономики», «базис промышленности» и т. п. Сегодня  приоритеты несколько изменились, но это совсем не означает, что прежние достижения утратили свое значение. О процессах, которые сегодня идут в тяжелой индустрии Подмосковья, в интервью нашему журналу рассказал министр промышленности Правительства Московской области Владимир КОЗЫРЕВ.

- Владимир Иванович, в начале прошлого  века Подмосковье  называли текстильным  краем. Полвека  назад оно уже  считалось крупнейшим  машиностроительным  районом. Как можно  охарактеризовать  ее нынешнее состояние?  На чем акцентируется  работа Министерства  промышленности и науки Московской области? 

- Промышленный  комплекс определяет состояние  производственного потенциала Московской  области, обеспечивает устойчивое  функционирование ведущих отраслей  экономики (топливо-энергетический  комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, строительство и т.д.), а также наполнение потребительского рынка. Ведущей отраслью промышленного комплекса является машиностроение.

Сегодня машиностроительный комплекс в Подмосковье - это более 300 крупных и средних предприятий. Объем производства машиностроительной продукции в прошлом году превысил 135 млрд.рублей что на 22 процента больше чем в 2005 году. Основу машиностроения в Московской области составляют предприятия тяжелого и транспортного машиностроения, такие известные в нашей стране и за рубежом «флагманы» промышленности  как: ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Метровагонмаш», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения».

Предприятия машиностроения в регионе специализируются на выпуске оборудования для атомных и тепловых электростанций, магистральных локомотивов и модульных электростанций, вагонов метро и пригородных электропоездов, для металлургических, сортопрокатных и трубных цехов, горнодобывающей промышленности и этот перечень можно было бы продолжить.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие  удельные показатели ВВП области, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Основой нашей  работы является технологическая модернизация и техническое   перевооружение промышленных предприятий, обеспечение стабильной работы действующих производств.

Понятно, что  в основе обновления основных фондов организаций промышленности лежит финансовая обеспеченность, прежде всего, собственными ресурсами, экономическая стабильность производственной деятельности хозяйствующих субъектов, механизмы государственной поддержки промышленников, наличие на финансовом рынке свободных ресурсов, включая иностранные источники.

Наша задача на сегодня - объединить свои возможности  и организовать взаимодействие между  всеми заинтересованными сторонами  для решения главной задачи - ускорения  процесса обновления основных фондов промышленности в Московской области, придав ему статус региональных программных мероприятий.

- В индустриальную  эпоху уровень  машиностроения считался  основным критерием  развития экономики  любой страны. Затем  наступила постиндустриальная  эра, и развитые  страны начали  избавляться от машиностроительных предприятий и «сбрасывать» их на мировую периферию. Сейчас и вовсе -  время нанотехнологий. Подмосковье - безусловно - один из наиболее развитых регионов страны. Значит ли это, что развитие машиностроения для нас сегодня не актуально? Что его нужно «сбросить» в менее развитые регионы?

- Развитие экономики  заключается в достижении устойчивых  темпов экономического роста  при позитивных сдвигах в структуре  экономики и обеспечении качественного  изменения характера роста –  все более за счет производства наукоемкой и инновационной продукции промежуточных и высоких переделов.

Машиностроительная  продукция включает в себя самые  современные научные и технические  разработки. На предприятиях машиностроения в Подмосковье работает более 200 тысяч работников, а доля поступлений в бюджет области от предприятий машиностроения превышает 30 процентов и отказываться от выпуска машиностроительной продукции будет абсолютно неправильно.

Учитывая большую  значимость машиностроения для Московской области, Министерством промышленности Московской области разработана «Концепция развития машиностроительного комплекса Московской области  до 2010 года» в которой даны основные направления развития отрасли и возможные пути их реализации.

- Правительство Московской области поддерживает программу технического перевооружения предприятий машиностроения. Что сделано и какой видится Вам отрасль в ближайшем будущем? Насколько велик ее потенциал?

- Министерство  промышленности и науки Московской  области координирует работу по обновлению основных фондов не только на предприятиях машиностроения. В начале 2006 года был утверждён  «План организационных мероприятий по технологической модернизации и  техническому перевооружению действующих  промышленных организаций Московской области на  2006-2007 гг.», в рамках реализации которого министерством проведён ряд мероприятий областного уровня.

Так, 30 марта  прошлого года в Орехово-Зуево проведено  расширенное заседание Советов  директоров предприятий машиностроительной, металлургической, химической  и  лесной,  легкой и текстильной промышленности.

Немного позднее, в рамках семинара в Егорьевске с  участием более 80-ти представителей муниципальных  образований и промышленных предприятий  по вышеуказанной теме  проведено заседание «круглого стола».

Вопрос о перспективах развития, техническом перевооружении и технологической модернизации базовых отраслей общегражданской  промышленности Московской области  был рассмотрен и 26 октября 2006 года на заседании коллегии министерства.

В качестве пилотного проекта по формированию системы стимулирования процесса ускоренного обновления активной части основных производственных фондов в прошедшем году на базе ряда предприятий лёгкой промышленности отработан механизм компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в учреждениях ЦБ РФ и иных кредитных организациях, в размере 2/3 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на основе утверждённого «Порядка о Фонде стимулирования из бюджета Московской области предприятий текстильной и лёгкой промышленности, состоящих на учёте в налоговых органах по Московской области».

Такая целенаправленная работа даёт свои результаты. В 2006 году организациями Московской области  реконструкцию и модернизацию  осуществляли 116 крупных и средних организаций промышленности и науки. При этом общая сумма инвестиций составила 7,2 млрд. рублей. В частности, предприятиями тяжёлого машиностроения на обновление основных фондов было затрачено:

  • ОАО «Электростальский завод тяжёлого машиностроения» - 205,5 млн.рублей,
  • ЗАО «Коломенский завод тяжёлого станкостроения» - 4,4 млн. рублей.

Перед Советами директоров организаций промышленности, руководителями предприятий нашим  министерством поставлена задача по осуществлению комплекса практических мер, направленных на увеличение шага обновления основного капитала с  нынешних 13 до 20-25 процентов.

- Станки и оборудование  можно закупить  любые - были бы  деньги. Но кому  на них работать? Издавна известно: кадры решают все. Самый совершенный обрабатывающий центр можно собрать за несколько месяцев. А хорошего специалиста нужно готовить не один год. Что делается в этом плане в области? 

- В 2006-2007годах  работа по обеспечению профессиональными  кадрами организаций промышленности  проводилась в рамках Программы «О мерах по обеспечению экономики Московской области квалифицированными кадрами на 2004-2007 годы», а также решением  Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области от 8 декабря 2005 года «О состоянии и мерах по подготовке инженерных кадров для организаций промышленных комплексов города Москвы и Московской области».

Во исполнение  решения Объединенной коллегии реализованы следующие мероприятия.

1 июня 2006 года  заключено Соглашение о взаимодействии в решении задач межотраслевой подготовки инженерных кадров для организаций промышленных комплексов города Москвы и Московской области на 2006 – 2009 годы между Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Министерством промышленности и науки Московской области, Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), Московским областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и Советом ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области. Разработан план реализации Соглашения и создана рабочая группа по контролю за реализацией Соглашения.

Министерством промышленности и науки Московской области разработан проект закона Московской области «О внесении изменений в  Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», предусматривающий льготы по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, организациям, осуществляющим безвозмездную помощь учреждениям профессионального образования. Документ направлялся во все заинтересованные министерства и ведомства и передан в Московскую областную Думу.

С учетом опыта  работы с кадрами в организациях ОПК (ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», РКК «Энергия», ОАО «НПО «Энергомаш»), с участием МГТУ им. Н.Э. Баумана Министерством промышленности и науки Московской области разработаны предложения для включения в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 годы» к разделу «Сохранение и развитие высококвалифицированного кадрового потенциала ОПК».

В соответствии с поручением правительства Российской Федерации  Министерством промышленности и науки Московской области подготовлен прогноз потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием по 28 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки и квалифицированных рабочих  на 2007 – 2015 годы, на основе запросов организаций  научно-промышленного комплекса, в целом  по области и по каждому муниципальному образованию в отдельности.

Прогнозируемая  потребность в специалистах с  высшим профессиональным образованием ~ 6 тыс. чел. ежегодно, специалистов со средним профессиональным образованием  ~ 5,5 тыс. чел. ежегодно, квалифицированных рабочих  - 16-20 тыс. чел. в год.

Разработан и  реализуется план мероприятий по обеспечению промышленных предприятий профессиональными рабочими кадрами  на 2006 - 2008 годы, в котором предусмотрены не только меры по совершенствованию подготовки, но и закреплению кадров на предприятиях. В нем нашли свое отражение предложения руководителей важнейших предприятий области.

Многие из них  уже реализуются на предприятиях, другие требуют дальнейшей проработки нормативно-правового характера. В  их числе и обеспечение прохождения  производственной и преддипломной  практики студентами и учащимися образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в организациях промышленности и науки, выполнение дипломных и курсовых работ по заданиям промышленных и научных организаций и (или) на их базе, и оказание содействия образовательным учреждениям в обновлении материально-технической базы (поставка образцов новой техники, научно-технической документации и т.п.), и установление молодым специалистам на срок не менее 2-х лет персональной надбавки к заработной плате, закрепление наставника с доплатой за выполнение его обязанностей, и принятие мер к инвестированию в строительство и приобретение жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых специалистов, и многое другое.

- А каков уровень  рентабельности на лучших на сегодняшний день предприятиях машиностроения?

- Наиболее успешно  работающие предприятия машиностроения  работают с уровнем рентабельности  более 20 процентов.

- Есть ли примеры  прихода частного  капитала в инвестиционные  проекты развития тяжелого машиностроения Подмосковья?

- В 2006 году  в основной капитал организаций  промышленности было инвестировано  более 57 млрд. рублей, что на 8,9 процента  больше, чем в 2005 году. При этом  4,3 млрд. рублей было инвестировано в основной капитал предприятий, производящих машины и оборудование (темп роста к 2005году составил 273,8 процента).

В качестве примера  можно указать вхождение в  тяжелое транспортное машиностроение области ЗАО «Трансмашхолдинг»  и реализацию им программы технической  модернизации крупнейших предприятий Московской области, таких как ОАО «Метровагонмаш», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод».

Информация о работе Тяжелая промышленность Подмосковья