Россия и ее роль в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:17, реферат

Описание

Россия и ее роль в мировом хозяйстве
Оценка роли внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии
В современном мире России приходится, как бы заново утверждать свои позиции. Чисто формально, например, с точки зрения решения проблем внешнего долга, Россия является правопреемницей СССР. Но фактически прежние позиции утрачены. Вместе с тем, создавая рыночную экономику, Россия стремится войти в мировое хозяйство как равноправный партнер, намеревающийся соблюдать и уважать международно-правовые основы мирового сообщества.

Работа состоит из  1 файл

Россия и ее роль в мировом хозяйстве.docx

— 32.19 Кб (Скачать документ)

Россия и ее роль в мировом хозяйстве

Оценка роли внешнеэкономического фактора в социально-экономическом  развитии

В современном мире России приходится, как бы заново утверждать свои позиции. Чисто формально, например, с точки зрения решения проблем внешнего долга, Россия является правопреемницей СССР. Но фактически прежние позиции утрачены. Вместе с тем, создавая рыночную экономику, Россия стремится войти в мировое хозяйство как равноправный партнер, намеревающийся соблюдать и уважать международно-правовые основы мирового сообщества. Нынешний старт России в мирохозяйственные отношения осуществлен с позиции не совсем благоприятной, так как ее социально-экономическое развитие характеризуется кризисом. Главное, что стоит выделить в современной позиции России,— существенное повышение роли внешнеэкономического фактора.

Наша страна является самой  крупной по территории — 17,4 млн. км2, с населением примерно 148 млн. чел. (6-е место в мире). Общеизвестно, что в наших недрах находятся огромные природные ресурсы. Особенно велики запасы угля и углеводородного сырья (до 20% объема мировых запасов). Развал СССР и серьезный спад, которым характеризуется нынешняя экономическая ситуация в России, предопределили иные позиции в мировом хозяйстве.

Следует отметить, что структура  производства в целом — индустриальная (доля промышленности в ВВП — 64%), но основное место принадлежит топливно-энергетическим отраслям (64% в структуре промышленного производства). Такой расклад предопределял прежде и предопределяет в настоящее время структуру российского экспорта. С точки зрения уровня эффективности российское производство существенно уступает уровню развитых стран. Объем условно чистой продукции в расчете на одного занятого в России составляет около 20% уровня США, 24% уровня Японии, 27% уровня Германии.

В процессе перехода к рынку  роль внешнеэкономического фактора существенно возросла, хотя, как было отмечено, экономическое развитие страны характеризовалось существенным спадом. Однако новые цели, новые задачи, наконец, иной характер экономической системы заставил рассматривать внешнеэкономические связи как существенный фактор экономического роста. Формирование основ рыночной экономики объективно потребовало реализации открытой внешнеэкономической политики. Без внешнего рынка России было бы очень сложно разрешить проблему товарного дефицита, ненаполненность внутреннего рынка. Обращение к импорту позволило существенно смягчить остроту первых месяцев переходного периода.

В современных условиях внешнюю  экономику следует рассматривать  в качестве важного системно - и структурообразующего фактора развития российской экономики. Особенность нынешних внешнеэкономических связей в том, что в их структуре имеется весьма крупная зона развития — отношения со странами ближнего зарубежья. На нее приходится около 60% объема внешнеэкономической деятельности. Объем внешнеторгового товарооборота Российской Федерации в 1998 г. превысил 132,4 млрд. долл. При этом экспорт составил 75 млрд. долл., импорт — 57,4 млрд. долл. Это выше уровня советской внешней торговли 1990 г. на 20% и на 40% превышает уровень 1992 г. Рост объема внешнеэкономической деятельности за последние два—три года отражает серьезные изменения в экономической ситуации в стране.

Финансовый кризис, разразившийся  в августе 1998 г., кардинально изменил экономическую обстановку в России. Период 1996—1997 гг. отмечен подавлением инфляции. Но снижение уровня инфляции в 1998 г. до 12% в год носило несколько искусственный характер, что было связано с поддержанием валютного курса на уровне 6 руб. за доллар. С помощью системы ГКО-ОФЗ это удавалось делать до весны 1998 г. Сокращение золотовалютных резервов и резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты вынудили российское правительство объявить о замораживании выплат по внешним обязательствам и девальвации рубля. Это привело к сокращению импорта многих жизненно важных товаров. Вместе с тем девальвация рубля стимулирует рост экспорта. Однако сложная финансовая ситуация в стране не позволяет экспорту выйти на должный уровень развития и существенно потеснить импорт.

Проводимые правительством меры по финансовой стабилизации не создали необходимых предпосылок для движения финансовых средств в материальное производство. Пока не наблюдается стремление интенсифицировать инвестиционный процесс. Тем самым прирост объема промышленного производства в стране за 1998 г. едва превысил 0,3%. Это значит, что об экономическом росте серьезно нельзя говорить. Кроме того, в ряде отраслей продолжается падение объемов производства. Все это не может создавать нормальных условий для развития экспортного потенциала России. Структура внешнеэкономических связей по-прежнему неблагоприятна. Не менее 75% объема структуры экспорта составляет топливно-сырьевая продукция, в том числе нефть и природный газ, на цветные металлы приходится около 56% экспорта. В годы реформ доля природных ресурсов страны, направляемых на экспорт, возросла. При этом доля готовой продукции сократилась. Сегодня эта доля крайне мала, что объясняется кризисным характером отечественной экономики. Пока спад не преодолен, сложно говорить об эффективности и качественном преобразовании внешнеэкономических связей России.

Либерализация внешнеэкономической  деятельности и создание нового механизма  управления внешними экономическими связями.

Либерализация внешнеэкономической  деятельности в нашей стране не осуществлялась в рамках реализации первоочередных мер перехода к рынку. Начало этому  процессу положил Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О либерализации  внешнеэкономической деятельности». На основе указа внешнеэкономическая  деятельность могла осуществляться любыми организациями, фирмами и предприятиями свободно, в заявительной форме. Тем самым разрушились последние остатки государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Была сломлена и валютная монополия государства. В 1992 г. Россия вступила в МВФ и стала формировать внутренний валютный рынок. Субъекты внешнеэкономической деятельности получили право на осуществление операций с инвалютой. Следует отметить, что разом рухнувшие ограничения и запреты создали условия для бесконтрольного, неучтенного вывоза различной продукции за рубеж, включая ценное стратегическое сырье и материалы. Такая ситуация способствовала развитию внутренней конкуренции среди экспортеров и не содействовала повышению эффективности внешнеторгового обмена. Государство в одночасье перестало контролировать объемы и направления экспорта и импорта, за исключением тех направлений, которые были предопределены долгосрочными межгосударственными соглашениями.

В первые годы реформы государственный  контроль за осуществлением внешнеэкономической  деятельности был ослаблен. Экспортеры и импортеры принимали решения, исходя из своих частных интересов. Поэтому общегосударственные интересы, интересы внешнеэкономической безопасности России часто отступали на задний план. В 1992-1993 гг., когда еще внутренний рынок страны не был наполнен в  достаточной мере, многие организации  и фирмы ввозили в обмен  на сырье и материалы продовольствие, одежду, товары культурно-бытового назначения зачастую не самого высокого качества. Такие операции давали огромные доходы (по 400—600% нормы прибыли), но оборачивались потерями прежних позиций на рынках машинотехнической и наукоемкой продукции. Ведь гораздо проще было экспортировать сырую нефть, бензин, цветные и редкоземельные металлы, чем торговать высокотехнологичным оборудованием.

В первые годы реформы, к сожалению, не была выработана единая концепция развития внешнеэкономических связей России. Она стала складываться несколько позже, когда правительство спохватилось и начало разработку перспективной концепции. Новый механизм управления внешними связями создавался постепенно. Его создание отличала крайняя непоследовательность мер, которые в целом не формировали единую систему и нередко противоречили друг другу. Меры по обвальному открытию внутреннего рынка чередовались с жесткими административными ограничениями.

Значительной вехой в  выработке единой внешнеэкономической  политики государства явился Закон  Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. В нем четко обозначены определяющие контуры долговременной внешнеэкономической политики страны, ясно выражена цель — защита экономического суверенитета и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство. Кроме того, закон определил компетенцию различных субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности на определенном уровне. В законе ясно прописаны основополагающие меры, составляющие содержание систем государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В сложившейся системе  управления внешнеэкономическими связями  первостепенное значение имеют решения  Президента Российской Федерации, Государственной  Думы, правительства. Конкретным органом, непосредственно управляющим внешними связями, является Министерство торговли, которое отвечает за разработку и  реализацию внешнеэкономической политики, за осуществление мер по регулированию  внешнеэкономических связей. Функции  Министерства торговли на местах выполняют  уполномоченные в республиках, краях  и областях России, а также торговые представительства за рубежом.

Важную роль в структуре  управления занимает Государственный таможенный комитет (ГТК), осуществляющий реализацию единой таможенной политики. Деятельность ГТК находится в рамках Таможенного кодекса, который действует в нашей стране с 1994 г. в соответствии с общими международными принципами, действующими в мировой торговле. Важную регулирующую роль выполняет Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, созданная в 1993 г. Эта служба осуществляет общегосударственную политику в области организации контроля за соблюдением законов в сфере валютных и экспортно-импортных операций. За этой службой сохраняется задача препятствовать «бегству» капиталов из России. За 1992-1999 гг. из России ушло не менее 100 млрд. долл.

Немалое значение в системе  регулирования внешнеэкономических связей имеет Центральный банк Российской Федерации. Он осуществляет единую политику валютного курса рубля, поддерживая его уровень, представляет интересы страны в Центробанках других стран, в международных финансово-кредитных организациях. Центробанк контролирует осуществление валютных операций коммерческими банками и другими организациями — агентами внешнеэкономической деятельности через выдачу лицензий на ведение валютных операций.

В системе управления внешнеэкономических  связей вырабатывались соответствующие административные и экономические меры: во-первых, обеспечение отечественным фирмам доступа к рынкам зарубежных стран; во-вторых, создание благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными контрагентами; в-третьих, формирование эффективной системы защиты интересов РФ на мировом рынке через валютный, таможенный и экспортно-импортный контроль; в-четвертых, защита экономических интересов страны на базе достижения договоренностей со странами — кредиторами России, с международными валютно-финансовыми организациями.

Постепенно в нашей  стране формируется классический инструментарий внешнеторговой политики, свойственной экономике рыночного типа. Таможенные пошлины составляют основу внешнеторгового регулирования импорта. Однако существовали и экспортные пошлины, регулирующие вывоз продукции за рубеж. Однако постепенно этот рудимент несовершенных рыночных отношений преодолевался. Вместе с тем существуют нетарифные инструменты. Они действуют в качестве административных мер ограничения импорта (квоты, лицензии, компенсационные пошлины, технические и потребительские стандарты). Эти меры сочетаются с использованием экономических средств, направленных на стимулирование экспорта. К ним относятся целевые кредиты, государственные закупки, страхование экспортных кредитов и инвестиций, налоги и сборы.

Россия в международных  экономических организациях

В современных условиях Россия как участник внешнеэкономической деятельности и активный функционер мирового хозяйства как бы заново пересматривает свои позиции участия в мирохозяйственных отношениях. Россия вторично входит в систему мирового хозяйства, только на общих основаниях, признавая все существующие правила игры, полностью уважая все международно-правовые акты и договоренности. С уходом в прошлое конфронтационных отношений в мире повышается значение механизмов многосторонних взаимодействий. Участие России в международных организациях, присоединение к многочисленным многосторонним конвенциям и соглашениям позволят ей занять соответствующее место активного и равноправного участника мирового хозяйства.

Ныне Россия участвует  в 300 международных организациях. Огромно  значение ООН и системы международных  экономических организаций, действующих под ее эгидой. Важнейшая роль в этой системе принадлежит Экономическому и социальному совету ООН (ЭКОСОС). Этот орган своей многогранной деятельностью охватывает все спектры социально-экономических проблем. В рамках ЭКОСОС существует множество комиссий и комитетов, занимающихся конкретными направлениями. В большинстве этих органов активно работают российские специалисты, как на постоянной основе, так и в качестве приглашенных экспертов. Примерами таких органов являются: Комиссия по социальному развитию, Комитет по природным ресурсам, Комиссия по статистике, Комиссия по науке и технике, Комиссия экспертов по международным стандартам учета и отчетности и многие другие.

Подразделениями ЭКОСОС являются комиссии, осуществляющие функции координации действий в области социально-экономического развития отдельных континентов. Таких комиссий — пять: Европейская экономическая комиссия, в деятельности которой уже в течение 16 лет СССР, а затем Россия, принимает активное участие; Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членом которой является и Россия; Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Российские организации  и учреждения активно действуют  в работе специализированных фондов и программ ООН: Программа экономического роста и развития, Детский фонд, Фонд по народонаселению, Всемирная продовольственная программа. Сотрудничество с этими фондами ООН открывает немалые потенциальные возможности для нашей страны в деле получения технического и организационного содействия развитию российской экономики и регионов. Следует обратить внимание на характер и степень участия России в таких крупных и представительных международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Старейшей из всех является МОТ, созданная еще в 1920 г. Ее деятельность касается борьбы против дискриминации в области труда и занятости, в области защиты прав, затрагивающих социально-трудовые вопросы. Наши специалисты были инициаторами многих элективных программ, предназначенных для условий стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Информация о работе Россия и ее роль в мировом хозяйстве