Особенности развития пищевой промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:47, реферат

Описание

По мнению ряда ученых, занимающихся изучением экономики, в 21 веке одним их важных условий по устойчивому развитию пищевой промышленности является разработка и приведение в действие эффективной инновационной политики, главной целью которой должно стать внедрение новых технологий, изобретений, форм управления производством и организацией труда, основанных на достижениях научно-технического прогресса

Содержание

1. Специфика НТП пищевой промышленности………………………..……….3
2. Диверсификация производства, принципы и экономическое значение……9
3. Олигополистическая координация в отрасли……………………………….20
4. Особенности развития пищевой промышленности в России…………...…22
Список используемой литературы………………………………………….…. 28

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.79 Кб (Скачать документ)

Способствовало  разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.    

Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы  не поддаются однозначному определению. В настоящее время выдвигается  ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость  расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной  теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния  и возможностей предприятия (схема 1) и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном  и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних  и преуспевающих предприятий  диктуют различные стратегии  от «просто выжить» до образования  стратегических альянсов. Выделение  средств на социальные цели и благотворительную  деятельность свидетельствует о  том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются  в сторону формирования доброго  имени и марки фирмы.    

 

 

    Диверсификация  прежде чем приобрела современные  черты, в рамках глобальной стратегии  фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В таблице показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.    

Каждый  последующий этап был шагом в  достижении целей производства и  отличался изменением приоритетов  в развитии предпринимательской деятельности.    

Анализ  результатов англоязычных исследований позволяет выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности, что показано на схеме 2.     

 

 

    На  предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике и показано в табл. 1, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.    

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной  экономики является актуальным в  связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.    

Таблица 1.- Эволюция диверсификации производства

Эволюция  диверсификации производства

Эпохи исторического развития

Экономические предпосылки 

С редства достижения целей производства

Преобладающая форма организации производства

Последствия

Эпоха массового производства (до конца 20-х годов)

Концентрация  производства и централизация капитала в пределах отрасли 

Создание товара для рынка. Снижение издержек производства

Специализация производства ("чистые отрасли")

Создание товарных рынков

Эпоха массового сбыта (до середины 50-х  годов)

Концентрация  капитала в пределах отраслей.  
Товарная конкуренция  
  
  
  
  
  
Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция

Манипулирование набором товаров, используемых в  определенной области  
  
Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции)  
Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности.  
Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности

Горизонтальная  дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация.  
  
Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей)  
  
Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности)

Преодоление границ товарных рынков  
  
  
  
Отраслевые рынки  
  
  
  
Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки

Постиндустриальное  общество

Перенакопление  капитала в отдельных странах  
  
  
Критическая масса объемов производства в мировом масштабе  
  
Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе

Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей  
  
Оптимизация прибыльности в пределах деятельности  
  
Стратегия глобальной оптимизации деятельности

Географическая  диверсификация (набор стран).  
Международная интеграция  
  
Интернационализация производства  
  
  
Глобальная диверсификация

Преодоление границ национальных рынков.  
Региональные рынки.  
Эффект мультипликации на мировом уровне  
  
  
  
Преодоление границ региональных рынков

Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца  
90-х годов)

Мировая конкуренция 

Глобальная  оптимизация мирохозяйственных связей

Мировая экономика 

Мировой рынок 


 

  
    

В целях сокращения издержек на поиск  сфер приложения капитала и разработку перспективных стратегий диверсификации необходимо ответить на вопрос: почему равновеликие инвестиции, вложенные  в различные отрасли и сферы деятельности, присваивают различные массы прибыли? Самое простое объяснение разницы потенциальной эффективности отраслей состоит в том, что исторически в различные отрасли экономики вложено неодинаковое количество и качество совокупного общественного труда. Накопленный капитал - основной, финансовый, интеллектуальный - в отраслях с высоким производственным потенциалом позволил удовлетворить потребительский спрос и свел норму прибыли к среднеотраслевой.     

Ярким примером, подтверждающим это объяснение, может быть автомобилестроение.     

Мировой рынок автомобилей в настоящее  время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Для данной отрасли характерна высочайшая структурная конкуренция в основном цен и качества выпускаемых автомобилей. Вопрос лидерства в отрасли мог бы быть предметом долгой дискуссии, однако определенно можно выделить в числе лидеров японских производителей, автомобили которых отличаются высоким качеством и невысокой ценой. Важной характеристикой автомобилестроения является относительно низкая норма прибыли. Таким образом, высокая степень конкуренции, существование барьеров и самое главное - невысокая норма прибыли делают эту отрасль малопривлекательной для потенциальных инвесторов.    

В качестве противоположного примера  можно привести создание лекарства против СПИДА. Потребность человечества в лекарстве огромна, его цена и соответственно норма прибыли были бы также сверхбольшими. Но вместе с тем накопленный потенциал, прежде всего научный, еще недостаточен не только для производства лекарства, но и для его открытия и изобретения. Даже сверхвысокая норма прибыли не привлекает в эту отрасль прагматичных инвесторов.     

В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли:

  1. конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию;
  2. возможность появления новых конкурентов;
  3. производство товаров-заменителей;
  4. позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.

 

    В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке6.    

Не  отрицая важности перечисленных  факторов, характеризующих привлекательность  диверсификации производства, укажем те, которыми руководствуется предприятие при выборе того или иного вида деятельности: экономическая эффективность, уровень предпринимательского риска, продолжительность оборота капитала, уровень ликвидности.     

С точки зрения эволюции предприятия  совокупность и величина признаков  отличия остаются неизменными в определенный период времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса, изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются приоритеты в обществе. Ситуация заставляет предприятия адекватно приспосабливаться к изменившейся ситуации и искать новые товары, технологии, перспективы существования. Циклы диверсификации, следующие за циклическими колебаниями экономической конъюнктуры, в долговременном периоде порождают два разнонаправленных процесса (табл. 2).    

Посредством постоянного перелива и распределения между различными сферами в зависимости от понижения и повышения нормы прибыли капитал обусловливает такое соотношение между спросом и предложением, что всегда существует стремление развивать отрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этого достигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, а более существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отрасли и потребностями в продукции этой отрасли. Отсюда можно сделать вывод, важный как для определения направлений реструктуризации экономики, так и для распределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровню производственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.    

Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Необходимо выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, т.е. той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилем фирмы. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.    

Второму направлению свойственно, наоборот, другое утверждение - стратегия диверсификации необязательно связана с главным производством. Между двумя крайними позициями, по нашему убеждению, нет противоречия. Существо различных подходов состоит в том, что стратегические направления диверсификационной политики также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия.

Таблица 2.- Выравнивание отраслевых уровней рентабельности 

Выравнивание  отраслевых уровней  рентабельности

Традиционное  производство

Новое производство (диверсификация)

Падение нормы  
прибыли  
Извлечение капитала

Высокая норма  
прибыли  
Вложение капитала

Снижение  объема традиционного производства

Увеличение  объема производства новой продукции 

Отрицательный эффект масштаба производства

Положительный эффект масштаба производства

Уменьшение  предложения 

Увеличение  предложения 

Повышение цены  
товара

Снижение цены товара

Увеличение  прибыли 

Снижение прибыли 

Ликвидация  убытков 

Ликвидация  прибыли 


 

  
    

Связь между финансовым положением предприятия  и диверсификацией производства является достаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективность второго. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этапов развития, опирались на объективную основу - альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми возможностями традиционного производства.    

Отличие следующих этапов диверсификации состояло в уменьшении роли основного производства, не ограничивалось экспансией в свои или сопряженные отрасли и сопровождалось полным отрывом финансовых интересов от интересов производства. По мере развития как фирм, так и собственно диверсификации цели извлечения прибыли достигались путем расширения возможностей миграции капиталов за пределы отрасли, региона, национальные экономики. Поэтому два направления в развитии предпринимательской деятельности нетрудно объяснить эволюцией процесса от связанной диверсификации к автономной.

 
и т.д.................


Информация о работе Особенности развития пищевой промышленности в России