Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство [2,73]. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

Содержание

Введение 2
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 3
1.1 Понятие и функции внешнеэкономической деятельности 3
1.2 Методы государственного регулирования внешней торговли 6
1.3 Экспортный контроль. 9
1.4 Система валютного контроля 13
2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

УПВ.docx

— 59.48 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 2

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 3

     1.1   Понятие и функции внешнеэкономической деятельности 3

     1.2   Методы государственного регулирования внешней торговли 6

     1.3   Экспортный контроль. 9

     1.4   Система валютного контроля 13

2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России 18

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений. Поэтому особое значение приобретает государственное регулирование ВЭД как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Существует множество  теорий, затрагивающих различные  аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В связи с тем, что регулирование ВЭД преследует различные цели, существуют несколько форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.

Одной из важнейших функций  государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами[11,25].

Международные экономические  отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство [2,73]. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

1.1   Понятие и функции внешнеэкономической деятельности

 

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики [3,104].

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Одним из важнейших направлений  деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование  экономики направлено на решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения экономических функций.

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики [9,44].. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в  условиях экономического кризиса. Мировой  опыт показал, что выход из кризиса  возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно[1,84].

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику  в целом и внешнеэкономическую  деятельность, в частности, меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности признана в экономической  теории и подтверждена практикой  хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное  регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного  хозяйства оно представляет собой  систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики [5,47]. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями.

Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных  задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Методы государственного регулирования внешней торговли

 

     

Основной формой внешнеэкономических  связей считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров) [5,255].

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.      

Таможенная  пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

 

     Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.     

Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с внешним  рынком.      

Существуют  различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными являются:

  • по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные;
  • по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины)

 

     Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.     

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

  1. меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, компенсационные пошлины и сборы;
  2. меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
    • совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к наличию определенных стандартов (технических, санитарных норм, требования к упаковке, маркировке и т.д.), введению дополнительных таможенных формальностей, отсутствию возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям.
    • совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки: (специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, ограничения на накопление иностранной валюты, импортные депозиты, отсрочки импортных платежей, субсидирование и кредитование экспорта).

 

     Особое  место в ряду нетарифных методов  занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

  1. внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
  2. различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства.
  3. декретированная таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится  максимально ограничить использование  нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных  товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю.      

В развитых странах ряд видов квотируемой  продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции  ввозимой сверх этих квот, применяются  консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.      

Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.      

 

 

1.3 Экспортный контроль.

 

Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Экспорт - вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров [9,36].

Прямое финансирование экспортеров - осуществляется в виде доплат фирмам из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но так же средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка[7,37].

Косвенное финансирование экспортеров - производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и как правило, высоким ценам.

Информация о работе Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России