Территориальная организация населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Содержание

I. Введение………………………………………………………стр.3
II. Положение России в современном мире……………………стр.7
III. Россия и страны СНГ………………………………………..стр. 16
IV. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………………….стр.19
V. Заключение………………………………………………….стр.26
VI. Список литературы…………………………………………стр.27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по территор.организации населения.docx

— 53.78 Кб (Скачать документ)

      Сферы, в  которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке в ближайшие 8-10 лет, в %

      • 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)
      • 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)
      • 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)
      • 36,7 - атомная энергетика
      • 27,6 - наука и высокие технологии
      • 18,6 - энерготранспортная инфраструктура
      • 15,2 - культура и образование

  В последние  годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого  производства. Россия выбивается в  мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. 
Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. 
За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента. 
Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.                                                                                                    Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. 
Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России можно условно разделить на несколько групп:

      1. К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию.
      2. Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.
      3. Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.
      4. Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это -Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.
      5. Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.

  Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад  число считающих США дружественной  страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения  США к России как недружественные, выросла в настоящее время  более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них- балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во- вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.                                                                    Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние пять лет почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г). 
В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:

  • Задолженность России Германии.
  • Так называемый "Калининградский фактор".
  • Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО
  • Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.)
  • Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).

  Немало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств:

  Основные  причины сложностей в отношениях России и ЕС (в %) 

    • 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.
    • 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
    • 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.
    • 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских делах, неприемлемый для ЕС.
    • 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в европейские структуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Россия  и страны СНГ

  Нельзя  назвать безоблачными и отношения  России со странами СНГ, 
Балтии и бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет после образования СНГ страны- участницы находятся дальше друг от друга и прежде всего от России.            За десятилетие своего существования СНГ пережило несколько этапов:

    1. Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово- экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются.
    2. Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский

  Союз. В рамках же Содружества отношение  к принимаемым совместным решениям становится все более жестким  и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами  появляется стремление установить более  тесные связи. Это выражается в образовании  Таможенного союза трех стран  и Центральноазиатского экономического сообщества.

  3.Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в

  Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.

  В настоящее  время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. В частности, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме             (в 1998 г. – 31,2%). 
При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%, Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Киргизии – 40, Молдовы – 65, Украины – 77%.

  Это отмечал и бывший председатель Федерального Собрания РФ Егор Строев на одном из экономических форумов: «Необходимо  в ближайшее время остановить неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ  доля взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а сейчас – 36,5%. Для сравнения: в  ЕС доля межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 61%».

  Тем не менее события последнего времени показывают лишь усиление дезинтеграционных процессов между странами Содружества. Политики и экономисты стран СНГ в своих программах развития ориентируются на Запад, и в частности на США. Россия же продолжает все больше удаляться от них, как в экономических, так и в политических сферах.

  Не последнюю  роль в этом процессе играют расширение НАТО и желание многих стран бывшего  соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить в Североатлантический Союз. И хотя вероятность вступления различных стран оценивается по разному, процесс расширения западных структур на основе НАТО представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом создания Европы без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки, касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом значительно превышают оценку их сближения с Россией (табл. 4).

  Таблица 4  Оценка экспертами политического будущего государств Восточной Европы и постсоветского пространства ( в % )

  
Страны Они будут сближаться с западным сообществом и в  перспективе войдут в НАТО Они постепенно будут сближаться с Россией
Страны  Балтии 88,6 4,8
Румыния 83,3 10,5
Грузия 58,1 28,1
Югославия 51,4 40,0
Азербайджан 42,9 42,4
Украина 29,0 63,3
Казахстан 12,4 79,5
Армения 9,5 82,9
Белоруссия 2,4 92,4

   
Не смотря на достаточно непримиримую позицию России в отношении расширения НАТО, у нее, к сожалению, нет альтернативы против вступления стран-республик бывшего СССР в Североатлантический блок, кроме СНГ, образования, как отмечалось выше, скорее временного.

  1. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса

Несомненно, что  главным для России региональным приоритетом является постсоветское  пространство - в силу исторических, геополитических, экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для  упрочения наших позиций на пространстве СНГ.                                                     Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению. 
Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей на постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции – создающийся Союз России и Белоруссии.                                         В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно- политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом».

Информация о работе Территориальная организация населения