Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание

Роль транспорта в экономике России. Развитие транспортной системы. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя.

Содержание

Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике
1.1 Структура транспортного комплекса России
1.2 Роль железнодорожного транспорта в экономике страны
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны
1.4 Роль водного транспорта в экономике страны
1.5 Роль трубопроводного транспорта
1.6 Роль воздушного транспорта в экономике страны
Глава 2. Размещение транспортного комплекса России
2.1 Размещение железнодорожного транспорта России
2.2 Размещение автомобильного транспорта России
2.3 Размещение водного транспорта России
2.3.1 Размещение морского транспорта
2.3.2 Размещение внутреннего речного транспорта
2.4 Размещение трубопроводного транспорта России
2.5 Размещение воздушного транспорта России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
транспорта России
3.1 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта России
3.2 Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России
3.3 Проблемы и перспективы развития водного транспорта России
3.3.1 Проблемы и перспективы развития морского транспорта
3.3.2 Проблемы и перспективы развития ледокольного флота России
3.3.3 Проблемы и перспективы развития траулерного транспорта
3.3.4 Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта
3.5 Проблемы и перспективы развития авиационного транспорта России
Заключение
Приложения
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.01 Кб (Скачать документ)

      В последнее время автомобильный  транспорт наращивает объемы перевозимых грузов. Так, например, российская почта предприняла попытку перехода перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как автомобильный транспорт является в этом случае более дешевым, удобным, маневренным, чем другие виды транспорта. 

    1.4.Водный транспорт

            

      Водный  транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется  на торговый флот и траулерный, или промысловый.

     Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение. При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. [21, c330]

      Структура перевозимых грузов морским видом  транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

      Внутренний  водный транспорт  в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

  В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально- строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок. 

    1.5.Трубопроводный транспорт 

      За  последние 15-20 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефте -, продукто-, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

      Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов

по кратчайшему  расстоянию практически вне зависимости  от рельефа территории. 

    1.6.Воздушный транспорт 

      В транспортной системе России воздушный  транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.

      Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

      В общем же о работе транспорта можно  судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.  

2. Размещение  транспортного комплекса России 

      В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.  Рассмотрим размещение каждого вида транспорта более подробно. 

2.1 Железнодорожный  транспорт 

      Как уже было сказано ранее железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2, поэтому довольно высока их грузонапряженность.

      Первые  железный дороги были построены в России в середине 19 века. В 1837 году, через 12 лет после начала движения на первой в мире железной дороге общего пользования Стоктон – Дарлингтон в Англии, была открыта «экспериментальная» железнодорожная ветка Петербург – Царское село,  а в 1851 году – первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург.

      Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт  России превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз.

      Основной  каркас железнодорожной сети был  сформирован во 2-ой половине 19 – начале 20 века. Железные строились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также с морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. [20, c290]

      Транспортные  связи центра обеспечили дороги на следующих направлениях:

1) Центр-Запад:  Москва – Смоленск – Минск  – Брест (1871); Москва – Ржев – Великие Луки – Виндава.

2) Центр-Север:  Москва – Ярославль – Вологда  (1872), продолженная в 1898 году до Архангельска; Дорога через Санкт-Петербург: Волхов – Петрозаводск – Мурманск;

4)     Центр-Юг: Москва – Рязань –  Козлов (Мичуринск) – Воронеж  – Ростов-на- Дону – Владикавказ (1875), с ответвлением от Козлова на железнодорожную ветку Тамбов – Саратов, продолженная 1894 году от Владикавказа на Махачкалу и Баку, что обеспечило первый транспортный выход на Закавказье: Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Севастополь с ответвлением от Курска на Киев.

4) Центр-Восток: Москва – Нижний Новгород; Москва – Сызрань – Самара – Оренбург (1877 г.) с ответвлением от станции Кшень на Уфу – Челябинск (1892) – Екатеринбург. Были также построены отдельные железные дороги для обеспечения экспортных поставок зерна через морские порты Балтийского и Черноморского бассейнов, и они имели соответственно хордовую направленность. Например, Риго-Орловская дорога: Волгоград – Орел – Смоленск – Витебск – Рига (1871 г.). В 1878 году было начато железнодорожное строительство на Урале, где Горьковская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург соединила основные металлургические заводы с Волго-Камским водным путем. В 1885 году она была продолжена до Тюмени. Для надежной транспортной связи Урала с северо-западом

России  была построена широтная железная дорога Пермь – Киров – Вологда  – Санкт-Петербург. [20, c292]

      Особое  значение для формирования единой железнодорожной  сети России,

заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока, имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, начатое одновременно в 1892 году с запада Челябинска через Новосибирск – Красноярск – Иркутск (1899) и с востока Владивостока на Хабаровск (1897). Сквозное сообщение по ней было открыто в 1916 году после завершения строительства Амурской железной дороги от Забайкалья до Хабаровска. Построенная в 1913 году линия Тюмень – Омск обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России через Екатеринбург.

      Транспортный  выход в Центральную Азию на Закаспийскую железную дорогу обеспечила магистраль Оренбург – Ташкент, построенная в 1906. В советский период основное железнодорожное строительство переместилось в восточную часть страны. Для укрепления транспортных связей были проложены дополнительные железнодорожные линии, которые позволили создать два новых выхода из центра на Урал: Москва – Казань – Екатеринбург и Москва – Котельничи – Киров – Пермь.

      Крупнейшей  стройкой первой пятилетки было завершено  строительство второго выхода из центральной Азии на железнодорожную сеть России Туркестано-Сибирской магистрали: Луговая (станция около Алма-Аты) – Семипалатинск и далее Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск. Пуск этой железной дороги кардинально изменил направление специализации хозяйства большинства среднеазиатских республик, открыв прямую дорогу на юг сибирскому хлебу, что позволило высвободить местные сельскохозяйственные земли для расширения посевов хлопчатника.

      Активно шло железнодорожное строительство  и в годы Великой отечественной войны, когда были построены Печорская магистраль: Коноша (станция на линии Вологда – Архангельск) – Котлас – Воркута, давшая возможность освоения Тимано-Печорского бассейна; «Волжская рокада»: Свияжск – Сызрань – Саратов – Волгоград, прошедшая по правому берегу Волги и ставшая своеобразным дублером Волжской речной магистрали; Линия Кизляр – Астрахань, обеспечившая связь Поволжья с Северным Кавказом; Железная дорога из Казахстана на Урал: Акмолинск – Карталы дала выход карагандинскому углю на уральские металлургические заводы.

      Железная  дорога Гурьев – Николь обеспечила железнодорожные поставки нефти с Эмбинского месторождения на Урале. В после военное время основные железные дороги строились к Востоку от Урала. Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком основное внимание уделялось формированию широтных  дублеров Транссибирской магистрали и прежде всего Южно-Сибирской магистрали: Карталы (станция в Челябинской области) – Акмолинск – Павлодар – Барнаул – Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х начале 60-х была продолжена на восток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на Усть-Кут. В 1974 –1984 года эта железная дорога была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль» (БАМ). Ее восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до советской Гавани был построен еще в 1945 году. [20, c293]

      Таким образом, к началу 90-х годов к  востоку от Урала практически  закончено (не сдан в эксплуатацию самый длинный на трассе БАМа Северо-Муйский тоннель) формирование на территории России второй широтной трансазиатской железнодорожной магистрали, которая оказывает огромное влияние на освоение территорий юга Сибири и Дальнего Востока.

      Для освоения нефтяных и газовых месторождений  Западной Сибири в 70-е 80-е года была построена крупная Северная железная дорога: Тюмень – Сургут – Нижневартовск – Уренгой – Ямбург.

      В настоящее время железную дорогу России принято разделять на 17 отдельных железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно- Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская. [18, c2-10].

  Каждая из этих железных дорог населенные пункты, промышленные центры и предприятия. Рассмотрим эту взаимосвязь на примере Московской железной дороги. Московская дорога обслуживает предприятия г. Москвы, Московской, Рязанской, Тульской, Орловской, Курской, Брянской, Смоленской и Калужской, а также Александровского и Киржачского районов Владимирской области. Общая территория составляет 281,4 тыс. км2 с населением 24,9 млн. человек.

      Эксплуатационная  длина железнодорожных путей 9103 км (10,6% всей сети), густота путей на Московской дороге равна 32,8 км на тыс. км2  площади (в среднем по стране этот показатель равен 5,1 км/ тыс. км2). Конъюнктуру перевозок грузов в районе определяют природные и экономические факторы. В районе тяготения Московской дороги расположены Подмосковный бассейн по добыче бурого угля и торфяные разработки. В Курской области размещены сырьевые месторождения железной руды. В Московской, Смоленской, Тульской, Калужской областях добываются камни строительные, известняковая мука для удобрений и цемента. Кроме того, в карьерах рек здесь добываются строительные материалы, такие как песок, щебень и др. В пределах Московской дороги расположен крупный топливно-энергетический комплекс, включая Московский и Рязанский НПЗ, Подмосковный угольный бассейн, а также 16 станций Мосэнерго, Тулаэнерго, две Орелэнерго, три станции Смоленскэнерго и тд.

      В Москве, Московской и Тульской областях сосредоточены крупные предприятия машино- и станкостроения, металлообработки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления. Крупные предприятия машиностроения расположены в Калужской области. В брянской области находится крупное предприятие по производству цемента. Крупные погрузочные ресурсы расположены в Тульском, Новомосковском, Воскресенском, Вяземском, Калужском и Брянском узлах. Все эти различные предприятия нужно связать транспортными путями, что и делает в данном случае Московская железная дорога. [13, c51-54] 

Информация о работе Транспортная система России как фактор ее социально-экономического развития