Роль свободных экономических зон в развитии регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:29, реферат

Описание

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.

Содержание

Введение. 3


Организация свободных экономических зон в России. 4


Роль свободных экономических зон в развитии регионов России. 7


Проблемы создания свободных экономических зон в России. 11


Заключение. 13


Список используемой литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Документ.rtf

— 147.49 Кб (Скачать документ)

10 

Следует также отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования свободных экономических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные условия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра. Рассматривая свободные экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободные экономические зоны представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а также стимулирования внешнеторговых связей Окрут З.М., Данько Т.П. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М., 2003 г. - с.153.. 
 
 
 

Проблемы создания свободных экономических зон в России.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Одной из основных проблем "выживания" СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну "сиюминутную" привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них.

Анализ отечественных программ создания и развития СЭЗ показывает, что в них закладывается соотношение "собственные - зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные финансовые  
 

11

обязательства, так и иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что приведёт к хроническому недофинансированию программ развития Деружинский В.Е., Деружинский Г.В. Экономические проблемы создания и развития свободных экономических зон: монография.- Новороссийск: НГМА, 2002 г. - с. 215..

Принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.

В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России, прежде всего, на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра "наукоградов". Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.

Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мировые хозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.

Финансовые средства, столь скудно выделяемые из бюджетов разных уровней, должны использоваться, прежде всего, для формирования и поддержки объектов экономического роста. Под объектами экономического роста, понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности.

Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться преимущественно на возвратной основе. Приведённый анализ позволяет сделать заключение, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12 

Заключение.

В настоящее время вопрос экономического развития регионов немало изучается нашими учёными, но всё-таки больше материала в этой области наработано зарубежными специалистами и соответственно не адоптировано к нашим условиям.

Изучая исследования отечественных и мировых ученых можно сделать вывод, что создание СЭЗ необходимо для реализации наиважнейших экономических программ и проектов, направленных на развитие отдельных территорий и регионов. Однако в ходе работы над этой задачей возникло множество различных проблем, хотя среди них действительно неразрешимых нет. Для успешного и стабильного развития этих зон региональные и федеральные власти должны прийти к компромиссу. Необходимо проведение взаимовыгодной экономической и политической программы.

На данный момент создание и функционирование свободных экономических зон в России недостаточно достигло поставленных целей. Сегодня реально существуют СЭЗ в Находке и в Калининградской области. При этом функционирование этих зон не повлекло планируемый экономический подъём этих регионов ни на региональном, ни на общегосударственном уровне. Их продуктивность оказалась намного ниже ожидаемой.

Тем не менее, реализация программы по созданию свободных экономических зон продолжается, так как необходимость создания таких зон в России неоспоримый факт.

Как показывает время и опыт, отечественный и мировой, во время практической реализации проектов по созданию свободных экономических зон изначально поставленные цели и задачи редко совпадают с результатами фактического социального и экономического развития СЭЗ. Компромисс между властью регионального и федерального уровня должен быть главной целью экономико-политических экспериментов и нововведений в нашей стране.

Неудачи функционирования СЭЗ носят временный характер и являются следствием неудачных общегосударственных экономических реформ. Следовательно, для удачной реализации проектов СЭЗ необходима стабилизация общей экономико-политической и социальной ситуации в стране.

Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.

Основным инструментом государственного регулирования экономического развития регионов являются налоговые льготы, кредиты, субсидии, инвестиции. Этими послабления зачастую пользовались некорректные предприниматели. Обширные льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, давались в ущерб федеральному бюджету. Однако в созданных условиях удалось выжить многим перспективным производственным предприятиям, за счет иностранных инвестиций создавались новые, была оказана реальная помощь ряду депрессивных регионов.

Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей. 
 
 
 
 

13 

Список используемой литературы.

1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 № 76-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ).

2. Басенко А. М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Ростов на Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2005 г.

3. Дворкович А. Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический рост России. // Инвестиционные возможности России. - № 6, 2003 г.

4. Деружинский В.Е., Деружинский Г.В. Экономические проблемы создания и развития свободных экономических зон: Монография. - Новороссийск: НГМА, 2002 г.

5. Мирзоев С. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 6, 2002 г.

6. Окрут З.М., Данько Т.П. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М., 2003 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14

Информация о работе Роль свободных экономических зон в развитии регионов России