Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть современное состояние и развитие нефтедобывающей промышленности стран ОПЕК.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- изучить историю создания и развития ОПЕК, а также особенности деятельности данной организации;
- провести анализ современного состояния и развития нефтедобывающей промышленности стран ОПЕК.

Содержание

Введение 3
1. История и структура ОПЕК 5
1.1 История создания, основные цели и страны ОПЕК на 5
сегодняшний день 5
1.2 Членство и функционирование в ОПЕК 9
2. Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК: Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта 13
3. Развитие ОПЕК и его доля на мировом нефтяном рынке на современном этапе 17
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Опек.doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

Странами-членами ОПЕК на сегодняшний день являются:

Алжир (с 1969)

Индонезия (с 1962)

Иран (с 1960)

Ирак (с 1960)

Кувейт (1960)

Ливан (с 1962)

Нигерия (с 1971)

Катар (1961)

Саудовская Аравия (с 1960)

Объединенные Арабские Эмираты

Венесуэла (1960)

Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

ОПЕК как организация стран-экспортеров нефти преследует в своей деятельности следующие цели:

• Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

• Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

• Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

• Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

1.устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

3.справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

 

1.2 Членство и функционирование в ОПЕК

 

При рассмотрении системы членства в ОПЕК надо сказать, что «полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов:

государства-основатели (Founder-members) организации, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал соглашения о создании ОПЕК;

Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией);

Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

Функционирование ОПЕК заключается в том, что представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

Рассмотрим систему органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих. Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов.

Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

управление делами организации и исполнение решений конференции;

рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

рекомендации комиссии;

составление бюджета организации, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

Назначение Аудитора организации на срок до одного года;

Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

Подготовка проектов решений для Конференции;

Созыв внеочередных встреч Конференции;

Следующий орган ОПЕК - экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Секретариат состоит из Генерального Секретаря и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.

В конце рассмотрения системы органов ОПЕК надо упомянуть о многосторонних и двусторонних институтах помощи ОПЕК и трастовых фондах ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

6.Арабский банк экономического развития Африки

7.Исламский банк развития

8.Фонд международного развития ОПЕК

двусторонние институты помощи развитию ОПЕК:

1.Фонд арабского экономического развития (ОАЭ)

2.Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана - Организация Ирана (Саудовская Аравия) 3.Иракский фонд развития зарубежных стран - Иракский фонд (Ирак)

4.Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт)

5.Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия)

6.Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла)

трастовые фонды ОПЕК:

1.Арабский нефтяной фонд (Кот-де'Ивуар)

2.Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот-де'Ивуар)

3.Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк

развития.

Фонд международного развития ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Таким образом, ОПЕК, представляющая собой сложную структуру с особой системой как функционирования, так и органов и включающая в себя на данный момент 11 государств, за свою 44- летнюю историю до сих пор не потеряла своей значимости на мировом рынке нефти, контролируя на данный момент около 40% всемирного производства нефти.

 


2. Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК: Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта

 

По объему текущих доказанных запасов нефти Саудовская Аравия занимает первое место в мире. В стране открыто 87 нефтяных и газонефтяных и более 20 газовых и газоконденсатных месторождений, в их числе самое крупное в мире по запасам нефти месторождение Гавар (начальные извлекаемые запасы 15,5 млрд т). Нефть добывается с 1939 года. В разработке находится 47 месторождений, из которых в 2007 г. было извлечено 507, а экспортировано — 390 мпн тонн. Добыча газа находится в прямой зависимости от нефтедобычи, поскольку извлекается, в основном, попутный газ.

По прогнозам «ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИИ» добыча нефти в Саудовской Аравии в 2020 г. может достичь 950, а к 2030 г. — 1000...1100 млн тонн. В соответствии с этим, экспорт может составить 750 и 850 млн тонн (рис. 1.6).

Наиболее важные проекты в секторе апстрим:

Из всех месторождений, которые разрабатывались в течение прошедших двух десятилетий, Shaybah является самым крупным в мире. Оно также содержит крупнейшие запасы природного газа (попутного), составляющие 25 трлн. куб. футов. Добыча газа в 2007 г. составила 880 млн куб. футов в день, газ вновь закачивается в пласт для увеличения пластового давления.

В январе 2008 г. компания Saudi Aramco объявила об отсрочке в реализации проекта Khursaniyah по крайней мере до конца 2009 г.

Разработка месторождения Khurais позволила Саудовской Аравии стать единственной страной, облада­ющей двумя «супергигантскими» мес­торождениями (с учетом Ghawar), до­быча на нем должна превысить 1 мб/д сырой нефти.

Ожидается расширение добы­чи на месторождении Manifa к 2011 г., что позволит поддержать уро­вень добычи в стране в условиях ес­тественного истощения скважин По оценкам Saudi Aramco, средний показатель истощения нефтяных месторождений в стране составит 29%, при этом на самом старом из них - месторождении Abqaiq, этот показатель составил 74%, на гигантском Ghawar уже добыто 48% от его доказанных запасов, а на самом молодом - Shaybah - 5%.

Переработка нефти. Саудовская Аравия обладает семью НПЗ, суммарная мощность по переработ­ке сырой нефти которых составляет 2,1 мб/д. Saudi Aramco владеет мощностями по переработке также и в других странах в объеме 2 мб/д. В результате страна занимает шестое в мире место по объему переработ­ки сырой нефти. Планы по дальнейшему развитию Saudi Aramco предусматривают инвестиции в размере 70 млрд. долларов в развитие сектора за счет увеличения мощностей внутри страны на 3 мб/д, а в других странах - не менее чем на 1...2 мб/д к 2011 г., особенно с учетом потребностей быстро растущих азиатских рынков.

Стратегия Saudi Aramco предусматривает увеличение притока частных инвестиций с помощью созда­ния совместных предприятий в нефтепереработке. Как часть программы приватизации, при строительстве новых НПЗ частному сектору предлагается доля в 30%. В частности, строительство НПЗ в Jizan, который будет первым в Саудовской Аравии частным НПЗ, предполагается с привлечением инвестиций Китая. Ранее Aramco уже выступала в партнерстве с ExxonMobil при строительстве НПЗ в Yanbu мощностью 400 тыс. б/д и с Shell - при строительстве НПЗ в Jubail мощностью 305 тыс. б/д.

Экспорт нефти. Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером нефти и ключевым настоящее время получают около 50% сырой нефти Саудовской Аравии, а также большую часть нефтепродук­тов и СПГ из этой страны. Главным и крупнейшим импортером сырой нефти из Саудовской Аравии среди стран Азии остается Япония. В 2008 г. Япония импортировала из Саудовской Аравии 1,3 мб/д нефти, Южная Корея — 790 тыс. б/д.

В 2007 г. Саудовская Аравия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай (конкурируя с Ираном, Анголой и Оманом). Импорт Китая из этой страны составил 520 тыс. б/д. В 2008 г. Китай увеличил экспорт из Саудовской Аравии на 38% до 790 тыс. б/д. Обе страны подписали меморандум, в соответствии с которым экспорт нефти из Саудовской Аравии в Китай увеличится к 2010 г. до 1 мб/д.

Трубопроводный транспорт. Компания Aramco является оператором трубопроводной системы на территории страны длиной более 9000 миль, в том числе, двух крупных трубопроводов. В частности, трубопро­вод длиной 745 миль «Восток — Запад» (Petroline) используется, главным образом, для поставки нефти сортов Arabian Light и Super Light с НПЗ в Abqaiq к терминалам на Красном море для последующего экспорта нефти на европейские рынки.

Информация о работе Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК