Развитие экономики территории нынешней Калининградской области после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание

Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего хозяйственного
законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная
часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в
регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в
общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1
Общее представление о Калининградской области стр. 4
1.1. Общая информация о Калининградской области стр. 4
1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области стр. 6
1.3. Калининградская область – особая экономическая зона стр. 8
Глава 2
Состояние экономики Калининградской области стр. 11
2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области стр. 11
2.2. Промышленность Калининградской области стр. 14
2.3. Сельское хозяйство Калининградской области стр. 19
2.4. Транспорт Калининградской области стр. 23
2.5. Туризм в Калининградской области стр. 26
Заключение стр. 33
Список использованной литературы стр. 35

Работа состоит из  1 файл

контрольая по географии.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

По внешним  оценкам Калининградский порт не может претендовать на роль

крупного центра уже потому, что железнодорожные  пути проходят по застроенным городским массивам.  Здесь есть лишь мелководный канал с односторонним движением, а все грузы приходится перевозить через территории иностранных государств. Следует также учитывать значительное временное отставание от стран Балтии в борьбе за российский транзит.

Калининградские порты с точки зрения конкурентоспособности  являются наиболее слабым звеном в структуре портов восточного побережья Балтики, что подкрепляется дополнительно такими факторами, как необходимость транзита через территории сопредельных государств и определенная степень экономической зависимости от данных государств в области транзитно-таможенной политики, а также сложностью, непредсказуемостью и необходимостью двойного оформленият грузов для доставки и растаможивания на территорию России.

В этих условиях основную роль будут играть специализация портов, протекционистская политика России относительно загрузки портов Литвы, для создания благоприятных условий транзита грузов на Калининград, скорость переработки  грузов, тарифы на перевозку грузов и в особенности железнодорожные тарифы, учитывая, что железные дороги остаются в государственной собственности и являются государственными предприятиями.

Транспортное  значение области может возрасти в связи с развитием

международной кооперации в регионе Балтийского  моря. В настоящее время

разрабатываются проекты сооружения автомагистралей, проходящих из Польши в Финляндию через Прибалтику.  

Один из проектов – «Виа-Балтика» - предполагает прохождение автострады восточнее области, но другой – «Виа-Ганзеатика» – из Гданьска через Калининград и далее на Ригу, Таллин. Еще один проект – восстановление довоенной автострады, ведущей из Калининграда на Берлин, «берлинки».

 В середине 1990-х годов ее калининградский  участок начал

реконструироваться  за счет областных средств российско-немецкой фирмой

«Россбан». Однако на польской стороне работы не стали  проводиться, и

в настоящее время строительство законсервировано.

Железнодорожная сеть области имеет сопряжения с  европейской, отличающейся, как известно, от российской меньшей шириной колеи. Ведущая от Черняховска в Польшу ветка оснащена перевалочным пунктом, обеспечивавшим транспортировку силезского угля, когда осуществлялись его поставки в СССР. Из Калининграда на Гданьск проложена железная дорога европейской колеи, по которой организовано пассажирское сообщение (Калининград – Гдыня – Берлин).

В Калининграде действует международный аэропорт. Организованы авиамаршруты на Запад – в Копенгаген (авиакомпанией «САС») и Ганновер («Аэрофлот»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5. Туризм в Калининградской  области 

Все более важной статьей доходов многих стран мира становится международный туризм. Зарубежные поездки чаще совершают жители развитых стран, и для многих менее развитых стран, в том числе постсоциалистических государств, иностранный туризм стал важной отраслью специализации. В один из районов международного туризма превратилась и Калининградская область, в которую прежде доступ иностранцам был закрыт вообще.

Калининградская область в туристическом отношении  освоена слабо и

неравномерно. Наиболее посещаемы Калининград, курортная  зона (Светлогорск –Зеленоградск), Куршская коса, отчасти Советск и Черняховск. При этом следует вспомнить, что в довоенное время на территории Восточной Пруссии туристические маршруты, связанные с многочисленными памятниками природы, истории и культуры, охватывали практически все города и районы нынешней области.

 Центрами туризма, помимо Кенигсберга с его королевским замком,

университетом «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком,

Кафедральным  собором, где короновались прусские короли, могилой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятниками многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светлогорск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тильзит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты.

 Туризм был широко развит не только в приморской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной  части – нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, церквей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии.  

Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагается всемирно известный конный завод, а в Тильзите – места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, а в Рагните был город-сад со старинным замком на высоком берегу Немана.

Многие памятники  истории и архитектуры Восточной  Пруссии в наше время либо утрачены совсем, либо находятся в полуразрушенном состоянии, а часть из них использовалась совсем не по назначению – под склады или производственные помещения.

 Правда, в  последнее время, после распада  СССР и резкого изменения

политической  ситуации в стране началось движение за восстановление

исторического наследия и культурных ценностей, которые в советское время были незаслуженно забыты. Ряд культовых сооружений в области передан в ведение церкви, и некоторые из них уже восстановлены и стали действующими храмами, а другие восстанавливаются. Ведется восстановление Кафедрального собора в Калининграде. Предпринимаются попытки реставрации других памятников архитектуры и истории.

В иностранном  туризме преобладает «ностальгический»  и деловой туризм  из

Германии (60%) и  приграничный (в основном «коммерческий») туризм из Польши (30%).

Отечественный туризм испытывает серьезные трудности. Число туристов и

отдыхающих существенно  сократилось. Общее число отдыхавших в санаториях и санаториях-профилакториях снизилось за 1991-1994 годы с 54 тыс. до 20 тыс. человек, в других учреждениях отдыха (домах отдыха, пансионатах, базах отдыха и туристических гостиницах) с 244 тыс. до 81 тыс. человек. Это обусловлено снижением жизненного уровня населения при резком возрастании стоимости услуг, которые перестали дотироваться государством и профсоюзами. Один день проживания на турбазе (с питанием) стоит больше месячной минимальной заработной платы.

 В то же  время граждане с высокими  доходами часто предпочитают отдых за границей. Среди 90 учитываемых статистикой в области санаториев и учреждений отдыха 13 – санатории круглогодичного пребывания, относящиеся к категории климатических курортов приморских зон. Они могут принять на лечение одновременно 4,3 тыс. человек. Суммарная же емкость всех рекреационных учреждений в летний период составляет 20 тыс. мест, из которых 6 тыс. – в мало-комфортабельных базах отдыха и туристических базах сугубо сезонного характера. При этом расчетная

емкость песчаных пляжей морского побережья области  составляет 280 тыс.

человек.

Согласно оценкам  НИИ комплексного изучения регионов при Калининградском государственном университете объем потенциального спроса на поездки в Калининградскую область отечественных и зарубежных туристов составляет 575 тыс. человек. Однако при современном состоянии гостиниц и учреждений отдыха, несоответствии международным стандартам большинства из них даже уже достигнутый уровень предоставляется более чем предельным. С учетом несоответствия высоких цен низкому качеству и малому разнообразию услуг, при сохранении нынешнего туристического сервиса можно ожидать лишь сокращения числа отдыхающих.

  Развитие иностранного туризма в области тормозят и другие

факторы – мелкомасштабность  и недостаточный профессионализм  многих из более 100 имеющихся в регионе туристических фирм, отсутствие надлежащего опыта работы в рыночных условиях, слабая реклама, сложности получения многоразовых виз (необходимых при посещении туристами нескольких государств, при неоднократном пересечении границ области) и другое.

 Сказывается и нестабильность социально-политического положения, характерная для страны в целом, как и сложная криминогенная обстановка.  

Мелкие туристические  фирмы, не имея разветвленной сети представительств за рубежом, проигрывают в конкурентной борьбе за туристов, что уменьшает прибыльность областного туристического комплекса и тем самым снижает возможности его развития.

Калининградская область обладает весьма значительным, во многом уникальным потенциалом для развития курортно-туристической деятельности, однако имеющиеся возможности пока используются далеко недостаточно, и этому есть объективные и субъективные причины. Из природных факторов, способствующих развитию рекреационного комплекса, следует отметить:

  • благоприятный мягкий морской климат с достаточно большим

            числом солнечных дней в году и умеренно теплым летом;

  • живописные природные ландшафты с холмистыми    возвышенностями, прибрежными низменностями, лесными массивами, пойменными лугами, болотами, озерами, многочисленными реками;
  • уникальные песчаные косы с дюнами и лесами;
 
  • морское побережье с прекрасными, преимущественно

          песчаными пляжами и освежающими, умеренно теплыми морскими        

         водами;

  • Балтийское море и его заливы, дающие возможности для развития рыболовства, морского туризма и водных видов спорта;
  • целебные минеральные источники и лечебные торфяные грязи;

                   

  • выгодное географическое положение области на пересечении

          сухопутных и морских путей из Западной  и Северной Европы в

          Россию;

  • существующая сеть санаторно-курортных и туристических

          учреждений; 

  • развитый  янтарный промысел и производство уникальных

          ювелирных изделий и сувениров;

  • наличие благоприятных предпосылок развития мясомолочного

          производства, овощеводства и других видов сельского хозяйства для

        обеспечения местного населения и приезжающих лечиться и отдыхать

          людей экологически чистой продукцией;

  • существующая, хотя и в не очень хорошем техническом состоянии, но достаточно развитая транспортная сеть и инженерная инфраструктура.
 
 

 С другой стороны, как отмечалось выше, существуют негативные факторы, серьезно сдерживающие и осложняющие использование природных факторов и нормальное с точки зрения международных стандартов развитие рекреационного комплекса Калининградской области. К ним относятся: 

  • кризисное состояние экономики России и  области, что обуславливает, в первую очередь, явно недостаточное финансирование или его

          отсутствие при осуществлении проектов развития рекреационного

        комплекса;

  • ухудшение и осложнение транспортных связей области с Россией после распада СССР;
  • длительная закрытость области в советский период для иностранного туризма и формирование у местного населения своеобразной

          потребительской психологии: многие люди до сих пор ждут, что центр

         что-то даст или должен дать, тогда как надо надеяться на собственные

         силы;

  • отсутствие или слабое развитие современной строительной

           базы; 

  • отсутствие  достаточно разнообразного набора продуктов питания местного производства, тогда как появившиеся в последнее время обилие импортных продуктов не всегда обеспечено хорошим качеством;
  • напряженная, а местами кризисная, экологическая ситуация в области, включая загрязнение атмосферного воздуха, водных систем рек, озер,

          заливов и прибрежной части моря, почвенного покрова и пляжей,

Информация о работе Развитие экономики территории нынешней Калининградской области после второй мировой войны