Специфика Северного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение конкретной специфики Северного экономического района, а также его места во всероссийской экономической системе.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решен ряд задач:
рассмотреть общую характеристику района;
изучить промышленность и сельское хозяйство района;
рассмотреть транспорт Северного района;
изучить перспективы развития туризма в этом регионе.

Содержание

Введение:……………………………………………………..стр.2
Общая характеристика региона…………………………….стр. 3-4:
1.Природные условия и ресурсы……………………………………..стр.3 - 4
2. Население…………………………………………………………....стр. 4
III. Промышленность и сельское хозяйство……………………...стр.5-13:
1. Топливная промышленность……………………………………….стр.7-8
2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность……………..стр.9
3. Черная и цветная металлургия…………………………………….стр.9-10
4. Машиностроение…………………………………………………...стр.10-11
5. Химическая промышленность……………………………………..стр.11-13
IV. Транспорт …………………………………………………..стр.14-15
V. Перспективы развития туризма в регионе………………...стр.16-17
VI. Заключение………………………………………………….стр.18
VII. Список литературы ………………………………………...стр.19

Работа состоит из  1 файл

ЭГХ Северного ЭР.docx

— 40.38 Кб (Скачать документ)
    1. Транспорт:

Транспортная  система Северного района представлена всеми видами транспорта. Но в отличие  от других районов европейской части  России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы, хотя железные дороги в грузообороте района занимают видное место. По территории района проходят две меридиональные железные дороги: Москва - Архангельск и Санкт-Петербург -- Мурманск. Эти дороги занимают ведущее место в осуществлении связей с остальными регионами страны. В годы Великой Отечественной войны были построены Печорская магистраль (Воркута – Ухта – Котлас - Коноша), связавшая Печорский бассейн с магистралью Москва - Архангельск, и железная дорога Беломорск -Обозерская, соединившая две меридиональные магистрали: Москва -Архангельск и Санкт-Петербург -- Мурманск. В послевоенный период были введены в эксплуатацию дороги, имеющие местное внутрирайонное значение (а некоторые и сейчас находятся в стадии строительства): Воркута  - Хальмер-Ю; Микунь - Сыктывкар; Микунь - Кослан; Архангельск - Карпогоры  - Мезень; Шоткуса -- Мегрега; Сосногорск - Троицко-Печорский и др.

Большое значение для внутренних перевозок имеет  речной транспорт. Основные судоходные реки - Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озера - Ладожское, Онежское. Создан Беломорско - Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. По водным путям осуществляются перевозки громоздких транспортоемких грузов, в основном леса, руды, угля, строительных материалов.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск - Мурманск и Вологда -- Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт. Действуют нефтепроводы: Вой - Вожский  - Ухта; Тэбук - Ухта, Ярославль - Кириши; газопроводы: Вой – Вожский - Ухта; Вуктыл – Ухта – Рыбинск - Торжок; Ухта - Ярославль и др. По территории Северного района проходит газопровод из Западной Сибири: Уренгой - Надым - Вуктыл - Центр.

Приморское положение  Северного района способствует развитию морского транспорта. На территории района находятся крупнейшие морские порты  Мурманск и Архангельск, через которые  осуществляются экспортно-импортные  связи России со многими странами мира. Архангельск - самый крупный лесоэкспортный порт России. Мурманск - важнейший рыбный порт страны. В Северном районе начинается Северный морской путь России, по которому осуществляются перевозки грузов вдоль Арктического побережья и далее по дальневосточным морям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Перспективы развития туризма в регионе:

Перспективы развития Северного района, прежде всего, связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Для добычи нефти и газа будут построены платформы морской добычи с привлечением инвестиций зарубежных стран, в частности Норвегии. Будет использован и передовой опыт компаний, добывающих нефть и газ в Северном море, в частности, опыт в сооружении платформ. По дну моря будут проложены трубопроводы к побережью. Очень перспективен район Варандей-море. В настоящее время там уже пробурены две скважины и получен промышленный приток нефти. Запасы Варандей-моря оцениваются примерно в 36 млн.т. Освоение Штокмановского месторождения намечается с привлечением иностранных фирм. Ведутся переговоры с американцами, французами, норвежцами, финнами.

Перспективы развития Северного района связаны также  с освоением месторождения алмазов.

По-прежнему район  будет занимать одно из самых важных мест в развитии рыболовства и  рыбоперерабатывающей промышленности, а также в развитии отраслей лесопромышленного  комплекса.

В настоящее  время, как и в других районах  России, экономика Северного района переживает кризис, спад производства, что вызвано разрывом хозяйственных  связей, резким повышением цен на энергоносители, все возрастающими транспортными  тарифами, износом производственного  оборудования, потерей крупных государственных  заказов на продукцию оборонного комплекса.

В условиях становления и развития рыночных отношений важнейшей задачей являются структурная перестройка, конверсия оборонных предприятий, переориентация их на выпуск продукции для отраслей рыночной специализации региона и для населения.

Важнейшей задачей  в освоении новых уникальных ресурсов являются бережное отношение к северной ранимой природе, недопущение разрушения экосистемы, разработка и выполнение специальных программных экологических  мероприятий по охране природных  ресурсов и рационального природопользования.

Не менее важные задачи - реформирование форм собственности во всех сферах экономики района, развитие предпринимательства, создание конкурентной рыночной среды, привлечение инвестиций в развитие перспективных отраслей, всемерное развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Перспективы развития туризма в регионе достаточно низкие ввиду неблагоприятных для  этого климатических условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

VI.Заключение:

Северный экономический  район является очень важным стратегическим регионом России.

Несмотря на ряд положительных моментов, в  некоторых отраслях промышленности еще сильно влияние негативных тенденций, растет задолженность предприятий  перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

Среди факторов, ограничивающих рост производства, наиболее существенное влияние имеют недостаток денежных средств, отсутствие платежеспособного  спроса на производимую продукцию.

В настоящее  время в условиях становления  рыночных отношений и структурной  перестройки практически все  отрасли промышленности Северного  района испытывают острый кризис, выход  из которого, стабилизация и развитие производства обеспечат освоение уникальных природных богатств и, несомненно, привлекут  иностранные инвестиции.

Как промышленность, так и сельское хозяйство Северного  района испытывает спад производства. Трудно идут аграрные реформы. Государственные  хозяйства трансформируются в акционерные  общества, кооперативы. Зарождается  фермерское хозяйство. Благоприятные  условия для нормального функционирования всех форм собственности в аграрной сфере еще не созданы.

В условиях становления и развития рыночных отношений важнейшей задачей являются структурная перестройка, конверсия оборонных предприятий, переориентация их на выпуск продукции для отраслей рыночной специализации региона и для населения.

Перспективы развития Северного района прежде всего связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря.  
 
 
 
 
 

VII. Список литературы:

1. Артемов К.  Н. Экономическая география. - - СПб.: Питер, 2001. 280 с.

2. Карпов В.  Д., Пронин Е. А. География России. - М.: ЭКО, 1999. - 135 с.

3. Ленский Л.Л.  Введение в экономическую географию: - М.: Бита-Пресс, 2000. - 120 с.

4. Маслова А.  Р. Экономические регионы России. - М.: Гардарика, 2005. -158 с.

5. Пронцев Т. Р. Экономическая география - М.: Финансы и статистика, 2003. - 367 с.

Информация о работе Специфика Северного экономического района