Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание

Роль транспорта в экономике России. Развитие транспортной системы. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя.

Содержание

Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике
1.1 Структура транспортного комплекса России
1.2 Роль железнодорожного транспорта в экономике страны
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны
1.4 Роль водного транспорта в экономике страны
1.5 Роль трубопроводного транспорта
1.6 Роль воздушного транспорта в экономике страны
Глава 2. Размещение транспортного комплекса России
2.1 Размещение железнодорожного транспорта России
2.2 Размещение автомобильного транспорта России
2.3 Размещение водного транспорта России
2.3.1 Размещение морского транспорта
2.3.2 Размещение внутреннего речного транспорта
2.4 Размещение трубопроводного транспорта России
2.5 Размещение воздушного транспорта России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
транспорта России
3.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта России
3.2 Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России
3.3 Проблемы и перспективы развития водного транспорта России
3.3.1 Проблемы и перспективы развития морского транспорта
3.3.2 Проблемы и перспективы развития ледокольного флота России
3.3.3 Проблемы и перспективы развития траулерного транспорта
3.3.4 Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта
3.5 Проблемы и перспективы развития авиационного транспорта России
Заключение
Приложения
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.01 Кб (Скачать документ)

      За  последние 10 лет этот сектор экономики  рос невиданными темпами. Но, не смотря на темпы его роста у него большое количество проблем. Одной из  главных является качество и количество наших дорог. Необходимо повышать плотность дорожной сети и поддерживать имеющиеся дороги в хорошем состоянии.

      А это не просто, учитывая то, что большинство  дорог и так очень загружены. Их пропускная способность превышает нормативную в 1,5-2 раза. Наличие в автомобильном парке России большого количества грузовых автомобилей также требует хорошего качества автодорог, в частности их жесткость. При поддержке администраций округов вводятся в строй новые дороги, так как дороги являются по своей сути «кровеносными сосудами» автомобильного транспорта. [21, c355]

      Поступления в бюджет зависят от объема международных  перевозок. А так как 28 процентов внешнеторговых перевозок приходится именно на автомобильный транспорт, то ему надо уделять больше внимания.

      Россия  возит грузы в 46 стран мира. Российские автомашины на международных линиях перевозят около 6 млн. т. грузов и 4 млн. пассажиров в год.

Транспортные  затраты в стоимости товаров  перевозимых автотранспортом составляют 16-18 процентов. Если учесть, что стоимость грузов перевозимых международным автомобильным транспортом 30-32 млрд. долларов, то выручка транспортных компаний должна примерно составлять 5 млрд. долларов. Так кому же достается «лакомый кусок» от перевозки?

      За  последние 20 лет, после распада СССР, доля российских участников рынка международных  перевозок сокращалась. В целом доля российских перевозчиков в объеме перевозок сократилась почти втрое. Этому сокращению способствовало множество причин. Это и низкая конкурентоспособность российских перевозчиков, и захват российского рынка перевозчиками-«транзитниками» из стран СНГ, отсутствие контроля над иностранными перевозчиками со стороны российской транспортной инспекции, и недостаток разрешений на въезд в отдельные страны, и слабое развитие сервисных услуг,  и криминально-чиновничий рэкет и многие другие. [16]

      Одна  из основных причин низкой конкурентоспособности  российских перевозчиков – отсутствие отечественных автомашин, пригодных для международных перевозок. К автомобилям в этой сфере предъявляются очень жесткие требования. Отечественная промышленность пока не в состоянии производить грузовые автомобили, соответствующие правилам Европейской экономической комиссии.

      Приходится  импортировать тягачи мировых производителей. Но ввозные пошлины делает ситуацию приобретения тягачей еще более тяжелой. В результате всех сборов грузовик обходится российскому перевозчику в 160-165% цены, по которой приобретали зарубежные конкуренты.

      Другая  причина низкой конкурентоспособности  российских перевозчиков – чрезмерно высокий уровень налогов. Так,  в странах Западной Европы совокупный налог в эксплуатации одного транспортного средства составляет порядка 200-1500 евро в год. В России этот налог достигает 8000 евро.

      Оставаться на плаву перевозчикам пока помогают сравнительно низкая стоимость топлива и небольшая заработная плата работающих на международных перевозках.[16] Неплохо было бы позаимствовать опыт у белорусов и прибалтов, где для участников международных автомобильных перевозок  применяют щадящие налоги, а таможенные пошлины на приобретаемые иностранные грузовые автомобили вообще отменены. В результате,  во-первых, они приобрели такое количество подвижного состава, что сравнялись с Россией, во-вторых, устанавливая более низкие, чем у россиян тарифы, они захватили наш рынок. Так, что нашему правительству и министерству транспорта нужно делать соответствующие выводы и что-нибудь предпринимать, иначе доля отечественных перевозчиков будет уменьшаться, да и поступления 1 млрд. долларов в год были бы не лишними российскому бюджету. Рассмотрение автодорожного комплекса страны не будет полным без изучения положения дел в производстве автотранспортных средств. К ним относят ГАЗ (Нижний Новгород), КАМАЗ (Набережные Челны), АвтоВАЗ (Тольятти), Москвич (Москва), ИжМАШ (Ижевск), КАВЗ (Курган), ПАЗ (Павлов), УРАЛАЗ (Миасс) и др. У большинства из этих предприятий автомобильной промышленности большое количество проблем: задолженность перед бюджетом, плохое качество сборки, устаревшая морально продукция, которая не соответствует современным требованиям и тд. Россия имеет большой рынок для потребления автомобилей.

      Российские  автомобили просто хлынули на рынок  после августа 1998 года, опережая своих зарубежных аналогов дешевизной. Но дешевое еще не означает качественное. Многие ломаются, только выехав из гаража автомагазина.

      Попыткой  проинвестировать отечественное автомобилестроение является сотрудничество с зарубежными компаниями. Так сотрудничают ГАЗ и ФИАТ, «General Motors» и ЕЛАЗ, Фольксваген (в лице «Шкоды») и ИжМАШ. ОАО ГАЗ и канадско-австрийский концерн «Магна-Штайр» подписали в Вене рабочее соглашение крупносерийного производства дизельных двигателей «ГАЗ-560 Штайр». Их производство намечено наладить на уровне 250 тыс. штук в год. Этими двигателями намечено оснащать большинство автомобилей Горьковского автозавода. Завод малолитражных автомобилей «ОКА», входящий в КАМАЗ наращивает производство. Сейчас объем их выпуска составляет 28 тыс. в год. Также этот завод планирует модернизировать малолитражки, улучшая тем самым их качество.

Уже сейчас по желанию клиента можно оснастить  свой автомобиль другим двигателем, молдингами и тд. В Москве при поддержке правительства Москвы предполагается налажен грузовых автомобилей VOLVO. Импортные автодетали со временем предполагается вытеснить отечественными. [17]

      УРАЛАЗ  сотрудничает с IVECO. Уже сейчас можно  приобрести УРАЛ с более современным и мощным двигателем, тем самым увеличить качества грузового автомобиля.

      АвтоВАЗ сотрудничает с компаниями «Ford» и  «General Motors». Сотрудничество с «General Motors» предполагает вложение денег американским автогигантом в производство новой «Нивы». Выпуск этого автомобиля позволит АвтоВАЗу поправить свое финансовое положение. И уже сейчас выстроились огромные очереди на покупку этого автомобиля.

      Правительство нашей страны принимает меры для  большего привлечения инвестиций. Для инвесторов существует так называемый «режим свободного вклада», то есть освобождение от пошлины и налогов с ввозимого оборудования и комплектующих для автомобилей.

      Заводы требуют инвестиций, а совместные проекты с «Мерседесом» и другими партнерами пока не привели к буму. Российско-немецкий проект по производству «Мерседесов» в городе Голицыно не оправдал своего ожидания. Российские автотранспортные предприятия просто не покупали эти автобусы из-за их довольно высокой цены. Проект провалился и нам по-прежнему приходится пользоваться устаревшими автобусами, не отвечающими никаким требованиям. В России есть собственные марки автобусов, но их качество оставляет желать лучшего.

      Но  все же, несмотря на все трудности  автомобильного транспорта, этот вид транспорта является одним из наиболее перспективных и развивающихся отраслей российской экономики. Развивать эту отрасль и поддерживать ее является одной из важнейших задач России.

      Согласно  Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» Подпрограмма «Автомобильные дороги» – строительство и реконструкция:

  • отдельных участков автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска;
  • отдельных участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы;
  • автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи до границы с Грузией (на Тбилиси);
  • центральной автомагистрали г.Сочи «Дублер Курортного проспекта» - строительство от 172-го километра федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи (р. Агура);
  • отдельных участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 «Байкал» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы;
  • автомобильной дороги М-60 «Уссури» - от Хабаровска до Владивостока;
  • отдельных участков автомобильной дороги «Колыма» от Якутска до Магадана.
 

3.3 Водный  транспорт.

3.3.1 Морской флот. 

      На  сегодняшний день суда морского флота  России сильно изношены. Средний возраст более чем 350 из них превысил 19 лет. Средний же возраст более чем 600 судов составляет 23 года. При этом нормальный срок их жизни составляет 20 лет. За пределами этого срока степень изношенности судна делает нерентабельным ремонт старого корабля.

      Приведенные данные свидетельствуют, что экономическая  ситуация, сложившаяся в торговом флоте России, очень неблагоприятна. Требуется немедленное принятие срочных мер, направленных на обновление торгового флота страны в целях недопущения его потери за какие-нибудь 10 лет. Для воспроизводства торгового флота России, его обновления и расширения необходимы значительные финансовые средства. Их получению призвано служить планируемое внедрение потоннажного сбора, являющегося своеобразным и единственным налогом об эксплуатации новых российских судов.

      Условием  реализации таких намерений правительства  является разработка закона и устава российского международного реестра. Наряду с этим прорабатывается идея создания второго реестра для вновь строящихся торговых судов России.

      Подобные  меры практикуются во всем мире и, особенно в странах, испытывающих растущую конкуренцию на рынках морских грузоперевозок. [21, c365]

      Составление реестра судов призвано не допустить их «ухода» под юрисдикцию других стран. В настоящее время многие российские суда уходят под оффшорные юрисдикции. Под иностранными флагами по некоторым оценкам работает около половины российского торгового флота. Такому переходу в оффшорные компании способствует низкий уровень налогообложения в них доходов судоходных компаний. Число стран, представляющих такого рода льготы, стремительно растет. Наряду с Панамой, Либерией, Маршалловыми островами, в их число вошел Люксембург. Стимулом нахождения в оффшорных зонах служит увеличением прибыли от эксплуатации судов в 2,6-3 раза и получение, соответственно, средств для строительства новых судов. Наряду с отмеченным преимуществом, регистрация российских судов в оффшорных зонах дает и другие. В частности, она позволяет рассчитывать на получение долгосрочных иностранных кредитов в связи с закладкой нового судна. Такого рода кредиты предоставляются сроком на 8-10 лет и способны покрыть до 80 % стоимости строительства судна.

      Проводимая  недавно транспортная политика дорого обходится российским

судоходным  компаниям. Их доля рынка снизилась за последние 9 лет с 70 до 6 процентов, упав на 64 процента. Высокие налоги и таможенные пошлины препятствуют закупке импортного оборудования для российских морских флотов, заставляя терять доходы.

      Созданием международного реестра судов планируется  решить эти проблемы. Создание реестра представляет собой форму разумного протекционизма, необходимого в условиях сложившейся ситуации в России. Развитие протекционизма в заданном направлении экономически выгодно нашей стране, призвано служить также к присоединению России к конвенции «О морских налогах и ипотеках». Такое присоединение способно обеспечить необходимые гарантии тем инвесторам, которые пожелают строить суда на российских судоверфях. 

3.3.2 Ледокольный флот.

                  

      Еще больше проблем и у и ледокольного флота России, являющегося составной частью водного транспорта. Ему, как и другим флотам России, свойственна проблема старения судов. Например, в 2000 году вырабатывает свой ресурс самый старый из ледоколов России – «Арктика», построенный еще в 1974 году. Строительство нового займет не менее 7 лет, а обходится в 200-250 млн. долл.

в зависимости  от типа судна. Ледоколам периодически необходима перезарядка и капитальный ремонт. Для перезарядки ледоколов «Ямал», «Россия», «Таймыр» и «Советский союз» требуется около 200 млн. руб. Эти и другие затраты относятся к категории необходимых, так как ледокольный флот необходим России с ее обширными территориями. Без него невозможно перспективное развитие Северного морского пути. С помощью ледоколов ежегодно осуществляется северный завоз в отдаленные труднодоступные территории Крайнего Севера России, где продолжают жить немало наших сограждан.

             Учитывая актуальность проблемы, правительство разрабатывает  программу мер, направленных на продление ресурса судовых ядерных установок ледокольного флота совместно с Минатомом и Минэкономики. Разрабатываются технико-эксплуатационные характеристики улучшенного «ледокола XXI века».

       Согласно этому проекту намечено создать универсальный тип атомохода. Такие ледоколы смогут прокладывать путь не только в морях, но и в устьях рек. [21, c339]

      В целом же, если делать вывод по ледокольному флоту, то он адаптируется к новым условиям хозяйствования, переживая финансовые трудности. К сожалению, сейчас этому составляющему водного транспорта не уделяется должного внимания, хотя такое должно быть в обязательном порядке.

Информация о работе Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития