Роль свободных экономических зон в развитии регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:29, реферат

Описание

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.

Содержание

Введение. 3


Организация свободных экономических зон в России. 4


Роль свободных экономических зон в развитии регионов России. 7


Проблемы создания свободных экономических зон в России. 11


Заключение. 13


Список используемой литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Документ.rtf

— 147.49 Кб (Скачать документ)

     «Южный федеральный университет»

     Институт экономики и внешнеэкономических                                             связей 
 
 
 

Реферат по дисциплине « Экономическая география»

на тему :

« Роль свободных экономических зон в развитии регионов России» 

        
 

                Выполнила: ст-ка гр. 2010-З-БУ

                Лопатько Инна Геннадьевна

Проверила: Горшенева Оксана Владимировна 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2010 

Содержание: 
 
 
 
 

Введение.                                                                                                                                      3 

Организация свободных экономических зон в России.                                                          4 

Роль свободных экономических зон в развитии регионов России.                                        7 

Проблемы создания свободных экономических зон в России.                                             11 

Заключение.                                                                                                                               13 

Список используемой литературы.                                                                                          14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

Свободные экономические зоны существуют во многих странах давно. В крупных странах различные регионы в силу географического положения, отдаленности от центра, труднодоступности из-за гористой местности, имеющие большую протяженность вдоль сухопутных границ с сопредельными государствами или имеющие выход к морю, должны иметь особые, искусственно создаваемые благоприятные условия для эффективного экономического развития.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.

Но в последние десятилетия подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли. Идеи свободной торговой зоны, свободных городов стары как мир, их история исчисляется столетиями и восходит к периоду расцвета либерализма в Европе. Так что Россия попыталась привить у себя старый европейский метод.

Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона.

Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций. Официально признанной есть дефиниция свободной зоны (или зоны “порто-франко”), которая дана в VIII дополнении к Киотской конвенции, принятой в 1973 году. В ней под зоной “порто-франко” определялась часть территории, на которой товары рассматривались как объекты, которые находятся вне черты национальной таможенной системы и поэтому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению.

Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую часть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательская деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем оптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ее интеграции в мировое хозяйство.

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон.  
 
 
 

3

Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. 
 
 
 
 
 

Организация свободных экономических зон в России.

В 1990-х годах на территории России уже предпринимались попытки организации свободных экономических зон различных типов. Однако, по мнению некоторых специалистов, они превратились в «черные дыры» в экономике РФ, через которые в страну поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов утекали значительные финансовые средства.

По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР". К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.  
 
 
 

4 

Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами Басенко А. М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Ростов на Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2005 г. - с.137.:

· отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ; огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;

· массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

· стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении. Одной из причин неудач создания СЭЗ явилось то, что в российской экономике начала 1990-х гг. процесс формирования и развития свободных экономических зон не носил государственно регулируемого характера, и государственной системы регулирования этих процессов как таковой не существовало. То есть отсутствовали четкие и ясные «правила игры».

Правовое регулирование отечественных свободных экономических зон осуществлялось главным образом на основе индивидуальных нормативных актов.

В результате в стране появилось несколько десятков свободных экономических зон. Лишь за полгода (с июня 1991г. по декабрь 1991г.) были приняты решения об образовании 10 СЭЗ, расположенных в границах целого субъекта Федерации: особая экономическая зона (ОЭЗ) "Янтарь" в Калининградской области, свободная экономическая зона "Даурия" в Читинской области, зона свободного предпринимательства в Ленинграде (ЛЗСП), свободная экономическая зона "Сахалин" в Сахалинской области, свободная экономическая зона "Алтай" в Алтайском крае, свободная экономическая зона "Ева" в Еврейской автономной области, свободная экономическая зона "Садко" в Новгородской области, свободная экономическая зона "Кузбасс" в Кемеровской области, экологическая и экономическая зона (ЭЭЗ) "Горный Алтай" в республике Алтай, свободная экономическая зона "Кабардино-Балкария». 

5

Стоит заметить, что вся многолетняя история этого вопроса свидетельствует о его жесткой политизированности в ущерб экономической сути. Концепция зон как     инструмента ускоренного перехода к рынку в рамках “отдельно взятой территории”, где имеются налоговые и прочие льготы, может выглядеть привлекательным пунктом предвыборных политических компаний, но вряд ли приемлема для решения практических вопросов. Приходится признать, что на фоне неясности представлений о роли СЭЗ в период перехода к рынку идея их создания в России оставалась средством политического давления регионов на правительство Мирзоев С. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 6, 2002 г. - с. 98.

Положения о СЭЗ не содержали обоснования необходимости создания зон именно на данных территориях. В них не было указаний на какие-либо критерии отбора этих территорий среди прочих, несомненно, не менее остро нуждавшихся в достижении поставленных целей.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы. Потенциал идеи свободных экономических зон пока не получил своего полноценного раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспективности. К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". С российской стороны в создании предприятий с иностранными инвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ. На территории осуществляются" проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка"). Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в развитии регионов России