Развитие экономики территории нынешней Калининградской области после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание

Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего хозяйственного
законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная
часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в
регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в
общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1
Общее представление о Калининградской области стр. 4
1.1. Общая информация о Калининградской области стр. 4
1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области стр. 6
1.3. Калининградская область – особая экономическая зона стр. 8
Глава 2
Состояние экономики Калининградской области стр. 11
2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области стр. 11
2.2. Промышленность Калининградской области стр. 14
2.3. Сельское хозяйство Калининградской области стр. 19
2.4. Транспорт Калининградской области стр. 23
2.5. Туризм в Калининградской области стр. 26
Заключение стр. 33
Список использованной литературы стр. 35

Работа состоит из  1 файл

контрольая по географии.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

природный газ  по ветке магистрального газопровода  «Сияние Севера».

Нефтепродукты закупаются в значительной мере за рубежом. Уголь поступает из Кузбасса. Хотя в области ведется добыча нефти, обсуждение проектов сооружения собственного нефтеперерабатывающего завода привело к заключению о нецелесообразности его строительства по экономическим соображениям.

Месторождения торфа обеспечивают только потребности  сельского хозяйства, хотя рассматривается вопрос увеличения его экспорта. Проект разработки в курортной зоне неподалеку от Светлогорска Грачевского месторождения бурого угля всего 50 млн. т для энергетических целей был отвергнут не только по экономическим, но и по экологическим причинам.

Некоторое наращивание  внутренних источников электроснабжения возможно при восстановлении ранее действовавших небольших ГЭС; сейчас завершается реконструкция самой крупной из них на реке Лава. Построена с помощью датской стороны первая ветроэнергетическая установка на побережье Балтийского моря, обладающего значительными ветро-энерго ресурсами. Гидро- и ветроэнергетика отличаются экологической чистотой, но производят в условиях области очень дорогую электроэнергию. К тому же они способны удовлетворить потребности региона в энергии лишь на несколько процентов. 

  Вблизи Калининграда с 1989 года ведется строительство крупной ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт, и работа которой предусмотрена на природном газе. С ее вводом потребности региона в электроэнергии, будут полностью удовлетворены и появится возможность ее частичного экспорта. Однако строительство затягивается из-за высокой стоимости (до 2 млрд. долларов). Решить проблему возможно, если Россия примет участие в проекте Балтийского энергетического кольца, который предполагает

объединить энергосистемы  всех стран региона Балтийского  моря. При условии поставки части производимой электроэнергии в эту новую энергосистему (а из нее – на Запад) появляется возможность получить необходимое финансирование из фондов ЕС.

Калининградская область имеет самые низкие показатели в черной металлургии, промышленности стройматериалов и легкой промышленности по России.

 Большие проблемы возникли у такой уникальной отрасли, как янтарная

промышленность. Янтарный комбинат с двумя тысячами работников обеспечивал всю добычу, первичную обработку янтаря и выпускал ювелирные изделия, в том числе на экспорт. Он оказался банкротом в результате непродуманной приватизации, неправильной стратегии развития, распространения незаконной добычи янтаря «старателями» и прямого воровства из карьера комбината.

Принятые меры, включая поддержку со стороны региональных властей, несколько улучшили положение. Сократившаяся добыча и переработка янтаря вновь стали расти.

Сейчас рассматриваются  проекты дальнейшего развития отрасли, включая

формирование  по образцу стран Запада промышленного  округа с большим числом фирм по переработке янтаря. 

 Они могли  бы составить конкуренцию подобным предприятиям в соседних Польше и Литве, где используются для производства украшений преимущественно калининградский янтарь-сырец и полуфабрикаты,

значительная  часть которых поступает через  границу контрабандным путем.

Усиливается и  меры охраны на комбинате и пограничного контроля за движением янтаря.

В условиях свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области с отменой таможенных барьеров относительно благополучное положение имеют лишь экспортно-ориентированные отрасли (хотя и здесь производство сократилось).

Сектор, работающий на внутренний рынок, находятся в крайне сложном положении из-за мощной (иногда недобросовестной) конкуренции импортных товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Сельское хозяйство  Калининградской  области 

Калининградская область относится к числу  самых освоенных в

сельскохозяйственном  отношении регионов России. Общая площадь сельхозугодий превышает 800 тыс. га, что составляет 60% площади суши. В области мелиорированы 92%  земель, и на поддержание осушительных систем требуются значительные затраты.

В развитии сельского  хозяйства наблюдаются существенные различия, вызываемые как природно-климатическими условиями, так и общим уровнем развития экономики, а также сложившимися привычками и структурой питания населения.

Калининградская область с 1990 года по настоящее время имеет отрицательные тенденции в объемах производства сельскохозяйственной продукции.

Резкий спад  производства 1990-е годы обусловлен сочетанием ряда негативных факторов. Во-первых, снижением спроса на продукцию сельского хозяйства из-за падения уровня жизни населения. Во-вторых, прекращением вывоза части продукции в Москву и другие промышленные регионы страны. В-третьих, конкуренцией более дешевой импортной продукции, особенно из развитых в

сельскохозяйственном  отношении Польши и Литвы, также испытывающих трудности сбыта продовольствия.  В-четвертых, прекращением государственного субсидирования производства аграрной продукции, резким повышением цен на технику, удобрения, комбикорма, горюче-смазочные материалы по сравнению с закупочными ценами на продукцию сельского хозяйства. В-пятых, недостатками в организации деятельности 192 акционерных обществ закрытого типа и товариществ с ограниченной ответственностью, которыми стали в ходе приватизации бывшие

колхозы и совхозы. 

 В-шестых, низкой  товарностью 5,6 тыс.  крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в среднем каждое по 18 га земель при незначительном количестве (или отсутствии) техники. В-седьмых,

слабой развитостью  рыночной инфраструктуры, не соответствующей  изменившимся условиям хозяйствования. Особенно большие трудности связаны с отсутствием механизма средне- и долгосрочного кредитования сельского хозяйства, не имеющего не только надлежащих условий расширенного воспроизводства фондов, но и зачастую оборотных средств для текущей деятельности.

В результате посевные площади за 1990-1998 годы снизились  с 416 тыс. га до

288 тыс. га. Более  половины из них заняты кормовыми  культурами, свыше 40% - зерновыми на фураж. Менее 5% приходится на картофель, чуть более 1% - на овощи, 1% - на масличные культуры (рапс).

 Намного сократилось  и поголовье скота: крупного рогатого скота – с 468 тыс. до 172 тыс. голов (в том числе коров – со 170 тыс. до 77 тыс.), свиней – с 271 тыс. до 94 тыс. голов (данные на 1 января 1991 г. и 1999 г.). Уменьшилась урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота. В результате производство мяса (в живом весе) снизилось с 101 тыс. т в 1991 г. до 51 тыс. т в 1998 г., молока – с 546 тыс. т до 238 тыс. т, яиц – с 339 млн. штук до 232 млн. штук.

Производство  все более принимает натуральный немеханизированный характер. В домашних хозяйствах производится около 92% картофеля и овощей, 54% молока и 41% мяса. Только в производстве зерна, кормов, птицеводстве и звероводстве подавляющую часть продукции дают крупные коллективные предприятия. На них приходится 82% производства зерна, 56% - мяса, 42% - молока и 73% яиц. Они характеризуются и наибольшим снижением объемов производства продукции и поголовья скота. 
 
 

  Сравнивая развитие сельского хозяйства Калининградской области с Северо-Западным регионом России и другими государствами, следует отметить, что во-первых, в растениеводстве в докризисный период (1990

( область имела урожайность сопоставимую с Литвой, Латвией и Эстонией (по пшенице выше, по картофелю ниже)) и значительно выше, чем в Псковской  и Новгородской областях (по пшенице до пяти раз, а по картофелю до двух раз). Во-вторых, кризис растениеводства поразил Калининградскую область более глубоко, чем другие регионы: урожайность зерновых и картофеля с 1990 по 1994 годы снизилась по области в два раза, а в Псковской и Новгородской областях увеличилась.

 В результате область занимает по многим показателям в растениеводстве последние места среди Балтийских государств. Особенно следует отметить слабое развитие картофелеводства, а также отсутствие производства (до 1995 года) сахарной свеклы при благоприятных природно-климатических условиях. В-третьих, в животноводстве область также имеет низкие показатели развития, хотя темпы снижения поголовья скота примерно соответствуют прибалтийским.

Другими словами, в растениеводстве проблемой  является низкая распаханность сельскохозяйственных угодий, при низких объемах внесения удобрений и слабой обеспеченности техникой (в дополнение к финансовым проблемам – обеспеченность семенами и так далее), а в животноводстве – слабая кормовая база, резко снижающая продуктивность в осенне-зимний период (в дополнение в проблемам племенного животноводства и общеэкономическим проблемам).

Вследствие того, что большинство фермерских хозяйств имеет малые площади сельхозугодий, слабо обеспечены машинами и механизмами, фермеры не имеют соответствующего образования, доступа к кредитным ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%.

Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Пока лишь отдельные  сельскохозяйственные предприятия области приспособились к изменившимся условиям и рыночным преобразованиям. Ситуация продолжает ухудшаться. Для стабилизации положения необходимы меры на федеральном и региональном уровнях. Требуется федеральная помощь системам развития племенного животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды.

Региональные  меры должны быть направлены на формирование рыночной

инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей

предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4.Транспорт  Калининградской  области 

Одним из приоритетов  регионального развития является транспорт, особенно

морской, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако они загружены только на треть, в то время как порты соседних Прибалтийских государств ежегодно обрабатывают до 50 млн. т российских грузов. Это связано с менее благоприятными тарифными условиями перевозок грузов в Калининград по железной дороге, а также необходимостью транзита через территории иностранных государств. Определенные ограничения привносит и необходимость прохождения судов в порты Калининграда по узкому и неглубокому морскому каналу протяженностью 40 км, проложенному по мелководному Калининградскому заливу.

 Имеется ряд  проектов сооружения глубоководного порта непосредственно на морском побережье, в близкой к морю Приморской бухте, а также предложения по использованию свободных причалов военного порта

В Балтийске. Это, прежде всего, порт «Восточный», грузооборот которого составит 34 миллиона тонн, в том числе 20 млн. т – нефтепродукты, 14 млн. т – генеральные, контейнерные, химические и другие грузы. В Светлом в стадии реализации находятся три проекта – «Свемаг», «Трансвет» и «Светпорт». На полуострове Коровий планируется строительство порта «Трансбалт» мощностью 12- 14 млн. т. АО «Западное пароходство» разрабатывает проект возведения порта «Прегольский». Кроме этого существует ряд более мелких проектов.  Однако все они сопряжены с необходимостью реконструкции железнодорожных путей, в том числе проходящих по территории зарубежных государств, прежде всего Литвы.

Вызывают сомнения и проблемы транзита грузов, а также  факт неполного использования нынешних возможностей портов.

Однако по сравнению  с другими вариантами сооружения новых портовых мощностей на российском побережье Балтики, в частности вблизи Санкт-Петербурга, калининградские проекты более привлекательны из-за того, что море здесь, зимой не замерзает.

Информация о работе Развитие экономики территории нынешней Калининградской области после второй мировой войны