Нефтяная промышленность России и её роль на мировом рынке сырья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:46, курсовая работа

Описание

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции
России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности.
Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нефтяная промышленность России 5
1.1. Сложное положение в отрасли. 6
Глава 2. Размещение основных нефтяных баз России 8
Глава 3.Транспортировка нефти трубопроводами 13
3.1. Характеристики и преимущества
13
3.2. Развитие и размещение главных нефтепроводов 13
Глава 4. Роль экологического фактора для нефтяной промышленности 17
Глава 5. Роль российской нефти на мировом рынке сырья 21
Заключение 25
Приложение 27
Литература 34

Работа состоит из  1 файл

эк география.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

В условиях непрерывного ухудшения качественного состояния  сырьевой базы отрасли увеличение нефтеотдачи  приобретает стратегическое значение для стабилизации и развития процессов  нефтедобычи.

4. Особенности размещения  нефтеперерабатывающей  промышленности.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных со отношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли  нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно  очистить, поэтому она сначала  поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах  ее добычи. Затем очищенная нефть  поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение  нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее много численных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов. Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим. Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, 
Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск). Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны.

В настоящее время  там имеется лишь один центр переработки  нефти в Омске, куда поступает  небольшая часть добываемого  в районе жидкого топлива. 
 
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу

   ------------------------T-----------------¬

   Экономические  районы    ¦ Нефтепереработка¦

   ------------------------+-----------------+

   Север                   ¦     1,9         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Северо-Запад            ¦      --         ¦

   ------------------------+-----------------+

   ЦЭР                     ¦    16,6         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Волго-Вятский           ¦     7,7         ¦

   ------------------------+-----------------+

   ЦЧР                     ¦      --         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Поволжье                ¦    17,5         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Северный  Кавказ         ¦     7,1         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Урал                    ¦    24,3         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Западная  Сибирь         ¦     9,9         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Восточная  Сибирь        ¦    11,1         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Дальний  Восток          ¦     3,9         ¦

   ------------------------+-----------------+

   Калининградская  область ¦      --         ¦

   ------------------------+-----------------

   ИТОГО                   ¦ 100

5. Транспорт нефти.  Магистральные нефтепроводы.

В настоящее время  география нефтеперерабатывающей  промышленности не всегда совпадает  с районами ее переработки. Поэтому за дачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических 
особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны 
(Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу ют технологически связную сеть - единый объект экономического и  режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

                  ¦ Всего по России   ¦ По России

   Показатель     ¦ и странам СНГ     ¦ (АК "Транснефть")

   ---------------+-------------------+-------------------

   Протяженность  ¦ 62,3              ¦ 48,1

   нефтепроводов  ¦                   ¦

   тыс. км        ¦                   ¦

   ---------------+-------------------+--------------------

   Суммарная      ¦ 16530,0           ¦ 13759,0

   Вместимость    ¦                   ¦

   резервуаров    ¦                   ¦

   м3             ¦                   ¦ 

 

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов  страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа  Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);

На запад - нефтепровод  "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай Орск. Формирование в Западной Сибири главной  нефтяной базы страны  изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к За падной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск  Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;

На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент -Чарджоу;

На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки  нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

6. Задачи перспективного  развития отрасли.

В настоящее время  нефтяная промышленность России находится  в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т.

Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают  не с дополнительными государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их от расли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.

В указанном направлении  уже предприняты крупные меры. Задания по поставкам нефти для  государственных нужд сокращены  до 20% ее добычи, остальные 80% предприятия  имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существую щего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене.

Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту неф ти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности, образовано специальное Государственное предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государственных акций около 240 акционерных обществ, в том числе по добыче нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также по производству масел и смазок, переработке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также различные ассоциации, банки, биржи и другие организации.

Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и  нефтепродуктов созданы акционерные  компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных  обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.

Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Ре зультаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует об их неидентичности разведанным запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью - на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не иск лючена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.

Информация о работе Нефтяная промышленность России и её роль на мировом рынке сырья