Население и трудовые ресурсы Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 03:57, контрольная работа

Описание

Численность населения Дальнего Востока — 7,6 млн. человек. Городское население составляет около 76 %. Дальний Восток — самый малонаселенный район страны. Средняя плотность 1,1 человек на 1 км2. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокой плотностью — 12,1 человек — выделяется Приморский край. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3— 0,8 человек на 1 км2. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения — русские. Живут здесь также украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи и большая группа коренных народностей — коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы. Освоение Дальнего Востока в период индустриализации и непродуманная при этом национальная политика вызвали острые демографические проблемы.

Работа состоит из  1 файл

экономическая ге1г.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

8.Население и трудовые ресурсы Дальнего Востока.                 Проблемы их использования.

 

 

      Численность населения Дальнего Востока — 7,6 млн. человек.  Городское население составляет около 76  %.  Дальний  Восток  —  самый  малонаселенный район страны. Средняя плотность 1,1 человек на 1 км2. По  территории  района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокой плотностью —  12,1 человек — выделяется Приморский край. Довольно густо  населена  южная  часть

Сахалина. В  то  же  время  в  Республике  Саха,  Магаданской  и  Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3—  0,8  человек  на  1  км2. Население   отличается   пестротой   национального   состава.    Подавляющее большинство  населения  —  русские.  Живут  здесь  также  украинцы,  татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи и  большая  группа  коренных  народностей  — коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы. Освоение Дальнего Востока в период индустриализации  и  непродуманная при этом национальная  политика  вызвали  острые  демографические  проблемы.

     Разрушение среды  обитания  малочисленных  народов  поставило  их  на  грань вымирания. Поэтому в настоящее  время  стоит  задача  всемерного  содействия возрождению среды обитания этих народов, создания  благоприятных  социальных условий для их нормальной жизни и  возрождения  традиций.  Как  и  в  других районах России, на Дальнем Востоке  в  начальный  период  становления  рынка возникла проблема занятости, появились безработные,  что  связано  в  первую очередь с конверсией оборонного комплекса. Обострились социальные проблемы.

    Трудовые ресурсы Дальнего Востока в течение десятилетий формировались за счет притока  на  крупные  стройки  квалифицированных  кадров  из  других регионов  России,  главным  образом   из   европейской   части   страны.   В территориальном отношении производство и население тяготеют к  южным,  более или менее благоприятным в климатическом и  транспортном  отношении  районам. Здесь расположены практически все предприятия машиностроения, оборонного комплекса, черной,  нефтеперерабатывающей,  лесной  и  деревообрабатывающей промышленности, железные дороги, крупные  транзитные  порты  общероссийского значения.  Здесь  же  сосредоточены  и  основные  наиболее  крупные   города региона. Численность населения в южных краях и областях  составляет  5  млн. человек, или две трети всего населения Дальнего Востока.

     На  Дальнем  Востоке  имеются  благоприятные  условия  для   развития рекреационного   обслуживания:   развития   туризма,    санаторно-курортного лечения. Но в настоящее время данная сфера не  получила  должного  развития.

   Федеральная целевая программа экономического и  социального  развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., утвержденная 15 апреля  1996г. Правительством РФ, включает  мероприятия  по  обеспечению  высокодоходной занятости, закреплению населения,  поддержанию  достойного  уровня  жизни  с учетом усложненных условий жизнедеятельности. Должна быть  усовершенствована система региональных социальных компенсаций.

Отток части  населения из районов  Крайнего  Севера  неизбежен,  но  в

Программе предусмотрены  мероприятия по упорядочению этого  процесса,  которые позволят максимально сократить экономические  и  психологические  потери  за счет организованного  содействия  переселению  в  основном  в  южные  районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий  должны  осваиваться параллельно с созданием в южной зоне тыловых баз  и  постоянного  жилья  для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Российская региональная  политика на современном этапе.

 

                    

 Современное состояние региональной экономической политики в нашей стране во многом определяется тем, что Российская Федерация в ее современном виде создавалась наспех. Предотвращение ее распада потребовало скорейшего заключения Федеративного договора. В результате он, безусловно, сыграл свою историческую роль, но ценой закрепления уже сложившихся отношений между центром и регионами, отличающиеся неравноправием субъектов федерации и уже по одному этому не соответствующие принципам федерализма. Кроме этого, договор оказался слишком общим, оставив открытыми многие вопросы. Не решила их и Конституция. Она, уравняв в правах все субъекты Федерации (включая автономные округа), в то же время, закрепила вхождение указанных округов в состав краев и областей и предусмотрела возможность заключения иных (наряду с федеративным) договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. К которым, в частности, относятся двусторонние договора между федерацией и ее субъектами, в результате чего регионы на деле получают различную степень суверенитета. Причем, границы разделения полномочий и предметов ведения вообще не оговариваются, допуская в том числе и обе крайности, то есть полное сосредоточение власти либо в центре, либо в регионе. Тем самым ставится под сомнение не только равноправие субъектов федерации, но и само федеративное устройство, поскольку и унитаристские и сепаратистские тенденции оказываются конституционно допустимыми. Однако прежде чем принимать такой закон, под него следует подвести строгую научную базу, позволяющую разграничивать предметы ведения и полномочия так, чтобы это в наибольшей степени содействовало стабилизации и росту экономики. Поскольку каждый уровень имеет для этого свои специфические возможности, в соответствии с которыми и должно в конечном счете осуществляться указанное разграничение. Они носят объективный характер и поэтому должны стать предметом региональной экономической науки. Что же касается закона, определяющего его общие основы, то он должен стать законом о содействии стабилизации и росту экономики и служить единой основой для всех других законов, определяющих деятельность как государства, так и всех входящих в него субъектов.

Под региональной политикой  в Российской Федерации понимается система целей и задач органов  государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Цели региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование многообразия экономических возможностей регионов, эффектов региональной агломерации, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие, как отмечено в «Основных положениях региональной политики…», является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

Для реализации задач  региональной политики могут быть использованы разнообразные формы и методы государственного регулирования как  административного, так и (главным  образом) экономического воздействия. Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы. Основными источниками функционирования региональных экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты, средства бюджетов республик, краев и областей.

Особое значение в  составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам  финансового и денежного регулирования. Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также, введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

 

8. Провести классификацию  стран по форме организации  государства и уровню развития, заполнив таблицу

 

 

Страна

Государственный строй

Столица

Размер территории

Уровень развития

Размер ВВП на душу населения

1.Великобритания

парламентская монархия

Лондон

244 820 км2

Ведущий сектор экономики-сфера услуг

31800 (2006г.)

2.Германия

Конституционная федеративная республика

Берлин

357 022км2

Крупнейшая экономическая  держава в Европе,экономика страны активн развита благодаря модернизации восточного региона

40508

3.Греция

Парламентская республика

Афины

131 940 км2

Хорошо развит туризм и сфера услуг

29965

4.Дания

Конституционная монархия

Копенгаген

43 094 км2

Высокоразвитая промышленная и сельскохозяйственная страна.

56081

5.Исландия

Конституционная республика

Рейкьявик

103 000 км2

Высокоразвитая страна.Пищевая  ветвь промышленнсти является самой  главной.

39604

6.Италия

Парламентская демократия

Рим

301 230 км2

Современная промышленность, высокопродуктивное сельское хозяйство

34159

           

7.Польша

Парламентская демократия

Варшава

312 679 км2

Тяжелая промышленность уступает место электронной,однако сектор услуг стремительно развивается

12249

8.Норвгия

Унитарная конституционная  монархия

Осло

323 802 км2

Самая высоко развивающая страна. Важным сектором экономики является рыболовство

53000

9.Латвия

Конституционная республика

Рига

64 589 км2

Промышленная страна, сектор услуг главная отрасль  экономики

11190

10.Румыния

Конституционная республика

Бухарест

238 391 км2

В Румынии  одни из крупнейших залежей нефти и природного газа в Европе.

7542

11.Бельгия

Конституционная монархия

Брюссель

30 528 км2

Хорошо развитая страна.

42983

12.Венгрия

Парламентская республика

Будапешт

93 028 км2

Осуществляет переход  от централизованной к свободной  рыночной экономики

13053


 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский  – на – Амуре государственный 

технический университет»

 

 

Кафедра «Экономика, финансы и управление»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономическая география»

Вариант№7

 

 

 

 

Студент 0ФК5а А.В.Печкуренко

Преподаватель И.А.Ваганова

 

 

 

 

2012г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Население и трудовые ресурсы Дальнего Востока