Конкурентоспособность экономики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:47, реферат

Описание

Целью данной работы является:
-дать оценку состояния конкурентоспособности экономики Украины;
-представить пути повышения конкурентоспособности экономики Украины;
-выявить, какие украинские товары являются конкурентоспособными в мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Определение конкурентоспособности………………………………… стр. 5
Глава 2. Конкурентоспособность экономики Украины…………………………. стр. 10
Глава 3. Повышение конкурентоспособности экономики Украины………….. стр. 13
Заключение………………………………………………………………………… стр. 17
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность Украины.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 
 
 

Экономический факультет

Кафедра международной экономики 
 

Конкурентоспособность экономики Украины 
 
 
 
 
 

                  Студентка 2 курса группы 201 МЭ

                  Иминова Эмине

                  Научный руководитель

                  Кузнецов  М.М. 
                   
                   
                   
                   

Симферополь – 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Определение конкурентоспособности………………………………… стр. 5
Глава 2. Конкурентоспособность экономики  Украины…………………………. стр. 10
Глава 3. Повышение конкурентоспособности экономики Украины………….. стр. 13
Заключение………………………………………………………………………… стр. 17
Список  использованных источников…………………………………………….. стр. 19
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной  продукции во всем мире рассматриваются  как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.

     Понятие «конкурентоспособность» появилась  в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой  конкурентоспособности продукции  начали заниматься и в СССР. К  началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машино-технической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР. Именно эта методика до сих пор служит основой для оценки конкурентоспособности всех видов продукции. Сейчас появилось множество методик оценки конкурентоспособности как промышленной так и не промышленной продукции. Несмотря на то, что все они базируются на методологии разработанной в 1984 году.

     Национальная  конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

  1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
  2. уровень производительности факторов производства в данной стране;
  3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

     В рамках первых двух определений повышение  национальной конкурентоспособности  отождествляется с ростом жизненных  стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано  с такими областями экономической  теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. 

     Целью данной работы является:

     -дать  оценку состояния конкурентоспособности  экономики Украины;

     -представить  пути повышения конкурентоспособности  экономики Украины;

     -выявить,  какие украинские товары являются  конкурентоспособными в мире.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     - раскрыть сущность конкурентоспособности;  показать основные подходы к  оценке конкурентоспособности продукции;

     - определить факторы, влияющие  на конкурентоспособность;

     -рассмотреть  понятие уровня конкурентоспособности  экономики;

     -изучить  методы повышения конкурентоспособности;

     Данная  тема является весьма актуальной в  настоящее время, так как в  современных условиях конкурентоспособность  страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной  системы, определяет характер ее участия  в международном разделении труда, выступает гарантом экономической  безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить  товары и услуги, удовлетворяющие  требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. 
ГЛАВА 1.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

     Развитие  любой страны современного мира напрямую зависит от того места, которое она  занимает на мировом рынке. Как экономическая  категория, конкуренция – это  экономическая борьба, соперничество  между отдельными производителями  продукции, работ, услуг для удовлетворения своих интересов, связанных с  продажей этой продукции, выполненных  работ, предоставлением услуг одним  и тем же потребителям. Соответственно, конкурентоспособность – это  свойство объекта, которое характеризуется  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; это  способность продвигать свои товары на рынке.

     Конкурентоспособность страны — мощный аналитический и политический инструмент. Он появился в течение последних двадцати лет. Оценивает, как нации (страны) формируют свое экономическое будущее. Сегодня конкурентоспособность страны (КС) — одна из самых влиятельных концепций в экономике развития и практической политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных для стабильного роста неэкономических явлений, таких, как качество политических процессов и общественного управления, уровень образования, научная база, верховенство закона, культура, системы ценностей и информационная инфраструктура.

     Применяемая сегодня на практике большим количеством развитых и развивающихся стран концепция КС анализирует, каким образом политика национального правительства способствует развитию конкурентного национального, социально-ответственного бизнеса во благо процветания нации.

     Публикация  Майклом Портером в 1990 году работы «Конкурентные преимущества наций» (The Competitive Advantage of Nations), создание им при Гарвардском университете Института стратегии и конкурентоспособности, параллельные исследования этой проблематики двумя другими центрами — Институтом развития менеджмента в Лозанне и Всемирным экономическим форумом в Давосе, а также создание целого ряда национальных и региональных центров по проблемам конкурентоспособности говорят о распространении и жизнеспособности данной концепции.

     Что такое конкурентоспособность нации (страны)? КС — это не производительность труда или прибыльность бизнеса. КС отличается от обычных экономических  показателей тем, что всегда включает «сознательно управляемый» долгосрочный аспект развития.

     По  большому счету, это способность  страны достичь и поддерживать высокие  темпы экономического роста, выражающиеся в постоянном приросте уровня ВВП  на душу населения. То есть это то, каким  образом нации создают и поддерживают среду, обеспечивающую конкурентоспособность  своих экономических агентов. В  конечном счете, высокая КС приводит к высокому уровню и качеству жизни  населения.

     Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности  ее промышленности вводить новшества  и модернизироваться. В результате испытуемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке  конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных  внутренних соперников, агрессивных  поставщиков и требовательных местных  потребителей.

     В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых  масштабах возрастает, роль государств становиться все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы.

     Различия  в национальных ценностях, в культуре, структуры экономики, в существующих организациях и историческом развитии – все это вносит вклад в  достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности  для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным  во всех, или хотя бы в большинстве  отраслей.

     Самыми  важными факторами, определяющими  конкурентоспособность, являются :

     • уровень развития экономики

     • процентная ставка

     • курс валюты

     • стоимость рабочей силы 

     Правило ромба для конкурентных преимуществ страны

     Ответ на вопросы : Каким образом конкретные компании ,базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям ? 

     Почему  они неустанно идут по пути улучшений , ведут поиск более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменения и новшеств ? Лежит в четырех атрибутах страны, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство , которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. 

     

     Рис.5 Детерминанты конкурентных преимуществ стран. 

     1. Условие для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной силы или инфраструктуры, необходимые для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.

     2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.

     3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей – поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.

     4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.

     Эти факторы обуславливают возникновение  национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Каждая вершина приведенного на рисунке ромба – и весь он в целом – иллюстрирует существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции в международных масштабах : доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли; информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они задействуют свои ресурсы и квалификацию сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании; и, что очень важно, испытываемое компанией давление, вынуждающее ее делать вложения и осуществлять нововведения.

     С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция –  это нечто совершенно излишнее: она  приводит к дублированию усилий и  мешает компаниям достигать больших  масштабов производства.

     В конечном итоге конкретные страны достигают  успеха в определенных отраслях в  связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих  случаях наиболее благоприятными, динамичными  и перспективными. 

     ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ  УКРАИНЫ

     Развитие  любой страны познается в сравнении  – международном. А ее интегральный показатель – качество жизни и  условия проживания. С этих позиций  Всемирный экономический форум (ВЭФ) проанализировал ситуацию в 142 странах  мира. В обнародованном недавно ВЭФом ежегодном докладе по глобальной конкурентоспособности стран на 2011-2012 годы Украина поднялась в рейтинге на семь ступенек (по сравнению с аналитическим исследованием за 2010-2011 гг.). Но пока находится на 82 строчке списка ВЭФ.

Информация о работе Конкурентоспособность экономики Украины