Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:41, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: провести анализ внешнеэкономических связей на примере конкретного предприятия и на этой основе разработать пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия.

Исходя из поставленной цели задачами настоящей дипломной работы являются:

- рассмотрение сущности и форм внешнеэкономических связей;

- изучение роли и значения внешнеэкономических связей в экономике;

- рассмотрение механизма регулирования внешнеэкономических связей;

- поиск путей повышения эффективности внешнеэкономических связей на рассматриваемом предприятии.

Содержание

Введение

1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей в деятельности предприятия

1.1. Основные понятия и направления внешнеэкономических связей

1.2. Формы межгосударственного сотрудничества и внешне-экономических связей

1.3. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

2. Анализ внешнеэкономических связей предприятия на примере ОАО «Коммунарка»

2.1. Общая оценка и характеристика внешнеэкономических связей предприятия

2.2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей

3. Пути повышения эффективности внешнеэкономических связей предприятия

3.1. Анализ зарубежного опыта организации внешнеэкономических связей

3.2. Практические рекомендации по развитию внешнеэкономических связей ОАО «Коммунарка»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа состоит из  1 файл

внешнеэкономичесикие связи.rtf

— 1.22 Мб (Скачать документ)

     Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности. 

     1.2 Формы межгосударственного сотрудничества и внешнеэкономических связей 

     Основной целью изучения данного вопроса является овладение понятиями, терминами и существенными положениями, позволяющими уяснить виды внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

       Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.

     Экспорт (невидимый) - операции по купле-продаже различных услуг, оказываемых морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом по перемещению грузов и пассажиров других стран; осуществлению страховых и кредитных операций; сдаче в аренду машин и оборудования, а также недвижимого имущества за рубежом; организация иностранного туризма. Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные организации. Как экспорт может засчитываться продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, расположенным и действующим на территории страны-экспортера вне зависимости от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу.

     Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Замещение импорта - замена на внутреннем рынке ранее импортированных товаров выпуском новой отечественной продукции или расширение объема ранее производимых в стране товаров. Замещение импорта происходит естественно и постепенно по мере становления и укрепления национальной экономики [37, с.26].

     Предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности. В том числе: производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и других. Некоторые из названных видов услуг требуют более детального рассмотрения.

     Посреднические услуги. Посредничество осуществляется лицами, которые не являясь представителями, выступают хотя и в интересах поручителя, но от собственного имени. К таким лицам закон относит коммерческих посредников, конкурсных управляющих при банкротстве и т.п., а также лиц, уполномоченных на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представляя интересы обеих сторон, коммерческий посредник лишь содействует заключению сделки путем нахождения лиц, заинтересованных в ее заключении, но сам сделок не совершает, т.е. не становится стороной подготовленной им сделки. Посредники с такого рода ограниченными функциями именуются в германском праве маклерами, англо-американском - брокерами, во французском - куртье.

     Независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и организации, содействующие обмену товаров с коммерческой точки зрения относятся к торговым посредникам.

     Посредник-комиссионер - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров комиссии с продавцами или покупателями товаров (комитентами) подыскивает контрагентов и заключает контракты от своего имени, но за счет комитентов. Важным условием договоров комиссии являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, качественным характеристикам товара, срокам поставок, гарантий и т.д.

     Посреднику-комиссионеру обычно поручают выполнение широкого круга дополнительных обязательств, таких как изучение рынка, создание сбытовой сети и сети технического обслуживания, ведения рекламы и т.д. За заключение сделок и выполнение дополнительных обязательств посредник получает вознаграждение чаще всего в виде процентов с сумм заключенных контрактов.

     Посредник-представитель (простой посредник) - это физическое или юридическое лицо, которое по договорам с продавцами и покупателями (принципалами) подыскивает им контрагентов. Принципалы самостоятельно ведут переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и исполняют контракты от своего имени и за сой счет. В некоторых случаях принципал и посредник договариваются о включении в соглашение обязательства последнего (посредника) гарантировать выполнение рекомендованным контрагентом конкретных обязательств, в т.ч. обязательств по платежам. Такие обязательства называются делькредере.

     Посредник-поверенный - это физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивают им контрагентов и заключают с ними контракты от имени и за счет доверителей. Подписанные контракты передаются доверителям для исполнения. Важным условием договоров поручения являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, по качественным характеристикам товаров, срокам поставки, гарантий и т.д.

     Посредник-консигнатор - это разновидность посредника-комиссионера, который сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом (продавцом) на склад посредника в соответствии с подписанным между ними консигнационным соглашением. Право собственности на товар сохраняется за консигнантом до его реализации. Система консигнации обычно применяется при сбыте товаров серийного и массового характера.

     Консигнационное соглашение всегда подписывается на срок, в течение которого посредник обязуется сбыть определенное количество товара, поставляемого консигнантом на склад посредника. Товар, не реализованный посредником, в течение установленного срока может быть возвращен консигнанту [7, с. 230].

     Консигнатор обычно занимается предпродажной доработкой товаров для повышения их конкурентоспособности на рынке.

     Посредник-дистрибьютор - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), занимающееся перепродажей товаров продавцов покупателям. Дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет (становится его собственником) и перепродает их покупателям также от своего имени и за свой счет. Посредник-дистрибьютор отличается от простого покупателя или продавца товаров тем, что связан со своим торговым партнером посредническим соглашением, которым определена номенклатура товаров, очерчен регион его деятельности и которое может включать такие обязательства посредника, как изучение рынка, создание сбытовой сети, выполнение предпродажной доработки товаров и технического обслуживания сбываемой продукции, ведение рекламы и т.д. Вознаграждение дистрибьютора образуется за счет разницы цен закупки и реализации товаров. Оно покрывает все издержки посредника и обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

     Законом «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» предусматривается такой ее вид как организация и осуществление деятельности в области аукционной торговли, проведения международных торгов. В международной практике имеет место биржевая торговля.

     Биржевая торговля - это торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж. В настоящее время через биржи осуществляется не менее 20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами.

     На биржах продаются без предварительного осмотра стандартные партии товаров определенного (базисного) сорта. Примерно 5-10 % сделок на биржах совершается на реальный товар, 90-95 % составляют срочные (фьючерсные) сделки . В результате сделок на реальный товар продавцы обязаны поставить товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи.

     Участники срочных сделок не преследуют цель продавать или приобрести товар. Срочные сделки на 80 % совершаются в целях спекуляции и на 20 % - в целях страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменений цен на товары.

     Срочные сделки состоят из двух этапов: первого - приобретения или продажи контрактов на стандартные партии товаров (приобретение или продажа фьючерса) и через некоторое время второго - обратной операции (офсетной) соответственно по продаже или приобретению таких же партий товаров. В специальные расчетные дни лица, от имени и за счет которых совершены срочные сделки (игроки), предъявляют в расчетную кассу биржи два контракта на приобретение и на продажу в разное время одних и тех же партий товара (или наоборот - на продажу и приобретение). Касса биржи выплачивает им (или взымает с них) суммы, отражающие изменения цен между первым и вторым этапами срочной сделки, т.е. игроки или выигрывают, или проигрывают.

     Продажа и приобретение товара на бирже осуществляется брокерами по поручению и за счет клиентов. Часть сделок брокеры осуществляют от своего имени и за свой счет.

     Аукционная торговля, в отличие от биржевой, - это продажа реального товара со строго индивидуальными свойствами. Аукционными товарами выступают в международной торговле пушнина, немытая шерсть, табак, чай, пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.п.

     Аукцион - это способ продажи некоторых товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляются для осмотра. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, реже потребителям, получая прибыль от разницы цен. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров (например, выделка сырых шкурок). [7, с.34].

     Аукционы оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от поставщиков товары сортируются по партиям (лотам), от каждой из них отбирается образец. Лоты со сходным качеством товара объединяются в стринги. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог и рассылает его возможным покупателям.

     Аукционный торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и отправной цены. Покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых аукционах в качестве отправной объявляют наивысшую цену, а затем снижают ее, пока один из покупателей не выражает согласия купить данный товар по этой цене. Известные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Калькутте, Коломбо.

     Одним из наиболее распространенных методов современной торговли является размещение заказов через международные торги.

     Торги (торговля тендерами) - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях. В процессе торгов сделка не заключается, а лишь определяется будущий контрагент.

     Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решение о передаче заказов.

     В современной международной практике применяются открытые и закрытые торги. В открытых торгах имеют возможность принимать участие все желающие фирмы, выкупив у тендерных комитетов условия торгов. Приглашения к участию в закрытых торгах рассылаются устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Получив такие приглашения, продавцы также выкупают условия торгов у тендерных комитетов. Закрытые торги обычно проводятся на сооружение сложных промышленных объектов или на выполнение специальных работ, требующих высокой квалификации и использования высоких технологий. Различают также гласные и негласные, международные и национальные торги.

     Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласования экономических интересов всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки позиций - по общему фонду, кадровой политике, способам управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение технических, инвестиционных и коммерческих рисков.

Информация о работе Основные направления развития внешнеэкономических связей предприятия (на примере ОАО "Коммунарка")