Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство [2,73]. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

Содержание

Введение 2
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 3
1.1 Понятие и функции внешнеэкономической деятельности 3
1.2 Методы государственного регулирования внешней торговли 6
1.3 Экспортный контроль. 9
1.4 Система валютного контроля 13
2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

УПВ.docx

— 59.48 Кб (Скачать документ)

Снижение налогов с экспортеров - наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в  форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми и следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта - оно имеет два направления внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах.

К формам стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методам торговой политики относятся:

Субсидии - это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта.

По характеру выплат они  делятся на: прямые и косвенные.

Косвенные - это скрытое  датирование экспортеров через  предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат  импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

Кредитование - это скрытое  субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг - этот метод заключается  в продвижении товаров на внешний  рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен  существующих в этих странах.

Технические барьеры - это  скрытый метод торговой политики возникшие в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Экспорт и импорт обычно лицензируются. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.

Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или  вывоз, выдаваемое уполномоченным органом  госуправления конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки.

Генеральная - разрешение на ввоз или вывоз того или иного  товара в течении года без ограничений количества сделок.

Практически все промышленно  развитые страны имеют этот нетарифный метод [3,90]. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. 

Квоты - это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока.

Квоты бывают:

    • индивидуальными - ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
    •  групповыми - устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
    • Глобальными - когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
    • Экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутреннем рынке.
    •  импортные квоты - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.

Обычно политика импортных  квот легче поддается административному  управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить  в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.

Квотирование экспорта товаров  вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в Российской Федерации, для регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.

 

 

 

 

 

1.4  Система валютного контроля

 

Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия  на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые (валютные ограничения) государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны  государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для  контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок.

Международные расчеты - это  система организации и регулирования  платежей по денежным требованиям и  обязательствам, возникающим при  осуществлении внешнеэкономической  деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки  являются субъектами международных  расчетов, взаимодействующими между  собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных  отношений являются международные  договоры и нормы внутреннего национального законодательства.

Под валютой России подразумеваются  как собственно валюта РФ, так и платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в российской валюте. Под иностранной валютой подразумевается как собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.

Во внешнеэкономической  деятельности могут быть использованы следующие формы международных расчетов: наличный расчет, оплата в кредит, вексель чек, банковский перевод, расчет по открытому счету, аккредитивы и инкассо[5,2].

Валютное регулирование  включает порядок проведения валютных операций, формирования резервных фондов, валютный контроль; здесь действует российское законодательство о валютном регулировании и контроле. Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах Российской Федерации регулируется положениями, утвержденными Центральным банком России.

Валютные операции охватывают операции, связанные с: переходом  права собственности на валютные ценности; использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности; вывозом и пересылкой из нее за границу валютных ценностей, а также международными денежными переводами. Валютные операции подразделяются на текущие операции и связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже  валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов, кредитов, инвестиций; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.

К валютным операциям, имеющим  отношение к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.

Купля-продажа иностранной  валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах.

Общее руководство валютной политикой осуществляют Президент  и Правительство Российской Федерации, которые принимают законодательные  акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.

Главным исполнительным органом  валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации  и граждане.

Банк управляет валютными  операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории РФ и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка.

Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.

Контроль за правомерностью валютных операций производится Центральным банком России и Федеральной службой валютного и экспортного контроля. Уполномоченные банки осуществляют также валютный контроль в пределах своей компетенции. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям обязаны совершать также органы Федеральной Налоговой службы России. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении операций с валютными ценностями.

Основными направлениями  контроля является проверка: соответствия проводимых операций действующему валютному  законодательству и наличия необходимых для них разрешений; особенности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета, отчетности и документации по валютным операциям.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка Федеральная служба валютного и экспортного контроля может применять следующие санкции: наложение штрафа в размерах, установленных валютно-экономической комиссией; лишение банковских и иных финансовых учреждений лицензий на проведение операций в иностранной валюте; лишение предприятий полученных ими лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг); привлечение должностных лиц и граждан, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного регулирования, к уголовной и административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В мире существуют 3 основных режима валютного курса:

    • фиксированный,
    • плавающий
    • ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного  курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса центральный банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса  учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется "чистым" плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.

Информация о работе Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России