Шпаргалка по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 07:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Демография".

Работа состоит из  1 файл

Демография.docx

— 92.75 Кб (Скачать документ)

Хотя в некоторых областях старые люди всё ещё сохраняют высокую  активность, например в политике, в  общем случае всё чаще пожилые  люди уходят на пенсию с окончанием наиболее продуктивного периода  жизни, что приводит к проблемам  психологической адаптации к  новым условиям. В первую очередь  проблемы появляются в связи с  уменьшением влияния старых людей, чувства собственной невостребованности и наличия значительного количества свободного времени. Кроме того, для большого количества людей в старости становятся острее финансовые проблемы, хотя во многих случаях эти проблемы ложатся на общество.

В связи с наличием свободного времени, семейные взаимоотношения в большей  мере стремятся быть центром внимания пожилых людей. Тем не менее, в  связи с изменениями в семейной структуре в развитых странах, большие  семьи разделились и пожилые люди всё чаше не живут рядом со своими детьми и другими родственниками. Из-за этого перед обществами становится проблема большей приспособляемости пожилых людей к независимому существованию.

Важным фактором в социологии старения является сексуальная и репродуктивная активность. В развитых странах мужчины  продолжают становиться отцами даже в возрасте 65 лет и старше.

Для пожилых людей характерно сопротивление  изменениям, хотя в большей мере это поясняется не неспособностью к  приспосабливаемости, а увеличением толерантности. В помощь приспосабливаемости пожилых людей к новым условиям разрабатываются специальные учебные программы, рассчитанные на эту категорию людей.

Экономические аспекты.

В связи со снижением способности  выполнять большинство типов  работ в индустриальных и постиндустриальных обществах пожилые люди постепенно теряют источники дохода. Таким образом, они должны полагаться на собственные  накопления, помощь детей и общества. Из-за меньшей уверенности в будущем  пожилые люди отличаются тенденцией к сбережению и инвестированию средств  вместо траты их на потребительские  товары. На уровне государства старое население выбывает из рабочей силы, увеличивая нагрузку на активных работников и открывая дорогу к автоматизации  производства.

Государственные социальные программы, помогающие людям преклонного возраста существовать в обществе, существовали на определённом уровне начиная со времён Римской империи. В средневековой Европе первый закон об ответственности государства перед пожилыми людьми был принят в Англии в 1601 году. Собственно пенсии были впервые введены в 1880 году Отто фон Бисмарком в Германии. Сегодня большинство государств имеют какую-либо форму программ социального обеспечения для граждан преклонного возраста. Хотя эти государственные программы и облегчают тяжесть старости, они не приводят пожилых людей к уровню дохода, характерному для молодых.

 

23. Демографические аспекты  пенсионной реформы.

В последние годы практически во всех экономически развитых странах  в той или иной степени возникли трудности с поддержанием в стабильном состоянии пенсионного обеспечения  населения. Многие из них столкнулись  с необходимостью реформирования своих  пенсионных систем. Причин здесь много, но в первую очередь следует отметить демографическую причину - негативные тенденции в изменении соотношения лиц трудоспособного и нетрудоспособного возраста.

Среди развитых стран в особо  тяжелом положении оказались  Германия, Япония и Италия. Например, сегодня в Германии доля граждан  старше 65 лет составляет 22% от населения  в трудоспособном возрасте 15-65 лет, а к 2030 году эта цифра возрастет  более чем в два раза (до 47%). В Великобритании доля лиц старше 65 лет в 1990 г. составляла 23,5%, а к 2030 г. она составит 39%. В США - 19% и 32% соответственно. В других западных странах ситуация несколько более оптимистичная, но тоже вызывает беспокойство.

Не обошли эти проблемы и Российскую Федерацию. Так за период 1985-1993 гг. численность  населения старших возрастных групп (старше 65 лет) выросла на 18% и составила 16,7 млн. чел. Число пенсионеров, состоящих  на учете в органах социальной защиты, увеличилось за 1992-1996 гг. - на 2,6 млн. чел. (общее число лиц пенсионного  возраста составляет сейчас 26% всего  населения). За этот же период произошло сокращение экономически активного населения на 2,9 млн. чел. Кроме того, это сокращение во времени совпало с отказом от государственной политики полной занятости (сопровождавшим переход экономики на рыночные отношения), что в свою очередь привело к еще большему сокращению числа занятых в экономике - на 7,8 млн. чел. (за период 1991-1996 гг.).

В результате в последнее десятилетие  постепенно ухудшается соотношение  численности занятых в экономике  и пенсионеров - стержневого показателя для пенсионной системы, построенной  на принципе "солидарности поколений", что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой. Так, по данным Госкомстата РФ, если в 1992 г. этот показатель составлял 2,02 человека, в 1994 г. - 1,84, то в 1996 г. - уже только 1,77 (оценка).

Особенность кризиса государственной  пенсионной системы в России, как  собственно и в большинстве других бывших социалистических стран и  стран СНГ, состоит в том, что  неблагоприятные демографические  тенденции в них наложились на негативные экономические и социальные изменения. Все это предопределило необходимость проведения реформы пенсионного обеспечения на всем постсоветском пространстве.

В государственных пенсионных системах, основанных на принципе "солидарности поколений", поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения  пожилых при таких демографических  тенденциях ведет либо к росту  экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения и без  того достаточно высоких пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и  различные, комбинации из названных  мер. Еще одной альтернативой  выхода из создавшегося положения, по мнению ряда экспертов, является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы.

 

24. Преимущество и ограничение  развития стран с высокой долей  молодого населения. 

Многочисленные исследования указывают  на прямую зависимость между долей  молодежи и частотой внутригосударственных  беспорядков и гражданских войн. Youth bulges, т.е. непропорционально высокая доля молодежи в структуре населения страны, может, как в настоящее время в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, стать движущей силой политического переворота. Если правительства не в состоянии дать жизненные перспективы столь большому количеству молодежи, обеспечить ее интеграцию на рынке труда и в обществе, предоставить ей возможности для участия в политической жизни и таким образом реализовать преимущества демографических дивидендов, то недовольство обстоятельствами может вылиться и в акты насилия. Что касается многих бедных стран с высоким уровнем фертильности, то следует опасаться, что в будущем они еще в меньшей степени смогут в достаточном количестве обеспечить продуктами питания свое быстро растущее население, создать стимулы и предложения по получению образования и устойчивого занятия предпринимательской деятельностью и открыть жизненные перспективы для юношества и молодых взрослых граждан. В таком хрупком контексте демографическое развитие может обострить уже существующие дефициты и тем самым косвенно способствовать развитию конфликтов с применением насилия. В интересах этих государств – как и экономически более развитых – сбалансировать демографические тенденции. Слишком быстрый рост населения при неблагоприятных экономических и политических рамочных условиях может разрушить шансы на развитие. Для развивающихся и пороговых стран при переходе от высоких к более низким показателям уровня рождаемости и смертности возникают другие вызовы, но отчасти и новые шансы. С одной стороны, в силу сравнительно молодой структуры населения и большого резерва рабочей силы у них есть возможность при помощи инвестиций в образование и занятость достичь устойчивого экономического роста. Это четко проявляется при сравнении Китая и Индии: в Китае за счет "политики одного ребенка" уровень рождаемости резко снизился уже в середине 70-х годов, в Индии же этот процесс происходил гораздо более медленными темпами. В результате Китай уже миновал наиболее благоприятное соотношение доли работоспособного и неработоспособного населения, и эта пропорция сместилась в пользу последнего. В Индии, напротив, до достижения этого порога есть в запасе еще 25 лет. Соответственно высокими могут оказаться демографические дивиденды. То, какое действие они способны оказать, можно было наблюдать на примере восточноазиатских "тигров" – Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура. В 80-е годы эти страны прежде всего за счет благоприятных демографических предпосылок и улучшения условий получения образования очень быстро доросли до уровня промышленно развитых государств. Восточноазиатское экономическое чудо примерно на треть объясняется благоприятной возрастной структурой населения. Тем не менее реализация демографических дивидендов требует значительных политических усилий, прежде всего повышения уровня занятости. Глобальные демографические перемены повлияют на промышленно развитые страны трояким образом. Во-первых, они столкнутся с демографическим бумом в более "молодых" государствах и его последствиями. Вероятно, повышение спроса на услуги безопасности – например, в форме предупреждения кризисов, гуманитарных интервенций или миссий по установлению и поддержанию мира – может натолкнуться на снижение готовности к подобного рода действиям. Во-вторых, значительный рост народонаселения и глобальное демографическое неравенство будут стимулировать миграцию. Во многих регионах усилится отток населения, и как минимум часть мигрантов и беженцев покинут свою страну – нелегально, т.к. государства, являющиеся их целью, не предлагают легальных возможностей миграции. В-третьих, индустриально развитым странам необходимо справиться со старением населения и снижением его численности. Это трудно, поскольку требует долгосрочной, рассчитанной, возможно, на многие десятилетия стратегической политики. Но до сих пор для этого, как правило, недостает готовности, зачастую нет даже должного распределения компетенций на уровне политики и управления – в том числе и в Германии. Демография часто воспринимается не как задача из области политического действия – и уж совсем не как междисциплинарная задача.

 

25. Преимущество и ограничение  развития стран с высокой долей  пожилого населения.

Перед странами с высоким доходом  стоит проблема старения населения - увеличения доли престарелых, неработающих граждан как за счет увеличения продолжительности  жизни, так и за счет снижения рождаемости. В 1996 г. лица в возрасте 60 и более лет составляли в среднем 18% населения этих стран, а к 2010 г. их доля, согласно прогнозам, должна увеличиться до 22%. В некоторых странах с высоким доходом, таких как Бельгия, Германия, Греция, Италия, Япония и Швеция, доля престарелых в населении уже достигла или превысила 21%. В России в 1996 г. доля населения в возрасте 60 и более лет составила около 17% (согласно прогнозам, к 2010 г. она увеличится до 18%), а коэффициент демографической нагрузки соответствовал среднему уровню для стран с высоким доходом. Старение населения приводит к усилению нагрузки на системы пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения. По мере того как продолжительность жизни в развивающихся странах будет увеличиваться, им также придется столкнуться с проблемой старения населения. Ожидается, что для них проблема старения населения окажется еще более острой не только из-за нехватки финансовых средств, но и потому, что: 1) темпы роста продолжительности жизни, а значит, и старения населения, в них гораздо выше; 2) в них будет наблюдаться сравнительно высокий коэффициент демографической нагрузки за счет как детей, так и престарелых. Для промышленно развитых государств старение и уменьшение численности населения могут сопровождаться снижением потенциала экономического роста и общественной динамики. К тому же внутриполитические темы, вероятно, приобретут большее значение – в ущерб внешнеполитическим темам, темам оборонной политики и политики в отношении развивающихся стран. Возможно, стремительно стареющий электорат будет решать соответствующие конфликты распределения в свою пользу и следить за тем, чтобы большая часть госбюджета направлялась бы на профилактику, поддержание уровня жизни и пенсионное обеспечение. Правительства этих стран подвергнутся искушению снизить свою внешнеполитическую активность и покончить с высоко затратными международными обязательствами, что, вероятно, может повлечь за собой изменение соотношения сил в мировой политике. Демографические изменения существенно повлияют на ситуацию в азиатском и тихоокеанском регионах, и здесь тоже может измениться соотношение сил. Неблагоприятное демографическое развитие в России и Японии с большой вероятностью сократит экономическую мощь этих государств, а в Китае будет поставлена под вопрос нынешняя модель экономического роста. В то же самое время в Индии и США перспективы демографического развития, напротив, и впредь останутся благоприятными. Следует ли ожидать в стареющих промышленно развитых странах политики, более ориентированной на лиц пенсионного возраста, или будут преобладать политические решения, "не восприимчивые" к демографическому фактору? То, какие ответы на эти вопросы даются, – это, если просто сказать, вопрос веры. И напротив: то, что демографическое развитие будет иметь последствия для вооруженных сил промышленно развитых государств, не подлежит сомнению. Армии стареющих стран столкнутся с большими трудностями при покрытии своей потребности в кадровом составе. К тому же из-за демографических изменений и далее будет оказываться серьезное давление на оборонные бюджеты: чем больше пожилых и старых людей, тем больше средств должно выделять государство на пенсии и социальное обеспечение – и это при снижении налоговых поступлений. А когда когорты призывного возраста, из которых армия может рекрутировать пополнение, в численном отношении уменьшатся, то вместе с дальнейшим сокращением оборонных бюджетов это повлияет на обороноспособность развитых индустриальных стран, а в длительной перспективе может ограничить свободу их внешнеполитических действий. Очевидны также связи между возрастной структурой обществ и их конфликтогенностью. Старое и "сокращающееся" население в целом менее склонно к конфликтам, чем молодое и быстрорастущее.

26. Международная миграция: зло или благо?

Миграции населения – перемещения  людей, связанные с постоянной или  временной переменой места жительства. Широко используются для обозначения  передвижения населения и другие термины: «миграционное движение населения», «механическое движение населения», «передвижение населения».

Внешние миграции (международные) происходят с пересечением государственных  границ и подразделяются на межконтинентальные и внутриконтинентальные. В них различают эмиграцию (выезд за пределы государства), иммиграцию (въезд) и реэмиграцию (возвращение на родину). Вернувшихся из плена называют репатриантами.

Миграция населения существует с древнейших времен – еще на заре человечества было несколько периодов подъема миграций, когда ими затрагивались  огромные массы людей. Связано это  было, прежде всего, с вынужденной  миграцией пастушеских племен из степей Северной Африки, Аравии, Центральной  Азии в результате оскудения пастбищ. Под этим давлением в эпоху  великого переселения народов, в  начале нашего летоисчисления, значительные массы гуннских, германских, аланских и других племен устремлялись на запад, приводя в движение жившее на этих территориях местное население и оказывая огромное влияние на формирование всего населения Европы и Азии.

Эпоха великих географических открытий (середина XV – середина XVII вв.) сопровождалась массовыми переселениями народов. Испания и Португалия, а затем  Англия, Франция, Голландия создали  в Америке обширные колонии, что  вызвало миграционные потоки из многих стран Европы. Коренное население  в ходе колонизации истреблялось или вымирало из-за принесенных европейцами болезней и поэтому было немногочисленно. Нужда в дешевой рабочей силе привела к насильственной иммиграции африканского населения.

Миграционные потоки населения  резко возросли в эпоху индустриального  общества (с начала XIX в.), когда освободившееся от феодальной зависимости население  стало более подвижным, чему способствовало и порождаемое капитализмом относительное перенаселение. Одним из первых массовых международных потоков было переселение сельского населения Ирландии в Великобританию. Продолжается колонизация Америки: эмигранты из Западной и Северной Европы переселяются преимущественно в Северную Америку, а из Южной и Восточной Европы – в Южную и Центральную Америку. Европейцы колонизируют также Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку. В этот период возникает и такой вид миграций как завоз завербованных дешевых рабочих рук на временные работы на плантации и рудники, получивший широкое распространение в Азии и в Африке. В Америке получает распространение миграция миллионов мексиканцев и пуэрториканцев как для постоянной работы в добывающей промышленности США, сельском хозяйстве, сфере услуг, так и в виде сезонных перемещений сельскохозяйственных рабочих для уборки урожая. Однако миграционные потоки в Северную Америку резко сократились в начале 1920–х гг.: США, а затем и Канада, ввели ежегодный лимит на въезд иностранцев.

Информация о работе Шпаргалка по "Демографии"