Территориальная организация населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Содержание

I. Введение………………………………………………………стр.3
II. Положение России в современном мире……………………стр.7
III. Россия и страны СНГ………………………………………..стр. 16
IV. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………………….стр.19
V. Заключение………………………………………………….стр.26
VI. Список литературы…………………………………………стр.27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по территор.организации населения.docx

— 53.78 Кб (Скачать документ)

В условиях все  нарастающих дезинтеграционных тенденций в отношениях России и стран СНГ особое значение приобретают так называемые транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает 
50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов. 
На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.                                         Еще один традиционный приоритет внешней политики России - Европа. Мы неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и экономического реформирования.

  Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение. При этом эксперты называют несколько основных направлений  сотрудничества России и ЕС.

  Наиболее  важные для России направления сотрудничества с ЕС ( в %) 

    • 80,0 - Участие России в общеевропейских технологических проектах (авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)
    • 64,3 - Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью
    • 56,7 - Укрепление системы общеевропейской безопасности
    • 54,3 - Отмена остаточной дискриминации в торговле
    • 38,6 - Расширение формата и повышение результативности политического диалога
    • 29,5 - Военно-техническое сотрудничество (с учетом перспективы создания "европейской оборонной идентичности")
    • 26,2 - Развитие культурных обменов
    • 19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала сторон
    • 19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты
    • 17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС ("европейское информационное общество")
    • 11,9 - Превращение Калининградской области в "пилотный регион" для отработки механизма взаимодействия с ЕС

  Однако, не смотря на мнение экспертов о приоритетности научно- технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики» во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от  24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с 
Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС».

  Что же касается форм коллективной безопасности, приемлемых для России, то российские эксперты продолжают искать решение проблем  европейской коллективной безопасности, прежде всего по линии ОБСЕ (54,3%), а также оборонительного союза  стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому, связано  с очевидной неэффективностью миротворческой операции НАТО в Косово, стимулировавшей  поиск иной стратегии безопасности либо вне НАТО, либо путем ее нейтрализации.

  Формы европейской коллективной безопасности, наиболее приемлемые для России, в %

    • 54,3 - ОБСЕ как собственная европейская система безопасности
    • 51,0 - Оборонительный союз в рамках СНГ
    • 31,9 - Программа "Партнерство во имя мира" (Россия и НАТО)
    • 25,2 - Миротворческие контингенты ООН, располагаемые в Европе
    • 23,3 - Европейские силы быстрого реагирования, создаваемые в настоящее время
    • 15,7 - России не следует входить ни в какие европейские военно- политические структуры
    • 12,4 - Структуры НАТО (полноценное вхождение)

  Россия  не может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение безопасности границ; сохранение стабильности в  прилегающих к ним районах, характеризующихся  достаточно высоким конфликтным  потенциалом; использование экономического сотрудничества с азиатскими государствами  для модернизации национальной экономики, прежде всего в восточной части  России. Важнейший наш ресурс - взаимопонимание  с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как один из важных центров складывающейся системы международных отношений. 
Необходимо последовательно вести дело к подписанию Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия, поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия. Нельзя не обратить внимания и на нарастание геополитических противоречий в Азиатско- тихоокеанском регионе между США и КНР. Наступающей стороной является Китай, который стремительно накапливает совокупную мощь и все напористее проецирует ее на регион. Не случайно КНР втянута почти во все острые проблемы АТР: "узлы" напряженности, гонку вооружений, распространение ракетного оружия, межэтнические конфликты. Именно азиатское направление внешней политики большинство экспертов считает наиболее приоритетным:

  Оценка  приоритетности целей внешней политики России ( в %)

    • 66,7 - ориентация на установление стратегического партнерства с ведущими азиатскими державами (Индия и Китай)
    • 65,2 - ориентация на установление стратегического партнерства с Европой
    • 57,1 - активная защита русского населения в странах СНГ
    • 48,6 - ориентация на установление стратегического партнерства с США
    • 42,9 - налаживание партнерских отношений с НАТО
    • 36,1 - вхождение полноправным членом в "объединенную Европу"
    • 24,4 - создание условий для воссоединения всего русского населения в России.

  Главным национальным приоритетом России является укрепление национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых слабых звеньев  российской внешней и внутренней политики. Образ угрозы прочно ассоциируется  как с деятельностью определенных внешнеполитических субъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и с внутренними  процессами - растущее отставание России по уровню научно- технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособности  ее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видят важнейшие  национальные интересы нашей страны, причем за последние несколько лет  акценты сильно сместились в сторону  усиления «личного» положения России на мировой арене и решения  внутренних проблем (табл. 5).

  Таблица 5Динамика целей, к которым должна стремиться Россия,  
исходя из национальных интересов, в ближайшие 10-15 лет ( в % ) 
 

  
  Суждения 1993   1996 2001  
Вернуть статус супердержавы,какой был СССР 4   7 13  
Войти в первую пятерку наиболее

развитых стран

55
    57
      21
Войти в число 10-15 экономически развитых стран мира, таких, как Испания, Южная Корея, Бразилия и т.п 30
    24
      28
Стать лидером в рамках СНГ   6 6   5  
Отказаться  от каких-либо глобальных претензий, сосредоточив главное внимание на решении внутренних проблем 4
    2
      24
Затруднились  ответить 1
    3
      9
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Заключение

  События последних месяцев во многом превзошли  самые смелые прогнозы и предположения. Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная акция США в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как России, так и всех остальных стран мира. Еще несколько месяцев назад присутствие сил НАТО в странах Средней Азии таких, как Узбекистан и Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность. 
Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.

  Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи с этим на первое место в международных  отношениях выходит военно-техническое  сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений.

  Конфликт  двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.

  Мир вступил  в новый XXI век с еще большим  количеством глобальных проблем, и  не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым  государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет России. 
 
 
 

  1. Список  литературы

  1. ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ  (Аналитический доклад РНИСиНП по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта). 
2. Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на Втором Петербургском экономическом форуме). 
3. Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления" 5/01). 
4. О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер правительства РФ). 
5. Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения. Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г). 
6. Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000) 
7. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД России) 
8. Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр Стратегических Разработок, 1999-2000)

Информация о работе Территориальная организация населения