Шпаргалка по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 07:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Демография".

Работа состоит из  1 файл

Демография.docx

— 92.75 Кб (Скачать документ)

Также можно будет ожидать уменьшение числа многодетных и среднедетных семей, и появления большого числа однодетных и бездетных семей. Иными словами, будет происходить дальнейшее уменьшение потребности в детях как закономерного результата переориентации на внесемейные ценности.

 

31. Какие уроки можно  извлечь из опыта проведения  демографической политики.

Сочетание низкой рождаемости и  высокой смертности делает депопуляцию в России крайне глубокой и трагичной. Трагизм современной демографической ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция. В результате можно констатировать тот факт, что Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.

Этапы разработки демографической  политики:

• определение текущего состояния объекта управления, т.е. современной демографической ситуации и ее характеристик;

• определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

• разработка методов воздействия на демографические процессы, т.е. инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному;

• разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Основными принципами демографической  политики являются:

• принцип суверенности семьи,

• принцип общественного договора,

• принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,

• принцип единства целей федеральной и региональной политики

• принцип социального участия.

Стратегической, долгосрочной целью  демографической политики является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочнении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3—4 детьми, желательно многопоколенной.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет  и краткосрочные, тактические цели, которые можно выразить как социальную поддержку семьям, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы, которые мешают удовлетворению имеющейся у семей потребности в детях и ведет к росту заболеваемости и смертности  членов семей.

Демографическая политика разрабатывается  и осуществляется как комплекс взаимосвязанных  конкретных мер экономического, социального, административного, правового, пропагандистского  и просветительского характера.

• К социально-экономическим относятся меры по повышению уровня жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей. Они направлены на стимулирование определенного числа детей в семье (например, выплата детских пособий, единовременные выплаты при рождении ребенка, целевые кредиты на приобретение жилья, гибкий график работы и т.д.).

• Правовые меры призваны законодательно защитить права матери и ребенка, закрепить социальные стандарты и нормы в направлениях демографической политики.

• Просветительские меры призваны формировать общественное мнение, нормы и стандарты желательного демографического поведения, определять нужный демографический климат в обществе.

Важным событием в реализации семейно-демографической  политики стало принятие «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (Распоряжение Председателя Правительства РФ от 24 сентября 2001 г.). В данной концепции  поставлены цели стабилизации численности  населения страны и формирования предпосылок к последующему демографическому росту на основе увеличения ожидаемой  продолжительности жизни, улучшения  демографического здоровья населения, создание предпосылок для повышения  рождаемости, всестороннего укрепления института семьи как формы  гармоничной жизнедеятельности  личности.

Концепция нацеливает на «формирование  системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью  с двумя детьми и более», а также  на «создание социально-экономических  условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей».

 

32. Демографическая политика  в СССР и России: общее и  различие.

В принятом в 1944 г. Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость "поощрения многодетности" и  вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных (пособия  на детей в многодетных семьях) и моральных (государственные награды  за рождение и воспитание пяти и  более детей).

Пожалуй, лишь в начале 70-х гг. о демографических проблемах и политике в области народонаселения заговорили на высоком партийно-государственном уровне, а демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики, управления развитием народонаселения. В правительственных документах в 70-80-е гг. неоднократно декларировалась озабоченность обострением проблем народонаселения и подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики, учитывающей региональные особенности. Реализуемые меры были ориентированы на создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений, на усиление государственной помощи семьям с детьми, на сокращение смертности и заболеваемости, совершенствование охраны материнства и детства. Обращалось внимание на сдерживание роста крупнейших городов, на продолжающийся отток молодежи из села, на проблемы мобильности населения и необходимость большего участия населения трудо избыточных регионов в решении народнохозяйственных задач (что выливалось в попытки осуществлять профессиональную подготовку среднеазиатской молодежи в учебных заведениях регионов с дефицитом трудовых ресурсов).

До 1981 г. меры ДП сводились, по сути дела, к экономической и моральной  поддержке и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 гг.) и к экономической  поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). В той форме и в тех  размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального, ни демографического эффекта.

Комплекс мер ДП, введенных в СССР в 1981-1983 гг., а в РСФСР — в 1981-1982 гг. (поэтапно, по регионам страны) содержал принципиально новые принципы и меры поддержки семьи. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей — создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений.

В соответствии с заявленной позицией о необходимости усиления государственной  помощи семьям с детьми поддержка  семей единовременными пособиями  начиналась с рождения первого ребенка, а не третьего, как было ранее, что отсекало от поддержки 2/3 детей. Были введены единовременные пособия на первого (50 р.) и второго (100 р.) ребенка, увеличены в пять раз (с 20 до 100 р.) пособия при рождении третьего ребенка. Был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года в размере 35 р. (50 р. в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока). Отпуск оплачивался одинаково, независимо от очередности рождения, от доходов и других характеристик семьи. Предприятиям и организациям было предоставлено право выдавать семьям после, рождения первого ребенка кредиты в размере до 1,5 тыс. р. на 8 лет (без процентов). При этом после рождения-второго ребенка погашалось 200 р., а третьего — 300 р. от остатка невыплаченной суммы. Были установлены новые льготы работающим женщинам-матерям, в частности, дополнительные дни к очередному отпуску. Намечены меры по пропагандистской поддержке семьи и семейных ценностей.

Реализация данных мер в сочетании  с крайне благоприятной для роста  рождаемости возрастной структурой, сложившейся в первой половине 80-х  гг. (в этот период через возраст  наибольшей интенсивности деторождения — 20-24 года — проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х  — начале 60-х гг.), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся  вплоть до 1987 г., некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и  третьих детей. Результат — рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 млн в 1983-1985 гг. и до 5,6 млн в 1986-1987 гг.

Социально-демографические проблемы были учтены в Постановлении Правительства  СССР "Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении  роли Госкомтруда СССР", (N 825 от 17 июля 1987 г.), где на Госкомтруд возлагалась ответственность за формирование политики народонаселения и, в частности, предусматривалось "организовать подготовку региональных Программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов".

Структурные факторы, обусловившие рост рождаемости в середине 80-х гг., достаточно быстро исчерпали себя, и с 1988 г. начался новый этап снижения рождаемости. Чтобы затормозить  снижение рождаемости, а также чтобы улучшить охрану здоровья матери и ребенка, в 1989-1990 гг. был поэтапно увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным до 1,5 лет (с сохранением прежнего размера оплаты) и до 3-х лет (без содержания). В 1990 г. был увеличен с 56 до 70 дней дородовой отпуск.

Начавшаяся в конце 80-х гг. реформа  пенсионного обеспечения существенно  ограничила возможности дальнейшего  расширения помощи семьям с детьми. Это значительно повысило роль региональной демографической политики.

Госкомтрудом СССР в 1990 г. были подготовлены "Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства". В частности, было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни.

Ряд новых мер был введен в  правительственном постановлении "О  дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи  с переходом к рынку" (1990 г.): единовременное пособие в размере  трехкратной минимальной заработной платы (210 р.), пособия на детей от 1,5 до б лет (в семьях с доходом  ниже двух минимальных зарплат на члена семьи), другие меры.

Провозглашение Россией суверенитета (1990 г.) и распад СССР (1991 г.) поставили  вопрос о выработке в России демографической  политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия. Демографическая политика в РФ до 1991 г. была составной частью общесоюзной, единой для всего СССР политики. Собственную ДП (на уровне Федерации) Россия не формулировала и не проводила. В конце 80-х гг. была начата разработка долгосрочной целевой программы развития населения РСФСР. После провозглашения РФ суверенитета официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, сохранила и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Сокращение населения РФ, которое  наблюдается с конца 1991 г., интерпретируется различными политическими силами как  прямой результат реформ, используется в политической борьбе как аргумент против курса и тактики реформ.

Меры демографической политики

· экономические

· оплачиваемые отпуска; различные  пособия при рождении ребёнка, часто  в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи  оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости

· преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости

· административно-правовые

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

· воспитательные, пропагандистские

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным  нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

 

33. Особенности социально – демографического поведения молодежи в разных странах (по

выбору).

В поисках углубления и конкретизации  понятия «молодежь» предпринимались  попытки сформировать определенные структуры ее признаков. Так, В.В. Павловский в системе признаков выделил  один основной, определяющий другие: «...под  социальной зрелостью следует понимать такое положение личности в системе  общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в  сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и  ответственность и выполняет  вытекающие отсюда обязанности. Причем основным показателем и критерием, характеризующим социальную зрелость подрастающего поколения, является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии».  молодежи присущи особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Согласно делению человеческой жизни по возрасту (ВОЗ), период от 15 до 29 лет обобщен называнием «юношество». Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора - учиться или работать). Верхняя граница для большинства населения данной возрастной группы соответствует достижению экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации. После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, конец прошлого века и особенно начало XXI века молодое поколение стало скорее конформистским, приспособленческим, чем революционным.

В молодёжной среде США сохраняются  проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой  дискриминации, положения молодых  мигрантов, но накал этих проблем  сравнительно ниже, чем десятилетие  назад.

Так в США после принятия в 1994 г. закона «О контроле над насильственной преступностью» вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних — в отдельные годы до 11 и более процентов. Этот спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки.  В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодёжи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодёжи, «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время различные категории молодого населения Америки и все профессиональные учебные заведения страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Демографии"